Правовой статус субъектов института опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Граждане Республики Абхазия вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Имеют возможность самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности при наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 111.08 Кб (Скачать файл)

состояние,   отношение  с  опекуном,  возможность  опекуна  обеспечить

потребности   совершеннолетнего  недееспособного  гражданина.

    По  результатам  плановых  и  внеплановых проверок исполнения обязанностей  по  опеке  в отношении совершеннолетнего недееспособного

гражданина составляется акт о проверке условий жизни совершеннолетнего

недееспособного   гражданина,  соблюдении  опекуном  прав  и  законных

интересов  совершеннолетнего  недееспособного  гражданина, обеспечении

сохранности  его имущества, а также о выполнении опекуном требований к

осуществлению  своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - акт

о проверке условий жизни).

       В  акте  о  проверке  условий жизни указывается оценка соблюдения прав  и  законных интересов совершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности  его  имущества,  а  также оценка обеспечения его уходом и

лечением, соблюдения условий его содержания.

    При  выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном     или     попечителем     обязанностей, в  акте  о проверке условий

жизни   или  в  акте  об  исполнении  попечителем  своих  обязанностей

указываются:

     а) перечень выявленных нарушений  и сроки их устранения;

     б)   рекомендации  опекуну  или  попечителю  о  принятии  мер  по

исполнению возложенных на него обязанностей;

     в)   предложения   о   привлечении   опекуна   или  попечителя  к

ответственности    за   неисполнение,   ненадлежащее   исполнение   им

обязанностей.

     При  выявлении  фактов  нарушения  опекуном  прав и законных

интересов   совершеннолетнего  недееспособного  гражданина  в  акте  о

проверке  условий жизни дополнительно указываются выявленные нарушения и  сроки  их  устранения,  рекомендации  опекуну  о  принятии  мер  по улучшению условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина.

     Акт  о  проверке  условий  жизни  и акт об исполнении попечителем своих  обязанностей  оформляются  в  2  экземплярах,  один  из которых направляется   опекуну   или  попечителю  в  течение  3  дней  со  дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

     Акт о проверке условий жизни и акт об исполнении попечителем своих  обязанностей являются документами строгой отчетности и хранятся в личном деле совершеннолетнего подопечного.

    При выявлении и в процессе учета детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства ведет статистическую отчетность. Также органы опеки и попечительства ведут учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в журнале первичного учета детей.

     Органы опеки как были в количестве одного-двух человек, так они и остаются. Они не ориентированы на то, чтобы устраивать ребенка в семью или решать в его родной семье возникающие проблемы. При этом всем уже известно, что устройство ребенка в семью не только психологически и нравственно целесообразно, но и финансово: содержание ребенка в интернате в 2-3 раза дороже, чем у опекунов. Закон не отвечает главной задаче - как устраивать судьбу ребенка, когда в этом есть необходимость. В нем ничего не говорится о том, как будут реализоваться программы, обеспечивающие жизнь ребенка в первую очередь в семье, как можно вовлекать разные структуры в решение судьбы каждого ребенка в конкретной жизненной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Установление и прекращение опеки и попечительства.

 

    В зависимости от того, устанавливается ли опека и попечительство над ребенком или над взрослым, она имеет свои особенности, которые я хотела освятить в отдельных пунктах. 

  1. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними.

  Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

    Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав).

    В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

     Как я уже отмечала ранее, гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только при наличии его согласия. Опекунами (попечителями) над несовершеннолетними чаще всего назначаются их близкие родственники, что позволяет наиболее полно учесть требования, предъявляемые к опекуну (попечителю) и интересы самого ребенка.

  Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента принятия органом опеки и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского или попечительского удостоверения.

    При достижении ребенком, над которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.

    Говоря об опеке над несовершеннолетними, следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Одним из важнейших прав ребенка, способствующих его развитию, является право на общение с родителями, предусмотренное. Данное право сохраняется и за ребенком, над которым установлены опека или попечительство. Передача на воспитание в семью опекуна (попечителя) не связана с прекращением правоотношений с родителями. Сюда бесспорно относится и возможность общаться с ними.

     Возможны случаи, когда родители, несогласные с отменой или ограничением своих родительских прав, могут попытаться выкрасть ребенка из семьи опекуна (попечителя). Во избежание подобных эксцессов опекунам и попечителям предоставляется право требовать через суд возвращения ребенка от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя, в том числе и близких родственников. Это способствует максимальной защите интересов ребенка.

    2.Установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами.

     Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

    Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать значение своих действий и отдавать отчет в своих поступках.35

    В соответствии со ст. 29 ГК РА гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение подобных дел имеет целый ряд особенностей.

     Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или  других общественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

    При подготовке дела к судебному разбирательству судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы:

1) страдает ли обследуемое лицо душевной болезнью, и какой;

2) может ли это лицо отвечать за свои действия;

3) нуждается ли обследуемый по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки?

     По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела.

  

 

 

    Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным в зависимости от состояния своего здоровья.

   Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

     Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.

     3. Установление попечительства над совершеннолетними гражданами.

     Над совершеннолетними гражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение.       Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами, дающее основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение.

     Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

     Гражданин, над которым после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.

    Существенным различием между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного.

     Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Как я уже говорила выше, патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.

      Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.

     В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать и администрация специализированного стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).

  Следует, однако, помнить, что гражданин, над которым установлен патронаж, ни в коей мере не ограничивается в своей дееспособности. Следовательно, он может самостоятельно заключать любые сделки. Попечитель является помощником такого гражданина, способствуя максимальной защите его прав, свобод и законных интересов.

    При прохождении практики, отдел опеки и попечительства предоставил четкий перечень документов, необходимых для оформления опекунства или попечительства.. Это: заявление опекуна или попечителя, согласие супруга( или супруги, нотариально заверено), характеристика с места работы или места жительства опекуна или попечителя, справка с работы опекуна (необходимо указать заработную плату или декларацию о доходах),  справка с места жительства, свидетельство и  браке опекуна или попечителя (копия, нотариально заверенная), документы о праве собственности на жилье, акт проверки жилых помещении и копии паспортов.

     А также необходимы справки от врачей: психиатр, венеролог, фтизиатр, терапевт, инфекционист, невропатолог, онколог, нарколог и медицинское заключение. Также необходима справка на опекунов или попечителей из МВД РА об отсутствии судимости.

     От опекаемого также требуются: свидетельство о рождении(нотариально заверить), справка со школы (если учатся) или с работы (если работает), согласие опекаемого старше 10 лет, свидетельство о смерти родителей (нотариально заверить), или постановление суда о лишении родительских прав, и о признании недееспособности, также акт обследования жилищно-бытовых условии, и справка о состоянии здоровья ребенка. 

Информация о работе Правовой статус субъектов института опеки и попечительства