Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 11:13, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее изучение и исследование одного из видов личных неимущественных прав – права на деловую репутацию юридических лиц, а также непосредственная защита этого права и ее особенности.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение сущности нематериальных благ;
2.Дать понятие деловой репутации юридических лиц;
3.Исследовать внесудебный и судебный порядок защиты деловой репутации, компенсации вреда.
4. Выявить проблемы существующего законодательства по поводу защиты деловой репутации юридических лиц.
Введение 3
Глава 1. Понятие деловой репутации юридических лиц 5
1.1 Понятия и признаки нематериальных благ 5
1.2 Деловой репутация как гражданско-правовая и экономическая категория 6
Глава 2. Охрана и защита деловой репутации юридических лиц 9
2.1 Способы защиты прав в суде 9
2.2 Опровержение сведений, порочащих деловую репутацию и компенсация 15
Глава 3. Проблемы защиты деловой репутации юридических лиц в действующем законодательстве 18
Глава 4. Материалы судебной практики 24
Заключение 29
Список литературы 31
Согласно действующему гражданскому законодательству деловая репутация юридических лиц относится к нематериальным благам, и охраняются государством от любого неправомерного посягательства со стороны третьих лиц. Следовательно, нарушителями могут выступать как физические, так и юридические лица.
Ст. 152 ГК РФ устанавливает, что граждане вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространившее такие сведения лицо не докажет, что они соответствуют действительности. Юридическое лицо аналогичным образом может требовать опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию. Для этого необходимо выполнение следующих требований.
Во-первых, сведения должны быть распространены.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию юридических лиц, следует понимать:
- опубликование таких сведений в печати;
- их трансляцию в радио- и телепрограммах, в других СМИ;
- изложение в служебных характеристиках, заявлениях, адресованных должностным лицам;
- распространение в публичных выступлениях;
- сообщение в иной форме нескольким или хотя бы одному лицу.
Во-вторых, распространенные сведения должны не соответствовать действительности, т.е. быть ложными.
В-третьих, распространенные сведения должны носить порочащий характер.
Также выявлены некоторые пробелы в законодательстве РФ по поводу того, вправе ли юридическое лицо требовать компенсацию вреда, нанесенного репутации юридического лица. Все изложенное позволяет прийти к выводу, что если российским законодательством будет воспринята идея денежной компенсации деловой репутации, то этот механизм должен быть таким: нарушение деловой репутации юридического лица влечет в качестве основной меры взыскание убытков. Денежная компенсация деловой репутации, если опровержения недостаточно для ее восстановления и если она не восстановлена, независимо от того, каким образом это произошло, к моменту рассмотрения спора судом может компенсироваться в силу того, что отсутствует фактическая возможность восстановления деловой репутации.
Конституции РФ
1 ст. 150, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011
2 Суханов Е.А. Учебник по гражданскому праву том 2. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2004-2005.
3 БЭС. 2-е изд. М.: Большая российская энциклопедия, 1997. С. 1012.
4 Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 151.
5 Сошникова М.П. Гражданско-правовые и экономические аспекты деловой репутации // "Законодательство и экономика", 2008, № 1
6 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"
7 Склярова Я. В. Возмещение убытков как способ защиты деловой репутации //
Убытки и практика их возмещения: Сборник статей / Отв. ред. М. А. Рожкова. — М.: Статут,
2006;СПС «КонсультантПлюс».
8 ст. 152, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011
9 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"
10 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»
11 «Гражданские процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ
12 ст. 152, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011
13 ст. 1068, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011
14 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
15 Федеральный закон от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "Закон о средствах массовой информации"
16 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
17 Конституция Российской Федерации
18 ст. 152, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
Информация о работе Право юридических лиц на деловую репутацию и его гражданско-правовая защита