Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:28, курсовая работа
Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования.
Местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя, представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие основных принципов местного самоуправления………………...…5
2.Нормативно-правовые основы принципов местного самоуправления……...9
3.Содержание основных принципов местного самоуправления……………..15
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………
Что означает активность под
свою ответственность? В правоведении
принято различать
Конечно, законодатель, говоря
об ответственности населения, имеет
в виду ответственность положительную.
Деятельность под свою ответственность
- это не обязанность населения
претерпевать коллективные лишения, применяемые
государством, а обязанность деятельно
осуществлять собственные самоуправленческие
права, полномочия. Правда, ответственное
самоуправление предполагает, что в
случае ненадлежащего осуществления
гражданами своих прав вытекающие отсюда
неблагоприятные социально-
Активность, признаваемая и
гарантируемая Конституцией. Признаваемая
активность - осуществляемая людьми как
их естественное социальное притязание
в одностороннем порядке
Здесь уместна аналогия с
уровнем самостоятельности
Гарантируемая активность -
подкрепляемая, защищаемая государством
с помощью ряда мер, прежде всего,
тех, что предусмотрены
Содержание местного самоуправления. Его составляют вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, вопросы местного значения - это совокупность дел, во-первых, нацеленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности местных сообществ жителей и, во-вторых, решаемых самими этими сообществами самостоятельно или предрасположенных к такому решению, пусть и посредством публичного управления, разделяющего управляющих и управляемых. Круг вопросов местного значения очерчен в гл. 3 Закона от 6 октября 2003 г.
Пространственные рамки
местного самоуправления. Такие рамки
законодатель устанавливает с помощью
категории "муниципальное образование".
Муниципальное образование - это
городское или сельское поселение,
муниципальный район, городской
округ либо внутригородская территория
города федерального значения. Отличительные
признаки муниципального образования:
а) осуществление в его рамках
местного самоуправления; б) обособленная
муниципальная собственность; в) местный
бюджет; г) наличие органов местного
самоуправления (представительного, исполнительно-
Субъектный состав местного самоуправления. Для формализации субъектного состава местного самоуправления законодатель использует двухуровневую модель4. К первому уровню он относит население соответствующих муниципальных образований. Следовательно, основой управленческой деятельности являются воля и интересы местных сообществ, то, что объединяет отдельных жителей в единый территориальный коллектив. При этом под едиными интересами жителей следует понимать органичный сплав индивидуальных и групповых интересов, складывающихся на местах. Таким единым интересом, например, выступают энергетические, транспортные, жилищно-коммунальные, торговые сети, рынок труда и капитала, учреждения образования и здравоохранения, обеспечивающие удобное жительство и эффективное взаимодействие людей во всех сферах их жизнедеятельности.
Второй уровень составляют
отдельные жители, иные непосредственно
изъявляющие свою волю субъекты по
отношению к общемуниципальным
интересам. Это, конечно, и органы местного
самоуправления. Общие запросы жителей
выявляются в процессе их взаимодействия,
задавая программу деятельности
органов местного самоуправления. Последние
в правовой сфере выступают
Статьей 130 Конституции РФ определено, что местное самоуправление "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения".
Понятие "самостоятельное
решение" в данном контексте может
иметь несколько вариантов
а) решение, принимаемое населением
через формы прямого
б) решение, принимаемое через формы прямого волеизъявления или представительным органом местного самоуправления;
в) решение, принимаемое через формы прямого волеизъявления или обладающим соответствующим полномочием органом (должностным лицом) местного самоуправления.
Для понимания, какой из приведенных вариантов более корректен, необходимо руководствоваться положениями Конституции РФ. Когда речь идет о прямом волеизъявлении населения, в Конституции РФ используется термин "непосредственно", в частности, в ст. 3 Конституции указано: "Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления".
В статье 132 Конституции в числе вопросов местного значения указаны: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление охраны общественного порядка. Решение указанных вопросов осуществляется различными органами местного самоуправления. Более того, все эти вопросы не могут осуществляться исключительно представительным органом местного самоуправления, т.к. традиционным требованием к демократической организации власти является обособленность органов, обладающих полномочиями по утверждению бюджета и по его исполнению.
Организационные формы местного самоуправления выбираются населением каждого муниципального образования самостоятельно. Это следует из нормы ст. 131 (п. 1) Конституции РФ, установившей, что "структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно". Вместе с тем эта самостоятельность не абсолютна. Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 января 1997 г. "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", организация муниципальной власти должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и вытекающим из этих основ принципам демократии и децентрализации власти5.
В целях реализации указанной правовой позиции Конституционного Суда РФ в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 октября 2003 г.) установлен ряд требований к структуре органов местного самоуправления. Во-первых, установлен перечень органов местного самоуправления, обязательных к формированию во всех муниципальных образованиях: представительный орган муниципального образования (исключение - муниципальные образования с численностью избирателей менее 100 человек, где полномочия представительного органа осуществляет сход жителей муниципального образования), глава муниципального образования и местная администрация. Во-вторых, установлен запрет на совмещение должности главы местной администрации и председателя представительного органа муниципального образования (исключение - муниципальные образования с численностью населения менее 1000 человек).
Наряду с приведенными
требованиями в названном Законе
перечислен ряд норм, излагающих закрытый
перечень вариантов решения отдельных
вопросов организации местного самоуправления.
Во-первых, определено, что представительный
орган муниципального района может
состоять из депутатов, избираемых населением
непосредственно путем
В рамках регламентации осуществления
местного самоуправления в Конституции
РФ неоднократно делаются указания на
самостоятельность местного самоуправления:
"местное самоуправление в пределах
своих полномочий самостоятельно"
(ст. 12); "местное самоуправление обеспечивает
самостоятельное решение
При этом существуют различные
варианты понимания самостоятельности
местного самоуправления. С точки
зрения уровня самостоятельности это
может выражаться в "безбрежной независимости",
близкой к государственному суверенитету,
или ограничением самостоятельности
до права добросовестно исполнять
директивы органов
Представляется, что под
самостоятельностью населения в
осуществлении местного самоуправления
подразумевается право
Формами прямого волеизъявления являются муниципальные выборы, местный референдум, отзыв населением выборных лиц местного самоуправления, сход граждан (в случае, когда уставом муниципального образования предусмотрено осуществление сходом полномочий представительного органа местного самоуправления), выявление путем голосования мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Местный референдум - универсальная
форма прямого волеизъявления, на
него можно вынести любые вопросы
местного значения, за исключением
запрещенных федеральным
Иные формы прямого
волеизъявления являются целевыми - они
предназначены для решения
Деятельность выборных и невыборных органов местного самоуправления является формой осуществления местного самоуправления через представителей. Наряду с осуществлением местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает институт участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это собрания и конференции жителей на части территории муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, участие жителей в публичных слушаниях, опросах граждан, обращения жителей в органы местного самоуправления.
Соотношение между тремя указанными формами следующее.
1) Решения, принятые через
формы прямого волеизъявления, имеют
законодательно установленные
2) Полномочия органов
местного самоуправления
3) Решения и действия,
осуществленные в формах