Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа
Задачи работы:
1. Изучить формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Проанализировать идеи семейного детского дома.
3. Определить нормативно-правовое регулирование детских домов семейного типа.
4. Провести анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом.
Введение ……………………………………………………………3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СЕМЕНОГО
ДЕТСКОГО ДОМА …………………………………………6
1.1 Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей………………………………………………………...……………6
1.2 Идея семейного детского дома ………………………………………....11
Глава 2. УЧАСТНИКИ ОТНОШЕНИЙ ПРИЁМНОЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА И ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ………….…………………………………………......15
2.1. Участники отношений приёмной семьи и детского дома семейного типа……………………………………………………………………………15
2.2Права и обязанности родителей и воспитателей в приёмной семье и детском доме семейного типа………………………………………………….…….17
2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа…………………………………………………………………………..24
Глава 3. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ ……………………………………………………………...25
3.1 Западный опыт детских домов семейного типа ……………………...25
3.2 Воспитание и развитие детей на примере семейного детского
дома "Китеж" …………………………………………………………….…31
Заключение ……………………………………………………….……....36
Список использованной литературы………………………………...38
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Они несут за приемного ребенка ответственность перед обществом, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка.
Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка и защищают его права и интересы (в то числе в суде) без специальных на то полномочий, а также:
- совершают от его имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необходимые сделки;
- дают согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей;
-имеют право помещать ребенка в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях;
-распоряжаются имуществом приемного ребенка, к имущественным правам приемных родителей следует отнести и право на получение пособий, за счет которых осуществляется содержание приемного ребенка. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью одному из приемных родителей выплачивается единовременное пособие. 11В случае передачи в приемную семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Кроме того, на содержание каждого приемного ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и др. Размер и порядок выплаты этих средств определяются законами субъектов Федерации. При необходимости приемные родители как законные представители приемного ребенка вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суды за защитой прав детей, находящихся у них на воспитании;12
- не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключение случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка;
- приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка ( ст. 150 СК РФ)
Абсолютно
идентичными правами и
Таким образом, воспитатели детского дома имеют следующие обязанности:
-наблюдение и контролирование за детьми;
-обучение санитарно – гигиеническим навыкам;
-проверка домашних заданий;
-включение ребенка в общие дела;
-проведение различных мероприятий;
-выполнение определенных правил и традиций в семье;
-воспитательные беседы;
-развивать интерес к деятельности;
-разработка правильного режима, предусматривающего достаточное пребывание на воздухе, полноценный сон;
- воспитатели детского дома семейного типа обязаны вести отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.13
Правами родителей-воспитателей являются:
-совершение сделок от имени малолетнего ребёнка;
-распоряжение имуществом ребёнка;
-создание условия ребёнку для общения с близкими родственниками;
-обращение в суды за защитой интересов ребёнка;
- воспитатели детского дома семейного типа имеют право на оплату труда на предоставление ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-имеют право на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.
Таким образом, можно заключить, что права и обязанности приемного родителя и воспитателя в области воспитания и образования несовершеннолетнего аналогичны тем, которые осуществляют другие законные представители, в частности, родители в отношении собственных детей. Разница состоит лишь в том, что если родители разрешают все вопросы, возникающие при воспитании своих детей, исключительно самостоятельно (никто не имеет права вторгаться в эту область взаимоотношений родителей и детей, кроме случаев, когда родители своими действиями или бездействием наносят вред ребенку), то приемные родители в силу того, что они уполномочены государством на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны прислушиваться к рекомендациям органа опеки и попечительства. Данное утверждение справедливо и для опеки (попечительства). В связи с этим возникает вопрос: а обязательны ли подобные рекомендации для исполнения родителями-воспитателями? Нам представляется, что такие рекомендации не могут иметь решающего значения, а, соответственно, их неисполнение не может служить основанием для расторжения договора о передаче ребенка в приемную семью. Орган опеки и попечительства, не зная индивидуальных особенностей личности, характера приемного ребенка, может дать лишь совет общего характера. Только родитель-воспитатель, ежедневно общаясь с ребенком, может найти особый подход к нему, выбрать оптимальный способ воспитания и общения, не соответствующий рекомендациям органа опеки и попечительства.
Нельзя забывать, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования, должны разрешаться с непосредственным участием самого воспитанника, но учет его мнения в данном случае желателен, но не обязателен для приемных родителей (ст. 57 СК РФ). В связи с этим можно предположить, что между родителем-воспитателем и приемным ребенком могут возникнуть разногласия, например, по поводу выбора образовательного учреждения, формы обучения и т.д.
В этом случае представляется возможным применение п. 2 ст. 56 СК РФ, согласно которому ребенок, не достигший четырнадцати лет, вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав и законных интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. Далее отметим, что на практике с трудом можно представить, что восьми- или десятилетний ребенок может знать, какие органы способны помочь ему и где они находятся. Дети по таким вопросам могут контактировать с учителями, воспитателями детских учреждений и т.п. А уже этим лицам вменяется в обязанность довести до сведения органа опеки и попечительства об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов со стороны приемных родителей и других законных представителей ( п. 3 ст. 56 СК РФ).
2.3.Правовое положение детей в приёмной семье и детском доме семейного типа.
Права детей, переданных
на воспитание в приемную семью и
детский дом семейного типа, аналогичны
правам детей, находящихся под опекой
и попечительством, а именно приемные
дети имеют право на:
- воспитание в приемной семье и в детском доме семейного типа;
- заботу со стороны
приемных родителей и
- совместное с ними
проживание и на раздельное
проживание попечителя с
-обеспечение им условий
для содержания, воспитания, образования,
всестороннего развития и
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия
и другие социальные выплаты;
- сохранение права собственности на
жилое помещение или права пользования
жилым помещением, а при отсутствии жилого
помещения имеют право на получение жилого
помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Глава 3. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКИХ ДОМОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Западный опыт детских домов семейного типа
Социальная адаптация детей-сирот - новая проблема для России.
Для Советского Союза ее вроде бы и не существовало: считалось, что в специальном воспитательном учреждении ребенок уже находился в лучшем из возможных мест, где его последовательно приобщали к "правильному" коммунальному мироустройству.
О том, что никакое, даже самое лучшее воспитательное учреждение не может заменить семью, заговорили сравнительно недавно - лет 15 назад. А то, что дети, которые по той или иной причине не могут жить со своими родителями, составляют особо уязвимую группу, иногда даже опасную для общества, стали познавать на практике особенно отчетливо только в последнее, экономически кризисное десятилетие.
Что-то стало меняться к лучшему, если из уст заместителя министра образования РФ Елены Чепурных можно сегодня услышать: "Основная задача, которая стоит перед всеми министерствами, заключается в том, чтобы не помещать детей в учреждения различной ведомственной принадлежности, а искать либо приемную семью, либо создавать учреждения по типу центра семейного воспитания, либо детские дома семейного типа, где условия содержания ребенка приближены к семейным"
Между тем еще десять лет назад не было и речи ни о подобных центрах, ни о патронатных семьях и других альтернативных государственному надзору формах воспитания детей-сирот. Методы социальной адаптации, о которых сейчас в России говорят уже на государственном уровне, в большинстве своем пришли к нам с Запада. Ведь это там лозунг "Лучшее место для ребенка - в семье" давно уже не просто лозунг. За границей, чтобы поместить сироту в специальное государственное воспитательное учреждение, нужна очень веская причина, связанная либо с его преступной деятельностью, либо с физическим и психическим состоянием. Даже лишенным родительских прав родителям стараются возвращать детей. Если же это невозможно, ребенка все равно пытаются отдать на воспитание в семью - будь то патронатная семья, семейный детский дом или семья новых приемных родителей.
Патронатные семьи на настоящий момент - самая распространенная за рубежом форма социальной адаптации детей-сирот. Ребенок действительно "погружается" в семейную среду, когда есть старший наставник, опекающий его и следящий за его развитием. Но патронатные семьи не гарантируют самого главного - того, что у ребенка по-настоящему появится семья. Некоторые дети сменяют за 7-10 лет по несколько таких семей.14
В России приемные семьи прижились. Наиболее яркие примеры - развитие этого института в Саратове и Самаре. Семейные детские дома, когда на одного отца и одну мать приходится в среднем по 10-12 детей, на российской почве оказались мало применимы. Хотя эта форма адаптации детей-сирот в России все еще существует, в 1998 году программа семейных детских домов официально закрылась, и теперь понятие "семейный детский дом" стало составной частью понятия "приемная семья". Причина такой неуживчивости проста - государство выделяло на содержание каждого ребенка минимум средств. Дотаций, положенных на десятерых, реально хватало на пять-шесть детей.
В США существует еще одна форма детского дома - интернат группы. Дети по признаку возраста, развития делятся на группы, проживающие в разных домах на территории одного городка. Воспитатели, педагоги, психологи и социальные работники не живут вместе с детьми, а работают в домах посменно. Такая система близка к нашей "классической" форме детского дома, за исключением уровня проживания и достаточно разнопланового в американском варианте штата работников.
Во всем мире самым приемлемым способом социальной адаптации детей-сирот, конечно, является усыновление. Отношение российского общества к этой процедуре прямо противоположно западному. Российскому гражданину, усыновившему ребенка, по закону положены льготы.
В США же, как и в большинстве стран Западной Европы (за исключением скандинавских), будущим родителям не только не полагается "компенсация" за ответственный шаг, но, напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собственной состоятельности для принятия такого решения. Потенциальные усыновители должны предъявить практически все, что может описать их жизнь: от финансовых документов, свидетельствующих, что они могут обеспечить ребенку нормальный уровень проживания, образования и т.д., до медицинских анализов. Зато потом, после усыновления, они вправе рассчитывать на поддержку общества: к их услугам психологи, социальные работники, кризисные центры.
В некоторых штатах США услуги врача и психолога для усыновленного ребенка предоставляются бесплатно. У нас все по-другому: после усыновления, кроме причитающихся минимальных в денежном выражении льгот, от государства, тем более от общества, никакой помощи ждать не приходится. Поэтому, казалось бы, логично, что за границей в развитых странах детей усыновляют чаще, чем в нашей стране. Это связано, конечно, с плохими условиями проживания, бедностью, но не только. Многие эксперты отмечают, что меньший процент усыновления в России сильно отличается от процента имеющих желание усыновить - таких гораздо больше.