Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.
Рассмотреть морально-нравственные основы деятельности служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи.

Содержание

Введение 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы 6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы 6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности 11
2. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 15
2.1 Совершенствование профессиональной этики служащих как мировая тенденция 15
2.2 Российская специфика регулирования государственной службы 19
2.3 Проблема ответственности должностных лиц 23
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих 34
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы 34
3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе 36
3.3 Возможный механизм этического регулирования в отечественной ситуации 41
Заключение 45
Список использованной литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

этика гос.docx

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики  государственного служащего. Прежде всего, исходным для профессиональной этики  государственного служащего является принип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма  пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности  без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так  и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов  демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего  должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и  принципы профессиональной этики государственного служащего образуют её каркас, который  наполняется "плотью и кровью" в различных житейских ситуациях.

1.2 Морально-нравственные  основы гражданско-служебной деятельности

Государственная служба представляет собой не только правовую, социальную и организационную систему, но и  этическую. Государственная служба выступает носителем должной  морали, нравственных ценностей, ориентирует  людей на соблюдение моральных норм. Давно замечено, что стабильность и надежность государственной службы зависят не только от профессиональной подготовки, но и морального состояния  государственных служащих, их нравственных качеств. Значимость нравственной составляющей определяется тем, что реальное влияние  государственного аппарата на общественную жизнь заметно превышает его  удельный вес в структуре общества [38, с.97].

Анализ вопроса показывает, что цели, приоритеты и принципы кадровой политики содержат в себе большой морально-нравственный заряд, в значительной степени определяющий характер и направленность этого  явления. Поэтому нравственная составляющая кадровой политики и кадровой деятельности имеет первостепенное значение для  формирования персонала государственной  службы. Кадровая работа в значительной степени субъективна и в ней  всегда есть варианты личного усмотрения. А это поле действия не только правовых, но и моральных факторов.

В результате реформ, проводимых в России, коренным образом изменились структура и содержание деятельности органов государственной власти и управления. Это вызвало трансформацию  нравственных требований к государственной  службе. Сегодня жизнь предъявляет  руководителям государственных органов, всем государственным служащим новые, более высокие требования к их нравственному уровню, к их служебному поведению. Служение государству и обществу, неподкупность, честность, принципиальность, ответственность за свои действия - эти и другие нравственные качества имеют решающее значение для государственных служащих, являются ведущими критериями в оценке их профессиональной деятельности.

Вопросы морали и нравственности государственно-служебной деятельности, в виду их особой значимости, всегда находились в центре внимания исследователей. Данной проблематикой активно занимается кафедра государственной службы РАГС при Президенте РФ и, в частности, такие ученые, как Соколов В.М., Шувалова Н.Н. и ряд других [20, с.117].

Для понимания проблемы необходимо, прежде всего, остановиться на сущности и особенностях понятий "мораль" и "нравственность".

В человеческом обществе существуют так называемые "вечные вопросы" - что такое добро и зло, справедливое и несправедливое, что из себя представляют общечеловеческие жизненные ценности? В ответах на эти вопросы - суть морали. Мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали отношения людей в далекой древности. Нормы морали, как продукт исторического развития, зародились и сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, справедливости, счастья людей. Большую роль в утверждении общечеловеческих норм морали оказывала и оказывает религия, особенно христианство.

Что такое мораль? Мораль - это правила нравственности, а  также сама нравственность [38, с.114]. Это особая форма общественного  сознания и вид общественных (моральных) отношений, в том числе и в  сфере государственно-служебных  отношений. В принципе мораль, нравственность, этика - понятия однопорядковые, тождественные.

Повсюду и каждодневно  человек вступает в сложную систему  связей-отношений с другими людьми. При этом он руководствуется теми или иными принципами, нормами поведения. Это моральная практика, которая возникла из объективной необходимости регулирования взаимоотношений в человеческом обществе.

В регулировании государственных  и общественных отношений мораль и нравственность взаимодействуют прежде всего с правом. Диалектика их взаимосвязей заключается в том, что какими бы сильными и авторитетными не были нравственные регуляторы, без права не обойтись. Как и наоборот. Это особенно заметно в сфере государственной службы. Понять взаимодействие морали и права - значит понять сущность морали.

Мораль и право объединяет много общего. В Древнем Риме говорили, что "право есть искусство добра  и справедливости". Их объединяет то, что мораль и право являются формами общественного сознания. Они служат регуляторами поведения  людей. Они служат общей цели - согласованию интересов личности, общества и государства, поддержанию общественного порядка [17, с.45].

В целом, право соответствует  или должно соответствовать моральным  нормам. Хотя бывают и противоречия между законами и моральными требованиями. Это, как правило, характерно для  авторитарных, недемократических государств.

Вместе с тем, мораль и  право имеют существенные различия:

исторически мораль появилась  раньше государства и права;

право состоит из норм, установленных  государственными органами и зафиксированных  в юридических актах. Нормы морали складываются в общественном сознании и мнении;

в правовых нормах выражен  государственный подход к оценке конкретных общественных отношений  и фактов. Моральные требования отличаются общественным содержанием, дают больший  простор для толкования и применения;

требования морали выполняются  людьми добровольно в силу личной убежденности и понимания их общественной полезности. Внутренний гарант морали - совесть человека, внешний - общественное мнение. Закон в качестве гаранта исполнения имеет силу государства, меру государственного принуждения;

моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы  воздействия. Мерами морального воздействия  могут быть осуждение коллектива, нравственное порицание. Случаи же правонарушений влекут за собой обязательную юридическую  ответственность, вплоть до уголовной;

мораль охватывает область  отношений более широкую, чем  право. Многие повседневные отношения  людей в быту, в семье, на службе регулируются нормами морали, а не права.

Особенностями и характерными чертами морали являются:

всеобщность ее функционирования;

опора на традиции, привычки;

опора на общественное мнение;

субъективно-личностный характер;

повелительная роль, определяющая ее особую значимость в общественных отношениях.

Моральные правила и нормы, связанные с государственной  службой, находятся в тесном единстве с моралью всего общества. Попытки  пренебречь этой связью завершаются  либо подменой профессиональных моральных  требований внеморальными установками, либо абстрактными декларациями.

 

  1. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

2.1 Совершенствование  профессиональной этики служащих  как мировая тенденция

Основные модели государственной  службы сложились в другую эпоху  и долгое время не подвергались значительным изменениям. Однако последние десятилетия в большинстве развитых стран в этой сфере происходят серьезные перемены. Поэтому принципы организации и функционирования госслужбы, еще сравнительно недавно считавшиеся близкими к идеалу, ныне во многом устарели, не отвечают современным и тем более перспективным экономическим и социальным потребностям, новым вызовам времени и возросшим общественным ожиданиям. По существу, идет формирование новой модели госслужбы, по ряду параметров отличной от веберовской модели в ее классической форме. Порой происходящее называют даже административной (варианты - "постбюрократической", "менеджериальной") революцией, хотя, на мой взгляд, оснований для столь громких эпитетов недостаточно. Но так или иначе, факт серьезных перемен налицо, причем они происходят независимо от макроизменений на уровне политических систем (подобных тем, что произошли в России и восточноевропейских странах) или от отсутствия таковых.

Разумеется, этический аспект - далеко не единственное, но одно из ключевых направлений реформ госслужбы. Не случайно, например, в той же правительственный план реформирования госслужбы всего на 10% состоял из изменений законодательства, еще на 20% - из структурных преобразований, зато на 70% - из перестройки культуры взаимоотношений как внутри аппарата, так и в его взаимоотношениях с обществом и политическим "верхом", самой атмосферы государственных учреждений. Иными словами, приоритет был отдан проблемам, связанным с человеческой составляющей реформ, где этика определенно занимает ведущее место. Назову те из них, которые проходили в период глубоких общих перемен и поэтому представляют сейчас особый интерес для России.

Организационная. Изменения госслужбы, направленные на повышение ее эффективности, в сторону большего сближения с методами деятельности, изначально присущими менеджменту (так называемый new public management), с расширением ее контактов с частным сектором, на ее дебюрократизацию и при этом неизбежное расширение "серой зоны" - сферы личного усмотрения чиновников на грани закона, - требуют баланса. Технологически и методически сближаясь с коммерческими структурами, госслужба не должна и не может утратить свою специфику, принципиально отличающую ее от других организаций и общественных институтов. Главное в этой специфике - ее назначение - служить общественным интересам и интересам граждан. А чтобы обеспечить это в условиях изменений, необходимо особое внимание к моральным принципам и ценностям госслужащих. В противном случае госслужбу неизбежно захлестывает вал коррупции и прочих злоупотреблений, связанных с возможностью "торговли влиянием" и разного рода ресурсами от имени государства.

Политическая. Падение уровня доверия населения к чиновничеству справедливо лишь отчасти и во многом связано с более широкими причинами - общим кризисом доверия к государственным институтам, а также с возросшими требованиями и ожиданиями граждан, - но реагировать на данное обстоятельство необходимо.

Во-первых, доверие граждан - одна из фундаментальных основ  демократии, во-вторых, люди, как известно, во многом живут в мире своих субъективных представлений, в том числе о власти, которая в демократическом обществе обязана стремиться улучшать эти представления. Поэтому моральный аспект поведения государственных служащих очень важен и с точки зрения публичной политики.

Нормативная. Этический кодекс имеет некоторые преимущества по сравнению с обычным юридическим кодексом. Последний требует четких однозначных формулировок, описывающих конкретные действия (бездействия) служащих. Специфика же госслужбы такова, что создать сколько-нибудь полный и формализованный перечень предписаний и запретов невозможно, не говоря уж о весьма ограниченных процессуальных возможностях юридически значимого для суда доказательства фактов нарушений. В основе же этических кодексов лежат принципы поведения, отклонения от которых, их меру и характер гораздо легче соотнести с административной реальностью. Специфика многих вроде бы даже очевидных административных проступков (например, грубости, неуважения по отношению к обратившимся гражданам) или нарушения норм политической этики такова, что бывает крайне трудно доказать наличие вины. А без этого нельзя применять правовую санкцию. Моральные же санкции (в том числе – моральное осуждение коллег или руководителей, принятие во внимание моральных качеств сотрудника при решении вопроса о его продвижении, аттестации и т.п.) в данном случае вполне "работают" и зачастую бывают более эффективны, чем, скажем, выговор или даже лишение премии. К тому же не следует преувеличивать возможности права: ряд действий по самой своей природе не может быть предметом эффективной правовой регламентации, а регулируется нормами групповой морали или индивидуальной нравственности. Это – не менее действенные инструменты, так как именно они являются базовыми основаниями поведения человека.

Впрочем, в англосаксонской  системе и традиции граница между  правом и этикой выглядит гораздо  более размытой, нежели в континентальной правовой системе. Возможно, корни этого восходят к идее так называемых covenant' ов, то есть договоров об условиях и принципах совместной жизни, заключавшихся американскими поселенцами внутри каждой из общин, но при этом как бы перед лицом и даже с участиемБога. Видимо, отчасти с этим связана усиливающаяся последнее время тенденция утверждения этических кодексов (кодексов поведения) как нормативных документов, имеющих юридическую силу и, соответственно, подкрепленных юридическими санкциями за их нарушение.

Информация о работе Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих