Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 22:43, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.
Рассмотреть морально-нравственные основы деятельности служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи.
Введение 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы 6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы 6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности 11
2. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 15
2.1 Совершенствование профессиональной этики служащих как мировая тенденция 15
2.2 Российская специфика регулирования государственной службы 19
2.3 Проблема ответственности должностных лиц 23
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих 34
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы 34
3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе 36
3.3 Возможный механизм этического регулирования в отечественной ситуации 41
Заключение 45
Список использованной литературы 50
Еще одним моментом, вызывающим
озабоченность, является очевидное
падение доверия по отношению
к правительству и
Некоторые меры по исправлению сложившегося положения обладают, в широком смысле слова, потенциалом как в плане поощрения этичного поведения, так и в плане предотвращения неправомерного образа действий. Традиционно, более жесткое нормативное регулирование и более строгое применение закона являлись первыми мерами реагирования на факты неправомерного поведения в государственном секторе. Международные инициативы были, в первую очередь, направлены на создание конкретных элементов инфраструктуры обеспечения этики, предназначенных, в основном, для предотвращения или объявления преступлением некоторых форм правонарушений, таких, например, как коррупция.
В основе усилий лежит убежденность в том, что предотвращение неправомерного поведения является столь же сложным, как и само явление неправомерного поведения, и что для достижения успеха в предотвращении такого поведения необходим целый комплекс взаимосвязанных механизмов, к числу которых относятся прочная и устойчивая инфраструктура обеспечения этики, надежные системы поддержания этики, конкретные методики предотвращения указанного поведения и действенное применение закона.
Реформирование современной
системы государственной
Этика государственного служащего
может существенно
Этика чиновников в значительной
степени связана с содержанием
их предшествующей профессиональной деятельности,
особенностями жизненного опыта, уровнем
и профилем профессионального образования.
Правовые основы государственной службы
сложились как механизм, адекватный
социально-экономическим
Таким образом, для повышения профессионально-этического уровня государственного служащего необходимо:
1) повысить уровень
2) усовершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения
Эти вопросы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Для решения этих вопросов необходимо определить принципы поддержания этики на государственной службе.
Общие принципы представляют собой основы поведения государственного служащего, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей Принципы поддержания этики на государственной службе следующие:
1) Этические нормы для государственной службы должны быть четкими и ясными.
Государственному служащему необходимо знать основные принципы и нормы, которыми он должен руководствоваться во время работы, а также осознавать границы допустимого поведения. Этого можно добиться при помощи краткого и широко пропагандируемого изложения основных этических норм и принципов, регламентирующих государственную службу, представленного, например, в виде кодекса поведения, что позволит добиться единообразного понимания указанных принципов и норм как на всех уровнях государственного управления, так и в более широких кругах общества.
2) Этические нормы должны
быть отражены в правовой
Правовая система является
основой для доведения
3) Необходимо обеспечить
руководство государственными
Профессиональная социализация
должна способствовать воспитанию необходимых
здравого смысла и навыков, позволяющих
государственным служащим применять
этические принципы в конкретных
обстоятельствах. Обучение повышает уровень
знаний в области этики и может
привить навыки, необходимые для
проведения ими анализа и морального
обоснования принимаемых
4) Государственный служащий должен знать свои права и обязанности при разоблачении им правонарушений.
Государственному служащему
необходимо знать свои права и
обязанности в том, что касается
выявления фактических или
5) Политическая приверженность
этике должна укреплять
Политические лидеры ответственны за поддержание высоких моральных норм при выполнении ими своих служебных обязанностей. Их приверженность этическим принципам демонстрируется на личном примере и путем принятия таких мер, которые возможны лишь на политическом уровне, к примеру, посредством введения в действие законодательных и институциональных мер, способствующих этичному поведению и устанавливающих санкции за правонарушения, а также путем предоставления достаточных поддержки и ресурсов для осуществления деятельности, связанной с обеспечением этики, на всех уровнях государственного управления и посредством неиспользование этических норм и законов в политических целях.
6) Процесс принятия решений
должен быть информационно
Общественность вправе знать, как государственные институты распоряжаются доверенными им полномочиями и ресурсами. Внимательному изучению принятых решений общественностью должны способствовать информационно прозрачные и демократичные процессы их принятия, надзор со стороны законодательной власти и доступ к государственной информации. Информационная прозрачность должна подкрепляться такими мерами, как внедрение систем раскрытия сведений и признание роли активных и независимых средств массовой информации.
7) Должны действовать
четкие директивы,
Поведение государственного служащего при работе с частным сектором должно регламентироваться четкими и ясными правилами, устанавливающими этические нормы. Рост масштабов взаимодействия между государственными и частными секторами требует уделения большего внимания ценностям государственной службы, а также того, чтобы сторонние партнеры уважали эти же ценности.
8) Руководители должны демонстрировать и поощрять этичное поведение.
Организационная среда, где соблюдение высоких норм поведения поощряется посредством соответствующих стимулов (таких, например, как создание адекватных условий работы и действенная оценка показателей работы), оказывает непосредственное воздействие на проявление уважения к ценностям государственной службы и соблюдение этических норм в повседневной практике. Важную роль в этом играют руководители, обеспечивая последовательное руководство и являя собой образец исполнения служебных обязанностей в том, что касается их этики и поведения в профессиональных взаимоотношениях с политическими лидерами, другими государственными служащими и гражданами.
9) Политика, процедуры и
практика управления должны
Политика и практика в
области управления должны демонстрировать
приверженность организации соблюдению
этических норм. Для государственных
служб недостаточно располагать
лишь структурами, основанными на правилах
или контроле соблюдения правовых норм.
Если будут действовать одни лишь
системы контроля соблюдения правовых
норм, это может привести к непреднамеренному
поощрению того, чтобы некоторые
государственные служащие действовали
на грани неправомерного поведения,
оправдывая это утверждениями о
том, что если они не нарушают закон,
это, якобы, означает, что они действуют
этично. Политика должна не только очерчивать
круг тех минимальных норм, при
несоблюдении которых действия должностных
лиц будут считаться
10) Условия государственной
службы и работа с кадрами
должны поощрять этичное
Условия найма на государственную
службу (такие, как перспективы служебного
роста, возможности повышения
11) В рамках государственной
службы должны действовать
Государственные служащие должны быть подотчетны в своих действиях руководству и, в более широком смысле, обществу. Подотчетность должна касаться как соблюдения действующих правил и этических принципов, так и достижения необходимых результатов. Механизмы реализации подотчетности могут быть как внутренними по отношению к учреждению или ведомству, так и действующими в масштабах всего государственного аппарата, или могут быть предоставлены гражданским обществом. Механизмы обеспечения подотчетности могут быть разработаны таким образом, чтобы обеспечивать адекватный контроль при одновременном допущении надлежащей гибкости управления и руководства.
12) Для борьбы с неправомерным поведением должны предусматриваться соответствующие процедуры и санкции.
Механизмы выявления и
независимого расследования правонарушений
(таких, как коррупция) являются необходимой
частью инфраструктуры обеспечения
этики. Необходимо предусмотреть надежные
процедуры и ресурсы для
В апреле 2004 г. Госдума приняла Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В нем, в частности, предусматриваются определенные меры по урегулированию конфликта интересов.
Проблема конфликта интересов - очень важная, в некоторых отношениях даже ключевая, но далеко не единственная в этом блоке. Поэтому представляется, что название "комиссия по этике государственной гражданской службы и урегулированию конфликта интересов" (далее - комиссии по этике) больше соответствовало бы содержанию ее деятельности. Полагаю также, что аналогичные структуры или, по крайней мере, группы следует создать на всех ведомственных и региональных уровнях. По моему мнению, конкретные структурно-функциональные предложения по созданию такой системы могут быть представлены следующим образом.
1. Комиссия по этике при федеральном органе по управлению госслужбой, обладающая следующими функциями и полномочиями:
- методическими: а) разработка
кодекса поведения для высших
категорий госслужащих; б)
- обучающими: организация подготовки и переподготовки кадров в данной области;
- функциями высшей
Информация о работе Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих