Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:42, курсовая работа
Цель исследования - выявление и решение теоретических и практических проблем в сфере регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Задачами дипломного исследования являются:
- изучение понятия и видов физических лиц Республики Беларусь как субъектов гражданских правоотношений;
- системный анализ гражданской правоспособности физических лиц;
- исследование правового регулирования проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Физические лица как участники гражданских правоотношений ……………………………………………......
. Понятие и виды физических лиц ………………………..
. Гражданская правосубъектность физических лиц …….
7
7
14
ГЛАВА 2. Иностранные граждане и лица без гражданства как участники гражданских правоотношений ……………….
2.1. Правовое регулирование проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь ………………………………………………………...
2.2. Предпринимательская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………..
2.3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства смежными отраслями права ……………………………….…...............................................
27
27
36
47
ГЛАВА 3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права…………………………………………………..
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким
образом, понятие предпринимательства
является более широким, чем индивидуальное,
малое и среднее
Индивидуальным предпринимателем является гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (в данной стране либо за ее пределами), изъявивший желание заниматься коммерческой деятельностью. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При этом к индивидуальным предпринимателям применяются общие правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций.
Организация
предпринимательской
-
упрощенный порядок
-
упрощенный порядок
Среди
недостатков следует выделить полную
имущественную ответственность
предпринимателя и невысокий
экономический имидж среди
2.3.
Регулирование правового
статуса иностранных
граждан и лиц
без гражданства
смежными отраслями
права
Иностранные граждане пользуются в Республике Беларусь правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. Иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Указом Президента Республики Беларусь №200 от 26 апреля 2010 года «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан» [44].
Лица без гражданства, проживающие в Республике Беларусь, пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. Лицом без гражданства признаются лица, которые не состоят в гражданстве данного государства и не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Им выдается паспорт страны проживания. Брак иностранных граждан заключается в Республике Беларусь иностранным представительством и консульским учреждением иностранного государства и признается на условии взаимности в Республике Беларусь [49].
Брак между гражданами Республики Беларусь, проживающими вне пределов Республики Беларусь заключается в дипломатических и консульских представительствах Республики Беларусь в случае выполнения ими конституционных функций.
В случае, если расторжение брака происходит на территории Республики Беларусь, то независимо от того расторгается ли брак гражданина Республики Беларусь с иностранцем или расторгается брак между иностранными гражданами, применяется белорусское законодательство о браке и семье. Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г. по делам о расторжении брака применяется законодательство страны, гражданами которой являются супруги на момент подачи заявления. При разном гражданстве применяется законодательство страны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака. В Республике Беларусь иностранцы, как и белорусские граждане вправе в судебном порядке расторгнуть свой брак [34].
Рассмотрение в белорусских судах дел о расторжении брака при наличии иностранного элемента производиться по тем же правилам, что и рассмотрение дел о расторжение брака между гражданами Республики Беларусь. Брак между белорусскими гражданами и брак белорусских граждан и иностранцами расторгается за границей в судах и иных компетентных органах иностранного государства [33, с.65].
Иностранные
граждане и лица без гражданства,
постоянно проживающие в
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане, работающие по трудовому договору в организациях независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. На них распространяются общие положения законодательства Республики Беларусь о труде, касающиеся заключения и расторжения трудового договора, заработной платы, рабочего времени, времени отдыха и т.д.
По законодательству Республики Беларусь не допускается какое-бы то ни было, прямое или косвенное ограничение трудовых прав граждан по расовым и национальным признакам, полу, происхождению, отношению к религии и т.п.
Вместе с тем, законодательство Республики Беларусь содержит нормы, запрещающие занимать отдельные должности либо заниматься определенной трудовой деятельностью не гражданам Республики Беларусь:
В соответствии Законом Республики от 14 июня 2003 г. № 204-З О государственной службе в Республике Беларусь на государственную службу могут быть приняты только граждане Республики Беларусь [45]. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то они могут привлекаться для работы в государственном аппарате только в качестве консультантов и экспертов. Это правило не противоречит Конституции Республики Беларусь, нормам международного права и соответствует сложившейся международной практике. Запрещение приема на государственную службу лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь, обусловлено тем, что государственным служащим по роду деятельности приходится иметь дело с особыми государственными интересами, в том числе с государственными секретами, и нести особую ответственность.
Соответствующие
законодательные ограничения
Таким образом, общее правило о предоставлении иностранным гражданам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, национального режима в области трудовых прав содержит несколько исключений. Эти исключения немногочисленны и соответствуют положениям международно-правовых актов о том, что ограничения должны касаться небольшой категории работ и вправе вводиться только в интересах государства [31, с.64].
На
иностранных граждан и лиц
без гражданства в Республике
Беларусь распространяется трудовое законодательство
Республики Беларусь с учетом особенностей,
предусмотренных
- иностранный гражданин может быть принят на работу в Республике Беларусь только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в Республике Беларусь;
- постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане, т.е. имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жительство, могут работать в Республике Беларусь наравне с гражданами Республики Беларусь;
- временно пребывающие в Республике Беларусь иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью при наличии у них специального разрешения [49].
Привлечение
иностранной рабочей силы из Российской
Федерации и государств-
Наряду с многосторонними соглашениями о трудовой миграции действуют двухсторонние межправительственные соглашения, заключенные Республикой Беларусь с другими государствами о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов.
Значительное
число иностранных граждан
С целью защиты внутреннего рынка труда ежегодно в рамках утверждаемых Правительством программ занятости населения Республики Беларусь осуществляются республиканские проверки законности привлечения и использования в стране иностранной рабочей силы. К нарушителям законодательства применяются меры правового, дисциплинарного и экономического воздействия.
Таким образом, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - это комплексный элемент правового положения, включающий в себя правосубъектность, систему юридических прав, обязанностей и законных интересов личности.
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством [49].
Однако существуют некоторые ограничения для иностранцев. Так, например, иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если
иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь [51].
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются наравне с гражданами Республики Беларусь правом приобретения в порядке купли-продажи квартир (домов) в Беларуси, если постоянно проживают на ее территории и имеют законный источник существования [2].
В законодательстве и юридической литературе граждане именуются физическими лицами, что определяет правовое положение человека как субъекта частного права. Однако физическими лицами являются не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства, хотя последние несколько ограничены законодательством в своих правах. Физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства) являются участниками – субъектами гражданского права – носителями прав и обязанностей [46].
Таким образом, можно отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь сформировано законодательство, которое позволяет эффективно регулировать правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства и контролировать пребывание их в стране.
Создана эффективная правовая система, обеспечивающая защиту прав беженцев и лиц, ищущих убежище. При этом соблюдены все международно-правовые стандарты.
Дальнейшее развитие и совершенствование миграционного законодательства должно быть направлено на повышение эффективности управления миграционными процессами. Наиболее важно, с учетом географического расположения Беларуси на путях следования мигрантов по направлению Восток – Запад, заключить соглашения о реадмиссии. В первую очередь такие соглашения необходимо заключить с сопредельными государствами.
Основной тенденцией развития законодательства Беларуси на современном этапе является проведение его унификации с законодательством Российской Федерации. Это обусловлено созданием Союзного государства России и Беларуси.
Недостаточно внимания в национальном законодательстве уделено регулированию трудовой миграции. Вместе с тем, решить задачу стимулирования трудовой миграции возможно только путем разработки действенного механизма ее регулирования - социальных гарантий и условий занятости, включая соответствующий уровень заработной платы мигрантам-трудящимся; регулирование процессов интеллектуальной миграции -разработка комплекса мер по возвращению в страну высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников.