Роль органов внутренних дел (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что одно из центральных мест в системе органов исполнительной власти РФ занимают органы внутренних дел (милиция), которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охраны законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО ОВД (МИЛИЦИИ) В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Структура органов исполнительной власти
1.2. ОВД (милиция): понятие, организация, основные задачи
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРАВ, СВОБОД И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН, КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОВД (МИЛИЦИИ)
2.1. Понятие и виды прав, свобод и интересов граждан
2.2.Деятельность ОВД (милиции) по обеспечению прав, свобод и интересов граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

9 марта 2004 г. Президент  Российской Федерации В. Путин  подписал Указ №314 "О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти"9. Согласно этому документу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с начатой  административной реформой органов  исполнительной власти разделены функции  политического управления определенными сферами отношений, функции оказания услуг и функции контроля. В целом сделан серьезный шаг по пути упорядочения структуры правительства в соответствии с принципами административной реформы.

Одной из основных концепций  реформирования системы федеральных органов исполнительной власти является разделение исполняемых ими нормотворческих, контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций по разным органам. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 первая группа функций возложена на федеральные министерства, вторая группа - на федеральные службы, третья группа - на федеральные агентства.

Согласно этому документу  в систему федеральных органов  исполнительной власти входят федеральные  министерства, федеральные службы и  федеральные агентства (см. приложение 1).

Федеральное министерство, говорится в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, «является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности»10.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства  Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр). Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба согласно Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314:

а) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей  компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг11.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

- осуществление действий  по контролю и надзору за  исполнением органами государственной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов,  документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным  государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Федеральное агентство  согласно указу:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей  компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование  в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации12.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно  или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральное агентство  возглавляет руководитель (директор) Федерального агентства.

Руководители федеральных  органов исполнительной власти, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент  Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом Российской Федерации.

Президент РФ своим указом №314 от 9 марта 2004 г. упразднил следующие  министерства: Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Министерство РФ по атомной энергии; Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; Министерство здравоохранения РФ; Министерство имущественных отношений РФ; Министерство культуры РФ; Министерство образования РФ; Министерство промышленности, науки и технологий РФ; Министерство путей сообщения РФ; Министерство РФ по связи и информатизации; Министерство транспорта РФ; Министерство труда и социального развития РФ; Министерство энергетики РФ; Государственный комитет РФ по рыболовству; Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту; Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг; Федеральную службу геодезии и картографии России; Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральную службу железнодорожных войск РФ; Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству; Российское агентство по боеприпасам; Российское агентство по обычным вооружениям; Российское агентство по системам управления; Российское агентство по судостроению.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 переданы:

- функции по принятию  нормативных правовых актов в  установленной сфере деятельности  упраздняемого Государственного  комитета РФ по рыболовству – Министерству сельского хозяйства РФ;

- функции упраздняемой  Федеральной службы железнодорожных  войск - РФ Министерству обороны  РФ;

- функции по принятию  нормативных правовых актов в  установленной сфере деятельности  упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству - Министерству экономического развития и торговли РФ; функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства - Федеральной налоговой службе.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 преобразованы:

Министерство РФ по налогам  и сборам в Федеральную налоговую  службу РФ;

Государственный комитет  РФ по стандартизации и метрологии в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии;

Государственный комитет РФ по статистике в Федеральную службу государственной статистики;

Государственный комитет  РФ по строительству и жилищно-коммунальному  комплексу в Федеральное агентство  по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству;

Государственный таможенный комитет РФ в Федеральную таможенную службу;

Федеральная энергетическая комиссия РФ в Федеральную службу по тарифам, с передачей ее функций  по принятию нормативных правовых актов  в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли РФ, функций по контролю и надзору - Федеральной антимонопольной службе, а функций по установлению тарифов упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерства экономического развития и торговли РФ - указанной Службе;

Федеральная архивная служба России в Федеральное архивное агентство;

Федеральная служба земельного кадастра России в Федеральное агентство  кадастра объектов недвижимости;

Российское авиационно-космическое  агентство в Федеральное космическое агентство;

Российское агентство  по государственным резервам в Федеральное  агентство по государственным резервам;

Российское агентство  по патентам и товарным знакам в  Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

Федеральный горный и промышленный надзор России в Федеральную службу по технологическому надзору;

Государственная техническая  комиссия при Президенте РФ в Федеральную  службу по техническому и экспортному  контролю

Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству;

Комитет РФ по финансовому  мониторингу в Федеральную службу по финансовому мониторингу;

Государственный комитет  РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ в Федеральную службу по оборонному заказу.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 Министерство транспорта и связи Российской Федерации  преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованы  в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Руководство Федеральной  службой по тарифам, Федеральной службой государственной статистики, Федеральным космическим агентством, Федеральным агентством по атомной энергии осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 преобразованы:

Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Федеральная служба по надзору  в сфере экологии и природопользования в Федеральную службу по надзору  в сфере природопользования;

Федеральное агентство  по науке в Федеральное агентство  по науке и инновациям.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 переименованы: Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; Федеральная служба специального строительства Российской Федерации в Федеральное агентство специального строительства; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в Федеральную службу по атомному надзору13.

Далее рассмотрим органы исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно Конституции  РФ исполнительная власть в Российской Федерации является самостоятельной  ветвью государственной власти, в которую составляющим элементом входят органы исполнительной власти субъектов РФ. Несмотря на единство исполнительной власти, Конституция РФ закрепляет также самостоятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Это может означать, что, являясь элементами одной системы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют собственную систему, но уровнем ниже. Из положений Конституции можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в Российской Федерации имеет две системы – единую систему исполнительной власти Российской Федерации, в которую входят федеральные органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия по предметам совместного ведения, и систему органов исполнительной власти субъектов РФ, в которую входят органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие деятельность по предметам совместного ведения и по предметам исключительного ведения субъектов РФ.

Информация о работе Роль органов внутренних дел (милиции) в защите прав, свобод и интересов граждан