Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:21, курсовая работа
В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или управомоченное на это должностное лицо. В латинском языке слово «procuro» означает «попечение, заведывание, управление», а также «должность прокуратора» - «заведующего, управляющего, распорядителя». Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.
Введение
В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или управомоченное на это должностное лицо. В латинском языке слово «procuro» означает «попечение, заведывание, управление», а также «должность прокуратора» - «заведующего, управляющего, распорядителя». Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.
Россия – федеративное
государство с самой большой
территорией в мире, с национально-территориальным
делением, где без органа, осуществляющего
надзор за исполнением законов, сложно
сохранить территориальную
Прокуратура Российской Федерации
- единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от
имени Российской Федерации надзор
за соблюдением Конституции
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.[2]Прокуратура – самостоятельный орган государства, не принадлежащий ни к одной из трех ветвей государственной власти. Прокуратура как орган государства не осуществляет властных функций. Власть исходит лишь от прокурора. Именно посягательство на охраняемые законом интересы общества и государства служит основанием применения прокурорской власти. В Федеральном законе о прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере трудовых прав граждан прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан, вносит представления. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина.[3]
До нынешнего времени
является дискуссионным вопрос, к
органам какой ветви
Функция прокуратуры по руководству
и непосредственному участию
в расследовании уголовных дел
не может осуществляться ни законодательными
органами, ни судебными, а исключительно
исполнительными, поэтому однозначное
разделение прокурорского надзора
и исполнительной власти возможно лишь
после передачи функций уголовного
преследования специальным
Прокуратура имеет общие с судебной властью цели, деятельность ее носит правоохранительный характер. Но нахождение статьи 129 в главе 7 Конституции РФ отнюдь не означает, что прокуратура входит в судебную систему. Анализируя приведенную выше точку зрения, нельзя не отметить, что сложившиеся традиции прокурорского надзора будут препятствием в поглощении данного института судом, поскольку его непосредственные задачи не удастся сузить до судебного присутствия. Прокуратура не может стать частью судебной системы, так как не отправляет правосудия по уголовным, гражданским, административным делам и не осуществляет надзора за законностью судебных актов от имени верховных судебных органов.
Прокурорский надзор организационно
нуждается в концептуальной корректировке.
Очевидно, что его цели и направления,
отмеченные широтой и неопределенностью,
нуждаются в уточнении. Вопрос о
конституционном закреплении
1. Система и структура органов прокуратуры РФ
Систему органов прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов РФ; приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят научные и образовательные учреждения, которые в марте 2007 г. объединены в Академию Генеральной прокуратуры РФ путем реорганизации в форме слияния.
В республиках – субъектах
РФ – органы прокуратуры созданы
в соответствии со спецификой их административно-
В основной части субъектов
РФ созданы только прокуратуры городов
и районов. В некоторых из них
действуют межрайонные
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации.
Генеральный прокурор РФ руководит всей системой прокуратуры страны. Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.
Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
В главных управлениях, управлениях
и отделах устанавливаются
Генеральный прокурор Российской
Федерации имеет советников, старших
помощников и старших помощников
по особым поручениям, статус которых
соответствует статусу
Генеральный прокурор РФ в
пределах выделенной штатной численности
и фонда оплаты труда устанавливает
штаты и структуру Генеральной
прокуратуры РФ, определяет полномочия
структурных подразделений. Каждое
из этих подразделений действует
в соответствии с Положением о
нем, утвержденным Генеральным прокурором
РФ. В настоящее время в
В составе Генеральной
прокуратуры РФ также действуют:
управление по надзору за расследованием
особо важных дел, управление по обеспечению
участия прокуроров в рассмотрении
уголовных дел судами, управление
по обеспечению участия прокурора
в гражданском и арбитражном
процессе. Имеются управления по надзору
за исполнением законов о
Указом Президента РФ от
13.05.2000 №849 «О полномочном представителе
Президента Российской Федерации в
федеральном округе» созданы
семь федеральных округов на территории
РФ. В связи с этим в составе
Генеральной прокуратуры РФ на основании
приказа Генерального прокурора
РФ от 05.06.2000 №98 «Об образовании управлений
Генеральной прокуратуры
На Главное управление и управления в федеральных округах возложены:
· обеспечение соблюдения на территории федерального округа положений Конституции и других федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма;
· надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти в федеральном округе;
· координация деятельности по борьбе с преступностью федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие;
· руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов РФ в округе по надзору за исполнением законов в сфере государственного строительства и федерализма.
В Генеральной прокуратуре
действует научно-
Аппарат Генеральной прокуратуры РФ является интегрированным руководителем прокурорской системы. Его подразделения осуществляют оперативное руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратур, иных нижестоящих органов прокуратуры.
В соответствии с Конституцией РФ органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Территориальные органы прокуратуры
организуются в соответствии с административно-
Информация о работе Система и структура органов прокуратуры РФ