Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 05:48, курсовая работа
В современном мире информатизации, инноваций и "мозговых штурмов" представляется примечательным феномен интеллектуальной собственности. Уникальные свойства этого в определенном смысле абстрактного объекта обусловливают имманентные особенности в правовом регулировании. Безусловно, интеллектуальная собственность в аспекте имущественных интересов представляет собой не менее продуктивный предмет, чем привычные объекты материальной собственности. Однако личные неимущественные права субъектов интеллектуальной собственности - авторов произведений, - являясь истоком и базисом имущественных прав, заслуживают не меньшего внимания. Только при их осуществлении и грамотном правовом регулировании возможно полноценное использование имущественных правомочий.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Авторское право в контексте права интеллектуальной собственности……...5
1.1 Истрия становления правового института «авторское право»
в законодательстве Республики Беларусь………………………………………...5
1.2 Правовая природа авторских прав и определение их сущности…………....7
2 Авторские права на произведения науки, литературы, искусства
в белорусском законодательстве………………………………………………....14
3. Классификация авторских прав……………………………………………….20
3.1 Содержание личных неимущественных прав авторов……………………..20
3.2 Содержание личных имущественных прав авторов………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...…31
Список использованной литературы…………………………………………….33
Право авторства. Правомочие, определяемое как право авторства[8,ст.14], заключается в праве признаваться автором произведения и исключает признание авторства других лиц на это же произведение. Право авторства - одно из главных прав, возникающих у автора, создававшего произведение [29, с.503].
Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов [30, с.129].
Право авторства возникает в связи с созданием произведения и может осуществляться только автором. Оно не отчуждается и не передается ни по одному основанию. От данного права нельзя отказаться. Право авторства называется первым в перечне субъективных авторских прав. И это не случайно, ибо все остальные права на произведение, как неимущественные, так и имущественные, предоставляются автору вследствие признания его автором данного произведения [29, с.503].
То есть, право на авторство обладает следующими характеристиками:
Право авторства обычно определяется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц [32, c.136].
Развивая содержание и смысл основных черт права авторства, стоит отметить, что:
Итак, право авторства - первичное правомочие авторов произведений науки, литературы и искусства. Только при его наличии и на основании данного права можно говорить о правах автора на имя, репутацию и других. Это - привилегия автора, отказ от которой невозможен, имеющая абсолютный характер и прекращающаяся лишь смертью автора, неотделимая от его личности и осуществляемая исключительно самим автором.
Право на имя. Некоторые права, предоставляемые авторам, носят настолько ярко выраженный личностный характер, что трудно себе представить, чтобы автор мог уступить пользование ими третьему лицу путем заключения договора. Такое положение относится к личным правам автора и предназначается для защиты личности автора в том виде, в котором она находит свое выражение в его произведении, и закон вполне обоснованно запрещает его уступку по договору [22, с.189].
С правом авторства тесно связано право на авторское имя. Избирая один из способов обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при создании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения [32, c.136].
Право на имя [8, ст.14] позволяет автору использовать или разрешать использовать произведение под своим именем. Однако раскрывать свое авторство на произведение он не обязан. Автор может предпочесть, чтобы его произведение было использовано под псевдонимом или без обозначения имени, и пользователь обязан уважать его выбор. Если же лицо, использующее произведение, раскроет имя автора без его согласия, то тем самым оно совершит противоправное действие, нарушающее право автора на имя [29, c.503].
От использования произведения без указания имени отличается гетероним - автор пишет для другого лица, который выпускает в свет произведение от своего имени, фактически при этом между ними заключается договор. Однако, поскольку законодательство закрепляет принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав, такой договор является ничтожным, и истинный автор, совершенно законно, может объявить о своём авторстве и воспользоваться своими неимущественными правами. В отсутствии же договора имеет место незаконное присвоение авторства - плагиат. Принуждение к соавторству также является нарушением авторских прав [31, с.35].
Нарушением права на имя будет признано и искажение имени или фамилии автора при использовании произведения. Использование в произведении цитат без указания источника цитируемого текста также рассматривается как нарушение права на имя.
Проявлением права на имя является установленный соавторами порядок указания их имен при использовании произведения. По соглашению между соавторам произведение может быть использовано под именем одного или нескольких из них [29, c.503-504].
Издатель обязан указать имя и фамилию автора, если он того требует. Если автор выбирает псевдоним, то издатель обязан уважать его выбор. Раскрывая вопреки воле автора его подлинную фамилию при опубликовании под псевдонимом одного из произведений автора, издатель совершает виновное действие и посягает на моральное право заинтересованного лица. Издательский договор не может продолжать действовать после подобного нарушения, так как утеряно доверие, которое присуще самому характеру этого договора.
Автор имеет право подписать или не подписать произведение. Иногда он предпочитает не подписывать его по самым различным причинам [22,c.213]. Таким образом, право на авторское имя тесно связано с правомочием авторства. Данная категория включает в себя права авторов произведений использовать собственное имя, псевдоним или воздержаться от упоминания своего имени (представить произведение анонимно). Искажение имени или фамилии, использование цитат без обозначения автора считаются нарушением данного личного права авторов. Все способы обозначения авторства обязательны к применению в строгом соответствии с волей автора.
Право на защиту репутации. Содержание права на защиту репутации [8, ст.14] заключается в противодействии любому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству, способному нанести ущерб чести или репутации автора [29,c.504].
Право на защиту репутации автора в ранее действовавшем законодательстве именовалось правом на неприкосновенность произведения. Новое его название определено с учетом положений Бернской конвенции (статьи 6bis), где указано, что независимо от имущественных авторских прав и даже после уступки этих прав сохраняется право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякой деформации, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора [21, c.56]. Новое название - "право на защиту репутации автора" - на первый взгляд звучит непривычно и непонятно, однако более точно отражает суть рассматриваемого права. Кроме того, оно совпадает с наименованием, которое используется не только в Бернской конвенции, но и в законодательстве многих западноевропейских стран [32, c.136].
Основное значение права на неприкосновенность - определить тот вид, в котором произведение доводится до определенного круга лиц [33, с.33].
При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения внесение каких бы то ни было изменений как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора допускается только с согласия автора [29, c.504].
Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями [30, с.138].
Вместе с тем, в юридической литературе указывалось, что право автора на неприкосновенность произведения имеет не только запретительный характер. Это право означает также, что лишь сам автор вправе решить вопрос о зрелости своего произведения, а значит ему одному должно принадлежать и право вносить изменения и дополнения в произведение, подвергать его переработке [34, с.130].
Содержание права на защиту репутации автора обусловливает автору возможность обнародовать и использовать свое произведение в том виде и в той форме, которые он считает необходимыми.
Законодатель обеспечивает право автора на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. В частности, это предполагает запрет без согласия автора сокращать объем произведения, нарушать его целостность, вносить иные изменения [35, с.71].
При соавторстве все изменения, дополнения должны быть согласованы с каждым из соавторов. При возражении одного из них о внесении дополнений, изменений произведение не может быть опубликовано. Все эти и иные меры позволяют обеспечить сохранение творческой индивидуальности автора (авторов), выраженной в конкретном произведении [35, с.71].
Итак, право на защиту репутации призвано обеспечить охрану чести и достоинства авторов. Оно предполагает запрет на привнесение каких бы то ни было изменений в само произведение, его название, обозначение имени автора. Кроме того, возбраняется дополнять произведение предисловиями, послесловиями, иллюстрациями, комментариями; изменять объем, структуру, нарушать целостность произведения. В основе этого правомочия лежит безусловное право автора лично определять степень зрелости своего творения.
Право на обнародование. К числу личных неимущественных прав относится право на обнародование [8, ст.14]. Произведение считается обнародованным, если оно с согласия автора опубликовано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые доведено до всеобщего сведения [29,с.504]. Сущность права на обнародование заключается в юридически обеспеченной возможности автора публично огласить свое произведение [30,с.145].
Помимо категории "право на обнародование" используется также понятие "выпуск в свет". В юридической литературе отмечалось, что "содержание права на выпуск произведения в свет сводится к праву автора решить вопрос о достаточной зрелости своего произведения и о передаче его обществу для ознакомления и оценки. Решающим фактором для признания произведения выпущенным в свет должна являться воля автора ознакомить общество со своим произведением" [34, с.119-120]. То есть право на выпуск в свет и обнародование представляются тождественными.
Обнародование произведения не сводится лишь к конкретным действиям, направленным на обеспечение всеобщего доступа к произведению. Оно включает в себя волеизъявление автора. Без разрешения автора его произведение не может быть выпущено в свет [29, с.505].
М.В. Гордон полагал, что право на обнародование произведения не прекращает своего существования и после того, как это произведение уже обнародовано [36, с.123]. Это положение было подвергнуто критике в юридической литературе [37, с.146]. После обнародования произведение приобретает иной правовой режим: с момента обнародования произведения начинают действовать предусмотренные законом ограничения имущественных прав автора.
Не требуется, чтобы произведение было непременно доведено до сведения третьих лиц. Достаточно, чтобы эти лица имели реальную возможность ознакомиться с произведением [21, с.59].
Однако сообщение произведения определенному кругу лиц (например, драматург зачитал пьесу коллективу театра, поэт прочитал свое новое стихотворение в лекции) не считается обнародованием произведения. Не считается обнародованием произведения информация о произведении с изложением его содержания [29, с.504].
Право на обнародование может быть реализовано не только автором произведения, но и его наследниками. Ученые не имеют единого мнения по вопросу о природе права наследников на обнародование произведения [21,с.59].
В.А. Чертков указывал, что "правомочия наследников личных авторских прав - категория авторского, а не наследственного права с его имущественной основой, пределами и сроком ответственности" [38, с.120].
Ссылаясь на М.В. Гордона, И.В. Савельева указывала, что право наследников на выпуск в свет не опубликованного произведения не следует считать авторским, т.к оно имеет иную природу, назначение и объем, и предлагала решение вопроса об опубликовании произведения после смерти автора предоставить лицу, специально выбранному автором при назначении исполнителя завещания, и лишь при его отсутствии - наследникам автора.
Принудить автора обнародовать созданное им произведение или дать разрешение на его обнародование не может никто. Это правило относится и к нанимателям, и к лицам, заключившим с автором договор заказа на создание произведения. Отказ автора разрешить обнародование служебного или заказанного произведения может служить основанием для привлечения его к ответственности по правилам трудового законодательства или за нарушение условий договора, однако заставить автора разрешить использование произведения невозможно [21, c.60].
Таким образом, право на обнародование представляет собой возможность автора опубликовать, публично показать или исполнить, поручить передать по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые довести до всеобщего сведения. Стоит заметить, что при этом круг лиц, до которых доводится произведение, обязательно должен быть неограниченным, то есть заранее не определенным. Обнародование произведения также может именоваться выпуском его в свет. Сущность данного права раскрывается как юридически обеспеченная способность автора публично огласить объект его интеллектуальной собственности. Обнародование возможно исключительно при условии соответствующего волеизъявления автора (или его наследников) и его разрешения. Выпуск произведения в свет возможен только единственный раз, после оно приобретает иной правовой статус. Никакое принуждение к согласию на обнародование не допускается, даже если автор состоит в отношениях подчинения с лицом, желающим обнародовать произведение. В таком случае будет иметь место ответственность, связанная с субординацией, однако принуждение недопустимо ни при каких обстоятельствах.