Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:39, шпаргалка

Краткое описание

1. Государственное управление как вид социального управления.
2. Исполнительная власть: понятие, сущность и место в системе разделения властей.
...
72. Обращения граждан

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к зачету по административному праву.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность  влиять на формирование властных структур, осуществление их деятельности. Так, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т. п.

 

Помимо прав, предусмотренных  Законом о профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности в области социального страхования  и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий работников устанавливаются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.

Законодательством установлены  определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановить  или прекратить их деятельность возможно только в судебном порядке.

 

40. Правотворческий процесс в  сфере государственного управления.

            Одно из важнейших направлений  государственной деятельности- правотворчество.  В узком смысле под правотворчеством  подразумевается непосредственно  сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

           Правотворчество – это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определённых нормативных актов. Правотворчество -  одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений.

          Структурное содержание правотворческого процесса складывается из 2-х частей:

1-ая – включает  в себя организационные вопросы  правотворчества, не связанные  с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного  акта, его обсуждение  соответствующей  государственной или общественной организации и т .д.),

2-ая – опирается  на правовые начала , а точкой  отсчёта её функционирования  служит решение о подготовке  проекта нормативного акта.

Обе эти части неразрывно связаны между собой  и в  общем контексте представляют целостную  процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа.  

               Соответственно  этому в процессе правотворчества выделяют 2 основные стадии:

1-ая – предусматривает  предварительное формирование государственной  воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии имеют подготовительный характер и не влекут правовых последствий.

2-ая – превращает  проект нормативного акта в  правовой акт, имеющий общеобязательный  характер ,это официальное закрепление  государственной воли в нормах  права. 

Внутри этих стадий осуществляются различные операции формирования нормативных  актоы в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии.

             Правотворческий процесс основывается на определённых принципах, к числу которых можно отнести: демократизм и гласность правотворчества, профессионализм, законность, научный характер, связь с правоприменительной практикой.

             Ведущее место среди источников  права в РФ выступает нормативно-правовой акт – акт государственных органов, содержащий юридические нормы.

            Нормативный правовой акт –  это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определённой форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (под правовой нормой понимается общеобязательное государственной предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение).

               Административный акт (правовой  акт управления) — правовой акт,  регулирующий управленческие отношения  или разрешаюший конкретное управленческое  дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой (в рамках управленческого процесса) в целях достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций.

            В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, т.к. в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления. Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления издаются органами исполнительной власти, а также гос.органами законодательной и судебной властей.

            Правовой акт управления имеет  широкую нормативную основу, т.е.  порядок издания таких актов  установлении в законодательных  и иных актах.

          Например, Конституция РФ определяет, что Правительство РФ издает  постановления и распоряжения. В  ст. 7 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» определяется, что органы  местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам местного значения принимают муниципальные правовые акты, под которыми законодатель понимает решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятые населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Глава 7 указанного Закона устанавливает систему муниципальных  правовых актов, порядок их подготовки, вступления в силу, отмены и приостановления их действия. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

                   Под правовыми актами органов  исполнительной власти и местной  администрации понимаются односторонние  юридически властные предписания,  влекущие юридически значимые  последствия и обязательные к исполнению. Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической (административно-правовой) формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти, публичного управления (государственного управления и местного самоуправления).

                   Важнейшими нормативными правовыми  актами, устанавливающими порядок  подготовки и принятия нормативных  правовых актов органами публичного  управления, являются: Конституция  РФ; Федеральный конституционный  закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260; Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30; Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 соответствующие нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти в субъектах Российской Федерации.

 

41. Порядок вступления в силу  и опубликования актов государственного  управления 

        

          Правовые акты управления начинают действовать, т. е. приобретать юридическую силу, с момента их издания (принятия, утверждения) или опубликования в установленном порядке и действуют до момента их официальной отмены (или изменения); они утрачивают силу в связи с истечением срока их действия. В некоторых случаях устанавливаются специальный порядок приведения акта управления в действие, т. е. вступление его в силу (например, он приобретает юридическую силу с конкретной даты или устанавливаются иной срок и порядок вступления его в силу).

          Важнейшими условиями вступления акта управления в юридическую силу являются его подписание уполномоченным лицом и официальное опубликование. Момент вступления акта управления в действие, как правило, определяется при его принятии; может быть установлено, что акт вступает в силу с момента подписания или опубликования или даты, указанной в самом акте.

           Если при издании акта управления  имеет место нарушение принципа  законности, то его юридическая  сила, практическая целесообразность  и обоснованность могут быть  поставлены под сомнение. В связи с этим следует прибегнуть к процедуре проверки актов управления на соответствие законам. В результате проведенной проверки судебными или административными органами акт управления может быть признан недействующим, так как он нарушает принцип законности и обоснованности, а поэтому органам, принявшим его, предстоит работа по отмене или изменению соответствующих актов управления.

            Современное конституционное законодательство  России устанавливает важные  положения относительно вступления в силу правовых актов управления. Например, в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом органов исполнительной власти субъектов РФ, принятым вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует правовой акт, принятый региональными органами государственной власти (т. е. органами субъекта РФ). В иных случаях при обнаружении противоречия действует федеральный закон или нормативный правовой акт, принятый федеральными органами исполнительной власти. Другим существенным положением является то, что нормативный правовой акт управления, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, не может действовать (применяться), если он не был опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

          Порядок подготовки, вступления в силу и опубликования правовых актов управления устанавливается различными нормативными правовыми актами в зависимости от вида акта и издающих (принимающих) их органов федеральной и региональной исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом можно выделить следующие характерные для всех производств по изданию (или принятию) административных актов элементы.

1.  Наличие нормативно  установленной процедуры издания  или принятия актов управления.

2.  Виды административных  актов, которые вправе издавать  те или иные органы исполнительной  власти, а также должностные лица.

3.  Подготовка проекта  правового акта управления. На этой стадии определяется срок подготовки проекта правового акта управления и ведется его разработка одним из органов исполнительной власти (или несколькими органами по согласованию). Подготовка акта управления производится тем органом, в компетенцию которого входит его издание, или по его поручению одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями или должностными лицами.   Инициаторами проекта административного акта могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, которые, основываясь на знании практики, пытаются совершенствовать ту или иную сферу своей управленческой деятельности.

4.  Определение структуры  проекта правового акта управления, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение.

5.  Согласование акта  управления с заинтересованными  ведомствами и должностными лицами; согласование может являться  обязательной стадией разработки  акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с министерством финансов и министерством экономики).

6.   Подготовка предложений  об изменении и дополнении  или признании утратившими силу  соответствующих ранее изданных  актов или их частей в связи  с изданием нового административного  акта.

7.    Издание   (подписание,   утверждение)   правового   акта управления.

8.  Доведение принятого  административного акта до сведения  лиц, которые будут его исполнять  или соблюдать его требования  и положения, является необходимой  стадией принятия акта управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"