Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:39, шпаргалка

Краткое описание

1. Государственное управление как вид социального управления.
2. Исполнительная власть: понятие, сущность и место в системе разделения властей.
...
72. Обращения граждан

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к зачету по административному праву.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Методы управления бывают прямыми (административными) и регулирующими (экономическими). Последние в литературе называются методами косвенного управления.

Прямые методы характеризуются односторонностью государственно-властного воздействия субъекта управления на объекты (граждан, юридических лиц, государственных и муниципальных служащих). Лицо, осуществляющее управление, принимает властные, влекущие юридические последствия правовые акты управления, которые обязательны для исполнения соответствующими лицами. Неисполнение постановления, приказа, распоряжения является нарушением дисциплины и может повлечь за собой применение к виновному установленных законом мер принуждения.

Полноценное достижение целей и задач государственного управления невозможно без использования  методов прямого административного  воздействия на субъекты права. Прямое воздействие — это издание  приказа, распоряжения, исходящего от вышестоящего должностного лица или от управляющего субъекта, имеющего соответствующие полномочия.

Методы регулирующего (непрямого) управления в литературе называются также экономическими методами. Их применение обеспечивает удовлетворение экономических или материальных интересов объектов управления при достижении их должного поведения. Управляющий субъект создает благоприятные условия для достижения целей и решения задач управления путем воздействия на индивидуальные интересы управляемых субъектов. Материальное (или экономическое) стимулирование является движущей силой, обеспечивающей соблюдение управляемыми объектами установленных правил и положений в своей деятельности. Таким образом достигаются цели управления в развитии как внутриаппаратных (например, материальное поощрение служащих в органах государственного управления; обеспечение действия для должностных лиц установленых в законе материальных и имущественных льгот), так и экономических отношений (например, стимулирование внедрения в экономику разумных нововведений, поддержка некоторых отраслей экономики в конкретном регионе страны, предоставление налоговых льгот).

 

45. Понятие и особенности административного  принуждения.

В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового)

принуждения:

      Дисциплинарное

      Материальное (гражданско-правовое)

      Уголовное

      Административное

      Административное  принуждение является особой, самостоятельной

разновидностью правового  принуждения. "Административное принуждение  играет

важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств

пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.),

использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает

наступление общественно  вредных последствий." Применение административного принуждения  обусловлено:

во-первых, необходимостью в  установленных законом случаях  наказать

правонарушителей,

 

во-вторых, необходимостью пресекать и,

 

в-третьих, предупреждать  правонарушения.

 

"Административное  правонарушение (проступок) - негативное  социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права... общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством

установления соответствующих  правовых запретов." Поэтому целью применения мер административного принуждения является "защита охраняемых правом общественных отношений."

      Меры  административного принуждения  могут применяться как при  наличии, так и при отсутствии  правонарушений (на пример, при чрезвычайных  обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что "административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями".Д.Н. Бахрах отмечает, что "всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав.  ... Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата."       "Административное принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе".Он указывает, что "как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны чем преступления той меры административного принуждения в общем менее суровы, чем уголовное наказание."

 

 

Билет№55. Принципы и стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Общие принципы – эффективности, законности, оперативности. Эти принципы присущи и административному судопроизводству. Но наряду с ними существуют специальные принципы производства по делам об административных правонарушениях.

КоАП РФ закрепил презумпцию невиновности для лиц, привлекаемых к административной отвественности (ст.1,5).

Принцип объективной  истины означает обязанность уполномоченного должностного лица установить действительную материальную истину. Например, ст.26.1, 26.2, КоАП РФ возлагают на субъектов власти обязанность выявить все факты по делу, оформить необходимые документы и проверить соответствие данных административного протокола фактическим обстоятельствам дела.

Принцип гласности также реализуется при производстве по делам об административных правонарушениях. Статьей 24.3 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. // Следует отметить, что открытое рассмотрение дел реально обеспечено лишь в суде.

Принцип достаточности процессуального обеспечения является общим для юридического процесса в целом и всех его разновидностей, в том числе и для производства по делам об административных правонарушениях. Он предполагает полное, детальное, рациональное процессуальное регулирование соответствующей деятельности, совершенство процессуальной формы.

Под стадией следует понимать такую сравнительную самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи.

Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия.

Стадии органично связаны  между собой: последующая, как правило, начинается лишь после того, как  закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Производство состоит  из четырех частей (стадий):

1) возбуждение дела  и административное расследование  (гл.28 КоАП РФ)

2) рассмотрение дела (гл. 29 КоАП РФ)

3) пересмотр постановления  (гл.30 КоАП РФ)

4) исполнение постановления  (гл. 31 и 32 КоАП РФ)

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном, и составляется протокол. На второй – компетентный субъект рассматривает дело и  принимает постановление. На третьей (факультативной) стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой – исполняется принятое постановление.

 

 

Билет№56. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Коап РФ закрепляет следующую систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

доставление

привод

административное  задержание

личный досмотр

медицинское освидетельствование  на состояние опьянения

досмотр документов, вещей, транспортных средств

изъятие вещей  и документов

отстранение от управления транспортным средством

освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

арест товаров, транспортных средств и иных вещей

временный запрет деятельности

Одни меры обеспечения производства применяются только к физическим лицам ( привод, доставление). Другие применяются  только к юридическим лицам ( временный  запрет деятельности). А третья группа – меры обеспечения, которые могут  применяться и к физическим, и к юридическим лицам ( изъятие вещей ),

Исходя из целей и  содержания обеспечительных мер, их следует разделить на две большие  группы:

- меры, ограничивающие  свободу и физическую неприкосновенность  граждан;

- меры, ограничивающие  имущественные права физических и юридических лиц.

Меры, ограничивающие свободу  и физическую неприкосновенность граждан. К ним необходимо отнести доставление, привод, административное задержание, личный досмотр, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Меры, ограничивающие имущественные права физических и юридических лиц. К ним

относятся: досмотр, изъятие, арест вещей и транспортных средств, отстранение от управления транспортными  средствами и их задержание, временный  запрет деятельности.

 

Билет№57. Возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование.

Каждая стадия любого юрисдикционного производства (процесса) может начаться, если имеются два  основания: материальное (неправомерное  деяние, вред и т.д.) и процессуальное 

( полученная в установленном законном порядке информация о соответствующих фактах). В законодательстве, в юридической литературе процессуальное основание начала первой стадии принято называть поводом.

В части 1 ст. 28.1 КоАП РФ закреплены законные поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.

Прежде всего, это непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль за выполнением определенных правил и составлять протоколы об их нарушении, достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения. На практике именно сотрудники милиции, гос. инспекторы и иные долж.лица, осуществляющие гос.надзор за выполнением соответствующих норм, обнаруживают многие неправомерные действия и, реагируя на них, возбуждают дела об административных правонарушениях.

Поводами для возбуждения  дел могут быть материалы, полученные из государственных, муниципальных  органов, общественных организаций; органа управления юридического лица, сообщения  средствах массовой информации, сообщения и заявления, полученные от граждан,организаций, если они содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Административное  расследование

Статья 28.7 КоАП РФ не содержит всех правил особого производства, но в ней закреплены специальные правила – правила административного расследования по ряду категорий дел об административных правонарушениях.

Так, в статье закреплены два фактических условия проведения административного расследования. К первому отнесено выявление административных правонарушений в области:

- антимонопольного законодательства;

- патентного законодательства;

- законодательства о  естественных монополиях;

- законодательства о  рекламе;

- законодательства о  выборах и референдумах и др.

Второе фактическое условие имеет место в случае, когда для выявления конкретных обстоятельств совершения перечисленных правонарушений необходимо назначить и провести какую-либо экспертизу или осуществить иные процессуальные действия, требующие значительного времени.

Третье (формальное) условие проведения административного расследования: решение компетентного лица, которое издается в письменной форме. Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы по соответствующей категории дел об административных правонарушениях, принимает решение о проведении административного расследования.

Административное  расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. В случае необходимости соответствующие органы по месту совершения правонарушения и органы по месту его выявления могут договориться между собой о том, кто из них будет проводить административное расследование( это административный договор).

Срок проведения административного  расследования не может превышать  один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях он по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного  расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении  этого дела.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"