Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:39, шпаргалка

Краткое описание

1. Государственное управление как вид социального управления.
2. Исполнительная власть: понятие, сущность и место в системе разделения властей.
...
72. Обращения граждан

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к зачету по административному праву.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Обеспечение законности в управлении есть совместная деятельность лиц и организаций по точному и неуклонному исполнению, использованию, соблюдению и применению законов и подзаконных актов в сфере управления. Такая деятельность направлена:

  • на недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;
  • на своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;
  • на установление причин и условий, им способствующих;
  • на разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности и дисциплины;
  • на привлечение к юридической ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины.

 

 В Российской Федерации  в целях обеспечения точного  соблюдения законности создан  и действует особый государственно-правовой  механизм, состоящий из двух основных  элементов:

1) организационно-правовых методов, т.е. особых видов деятельности, практических приемов, операций;

2) организационно-структурных формирований (государственных органов и общественных объединений).

Способы обеспечения  законности – это применяемые ими различ-ные правовые и организационные формы и методы деятельности, практи-ческие приемы, операции Различают следующие способы обеспечения законности:

1) контроль;

2) надзор;

3) контрольно-надзорная  деятельность (в других источника  -обжалование).

Обеспечение законности немыслимо без строгого соблюдения государственной дисциплины, которая заключается в точном и неуклонном выполнении государственными органами, рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний в процессе практического осуществления государственных задач и функций и реализации предоставленных прав.

 Государственная дисциплина — это сознательное соблюдение законов и иных правовых актов субъектами права. При этом законность выступает основой дисциплины.

Единая государственная  дисциплина вследствие распространения на различные сферы государственной и общественной деятельности подразделяется на определенные структурные образования. Следовательно, единство и дифференциация лежат в основе внутренней структуры государственной дисциплины. К ее структурным элементам (подсистемам) относятся все виды дисциплины, регулируемые правом и обеспечиваемые государством.

Одним из важнейших принципов  законности является ее неразрывная  связь с государственной дисциплиной. Дисциплина и законность не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Говоря о законности и дисциплине необходимо отметить и такой критерий как целесообразность. Целесообразность есть соответствие действий, прежде всего, органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности, тем целям, которые стоят перед ними. Целесообразность реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью. Если же закон устарел, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке. Но пока закон действует, его предписания в равной мере обязательны для всех. Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или должностные лица не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Они могут обратиться к законодательному органу с просьбой об отмене устаревшего закона, но не более того

Целесообразность  означает, что при реализации нормы важно максимально учитывать конкретную ситуацию, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения.

Соотношение между законностью и целесообразностью есть соотношение между требованием точного исполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъекта административной деятельности, регулируемой нормами права.

Целесообразность тесно  связана с административным усмотрением, под которым подразумевается  определенная рамками законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу.

Административное усмотрение может выражаться в предоставлении права сотруднику милиции оценивать юридический факт.

Уровень законности во многом определяется уровнем правовой культурой  населения. Чем выше уровень правовой культуры, тем более строго и точно  соблюдаются законы и другие нормативные  правовые акты

 

Билет 65 Понятие  и система способов обеспечения законности и дисциплины в гос управлении

(СМ билет 64)В Российской  Федерации в целях обеспечения  точного соблюдения законности  создан и действует особый  государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных  элементов:

1) организационно-правовых методов, т.е. особых видов деятельности, практических приемов, операций;

2) организационно-структурных формирований (государственных органов и общественных объединений).

Способы обеспечения  законности – это применяемые ими различ-ные правовые и организационные формы и методы деятельности, практи-ческие приемы, операции Различают следующие способы обеспечения законности:

1) контроль;

2) надзор;

3) контрольно-надзорная  деятельность (в других источника  -обжалование).

Система гарантий законности (правозаконности)

Последовательная и  строгая реализация законности предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.

Среди общих условий можно различать политические, экономические, организационные, идеологические, юридические.

Политическими предпосылками законности являются режим демократии, гласность. А они, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданского общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей. Только реальное разделение властей, а также существование независимых от правящей партии, государства средств массовой информации, движений и политических партий, децентрализация государственных структур могут стать подлинными гарантами режима правозаконности.

К его экономическим предпосылкам можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых' ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капиталов, труда. Хотелось бы отметить взаимосвязь экономических свобод, многоукладности рынка, конкуренции с политическими свободами, плюрализмом, демократией вообще и в обеспечении законности, в частности.

Огромное значение для  существования правопорядка имеет  правовая культура должностных лиц  и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в частности, умело организованного поощрения (идеологические предпосылки).

На состояние законности немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствование разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепления правопорядка в стране.

К числу общих условий законности относится и состояние системы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении системы эффективных гарантий.

Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности — контроль и принуждение.

 

Обеспечение законности немыслимо без строгого соблюдения государственной дисциплины, которая заключается в точном и неуклонном выполнении государственными органами, рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством правил и конкретных предписаний в процессе практического осуществления государственных задач и функций и реализации предоставленных прав.

 

Целями обеспечения  законности и дисциплины в государственном управлении являются:

- недопущение нарушений в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах, и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

- своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

- установление причин  и условий, им способствующих;

- привлечение  к ответственности виновных в  нарушении законности и дисциплины;

- создание обстановки  неотвратимости ответственности  в случае их нарушения.

Система обеспечения  законности и дисциплины включает в себя деятельность различных государственных органов, к которым относятся:

- органы, деятельность  которых непосредственно направлена  на обеспечение законности и  дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и сфере управления (суды, прокуратура, гос. инспекции и др.);

- органы, деятельность  которых по обеспечению законности  и дисциплины осуществляется  в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины (различные министерства и иные органы исполнительной власти).

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого  необходимыми юридически властными  полномочиями.

В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины в сфере управления названные органы используют в пределах своей компетенции контроль и его разновидности - проверку исполнения и надзор.

С помощью контроля обеспечивается строгое и неукоснительное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

Его сущность и назначение состоит:

- в наблюдении за  деятельностью соответствующего подконтрольного объекта;

- в получении объективной  и достоверной информации о  состоянии законности и дисциплины  на подконтрольном объекте;

- в принятии мер  по предотвращению и устранению  нарушений законности и дисциплины;

- в выявлении причин  и условий, способствующих правонарушениям;

- в принятии мер  по привлечению к ответственности  лиц, виновных в нарушении законности  и дисциплины.

Проверка исполнения тесно связана с контролем и является его составной частью. Проверка исполнения это – повседневная оперативно управленческая деятельность позволяющая выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения.

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, делится на:

- общий надзор органов прокуратуры за соблюдением законов в сфере управления;

- административный надзор  со стороны уполномоченных на  то государственных органов и  должностных лиц за исполнением  действующих в сфере управления  специальных норм, общеобязательных  правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Характерными  и отличительными чертами надзора  от контроля являются:

- органы надзора (в  том числе и прокурорского)  осуществляют свои функции и  полномочия в отношении тех  объектов, которые им организационно  не подчинены, а органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;

- в процессе контроля  могут применяться меры дисциплинарного  воздействия в отношении виновных  лиц, в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

- по действующему законодательству  органы контроля осуществляют  проверку различных сторон деятельности  подконтрольных объектов, а органы  административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

ВЫВОД: Законность и дисциплина являются основополагающими критериями нормального функционирования государства, четкого и действенного управления во всех сферах социально политической жизни. Законность и дисциплина также являются основой построения и развития системы безопасности России.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"