Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:55, курсовая работа
Предмет исследования – особенности взаимоотношений ВИЧ-инфекционных людей и общества.
Цель исследования - выявить особенности отношения общества к людям зараженным ВИЧ-инфекциями.
Для реализации этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:
- изучить историко-теоретические аспекты появления ВИЧ-инфекции и проблемы людей зараженных ВИЧ-инфекциями;
- выявить образ ВИЧ-инфицированных больных;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Историко-теоретический аспект изучения проблем людей зараженных ВИЧ-инфекциями…………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность ВИЧ-инфекции, ее особенности и формы……………………………………………………………………………...6
1.2 История появления ВИЧ-инфицированных людей и развитие системы профилактики ВИЧ-инфекции в России и за рубежом…………………………………………………………………………..12
1.3 Психологические проблемы и нужды ВИЧ-инфицированных людей……………………………………………………………………………..21
Глава 2. Образ ВИЧ-инфицированных больных в массовом сознании общества и отношение к ним…………………………………………………...27
2.1 Дискриминация на уровне институциональных организаций……….27
2.2 Отношение семьи, общин и религии к ВИЧ-инфицированным……..38
Глава 3. Активизация ресурсов и основные направления работы по снижению дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны общественности……….44
3.1 Роль местных органов власти и СМИ в снижении дискриминации ВИЧ-инфицированных…………………………………………………………..44
3.2 Основные направления профилактики ВИЧ-инфицированных средствами культуры и искусства………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников информации……………………………57
Во время оказания помощи
важно не мешать человеку с ВИЧ-инфекцией
проходить все фазы кризиса, не подгонять
его. Вы просто должны быть рядом, показывая
свое участие, заботу и готовность помочь.
Эти проблемы и поведение инфицированного
человека – защитные механизмы, помогающие
выжить в таких сложных
Глава 2. Образ ВИЧ-инфицированных больных в массовом сознании и отношение к ним
2.1 Дискриминация на уровне
Существующая дискриминация на уровне институциональных организаций, в частности, на рабочих местах, в медицинских учреждениях, тюрьмах, образовательных учреждениях и социальных службах, закрепляет «первичную стигму» в институциональной политике и практике, которая дискриминируют людей, живущих с ВИЧ, или приводит к неприменению антидискриминационной политики или процедур для борьбы с дискриминацией.
1. Ограничение в трудоустройстве,
Одной из форм дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным является нарушение их прав на трудовую деятельность. В соответствии, что ЛЖВ имеют право на профессиональную деятельность по избранной профессии, за исключением работы по специальностям и на должностях, установленных специальным перечнем.22
Для более детального изучения отношения целевых групп к ВИЧ-инфицированным людям, с которыми они больше всего соприкасаются в каждодневной жизни, было определено их отношение к своим коллегам, преподавателям, работникам сферы услуг, медицинским работникам относительно их права на трудовую деятельность по своей профессии.
По мнению большинства опрошенных, ВИЧ-инфицированные не имеют право работать в системе образования и в сфере услуг. Так, из общего количества опрошенных, только более 39% отметили, что ЛЖВ имеют право работать в школах в качестве преподавателей, а 51% отметили, что они против их работы в школе. Более категоричными были в своих рассуждениях работники правоохранительных органов. Так, из общего количества опрошенных, 73% отметили, что учителя, зараженные ВИЧ инфекцией не имеют право работать в школе, такого же мнения придерживаются около 70% работников сферы услуг, 65,6% - религиозные деятели, 62,5% - СМИ, 50% - работники администрации города.
Даже у преподавателей не проявилась профессиональная солидарность к своим коллегам. Так, из общего количества учителей, более 50% отметили, что учитель, зараженный ВИЧ/СПИДом, не имеет право работать в системе образования. Более тревожным, по нашему мнению, является тот факт, что большинство сотрудников судебных и правоохранительных органов, администрации местных органов власти, которые, по специфики своей работы в соответствии с законами РТ, должны защищать права ЛЖВС, отрицательно ответили на этот ответ.
Результаты анкетирования показали, что зачастую отрицательное отношение респондентов к праву ЛЖВ работать в качестве учителей в школе, влияет не только на знание законов, а, больше всего, играет психологический фактор. Большинство респондентов отметили, что они знают, что ВИЧ/СПИД при обычном контакте не переходит от ВИЧ-инфицированного к здоровому человеку, но, из-за того, что в школах учатся их дети, внуки, родственники, они на подсознательном уровне не могут преодолеть отрицательное отношение к ВИЧ-инфицированным.23
Более категоричное отношение у респондентов было в предоставлении права ВИЧ- инфицированным работать в сфере услуг. Так, из общего количества опрошенных, более 77% отметили, что ВИЧ-инфицированные не имеют право работать в сфере услуг. Более отчетливо их отношение выявилось, когда им задали вопрос о том, что приобрели ли бы они продукты питания у ВИЧ-инфицированного продавца. Из общего количества респондентов около 70% отметили, что они бы не приобрели продукты питания у продавца, если бы знали, что он ВИЧ-инфицированный.
Сравнивая результаты данного исследования с исследованием поведения молодежи в возрасте 15-24 лет в области ВИЧ/СПИДа, можно сделать вывод, что большой разницы во мнениях молодежи не наблюдается. Так, если из 2000 молодых людей в возрасте 15-24 лет, 62,1% отметили, что учителя, зараженные ВИЧ инфекцией, не имеют права работать в школе, то в данном исследовании 51% ответил также. Отношение к ВИЧ-инфицированным, работающим в сфере услуг, является у молодежи, в какой-то мере, более реальным. Так, если по данному исследованию более 77% респондентов были против работы ВИЧ-инфицированных в сфере услуг, то среди молодежи этот процент составил 70%.
Хотя по результатам исследования
59% отметили, что человек не может
быть уволен только по той причине,
что он ВИЧ-инфицированный, у 1/3 части
опрошенных сложилось противоположное
мнение и более 12% еще не определились.
Как и в предыдущих ответах, более
категоричными в своих
Нарушение прав человека на
труд, порождающийся при
2. Ограничения в праве
получения образования, как
Люди становятся более уязвимыми к инфекции, если не соблюдаются их гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Например, уязвимость к ВИЧ инфекции повышается у детей, если они не могут реализовать свое право на образование.
Результаты исследования
показали, что не все опрошенные
респонденты положительно отнеслись
к получению образования ВИЧ-
Из общего количества респондентов,
более 42% отметили, что ВИЧ-инфицированные
дети не должны посещать занятия в
обычных школах со здоровыми детьми.
Своё мнение большинство респондентов
объяснили тем, что при контакте
со здоровыми детьми они могут
заразить их; другие отметили, что ВИЧ-инфицированные
дети требуют постоянного ухода
и их необходимо обучать в специализированных
лечебно-образовательных
Больше всего категорично отнеслись к доступу получения ВИЧ-инфицированными детьми образования в обычных школах сотрудники правоохранительных органов, как не странно, сами учителя, работники сферы услуг и работники средств массовой информации.
Респонденты, в большинстве случаев, посчитали нужным предоставление ВИЧ-инфицированным детям отдельного образования, в связи с невозможностью посещения ими обычной школы из-за проявления стигмы, либо по причине нахождения детей на лечении.
В среднем, 84% респондентов отметили,
что в случае необходимости ВИЧ-
Правильные и дружеские взаимоотношения между ВИЧ- инфицированными детьми, их одноклассниками и учителями может снизить уровень стигмы. Согласно результатам проведенного исследования, около 24% преподавателей общеобразовательных учреждений на вопрос о согласии на обучение ученика, зараженного ВИЧ инфекцией, дали отрицательный ответ, притом, что более 48% из них проходили курсы по преподаванию профилактики ВИЧ/СПИДа в школах. Более 70% из опрошенных преподавателей отметили, что они ведут занятия в школах, включающие элементы профилактики ВИЧ.
В соответствии с результатами
исследования поведения молодежи в
возрасте 15-24 лет в области ВИЧ/СПИД
более 48% опрошенных респондентов отметили,
что они не будут общаться со своими
одноклассниками и
Результаты исследования
показывают, что, несмотря на все проводимые
в школах мероприятия, необходимо усилить
работу с учениками, учителями, директорами
школ и сотрудниками районного отдела
народного образования в
Большинство респондентов,
касаясь вопросов снижения стигмы и
дискриминации в системе
3. Формы проявления
Дискриминация в медицинских учреждениях может проявляться: в понижении уровня ухода, отказа в доступе к уходу и лечению, проведении тестирования на ВИЧ без согласия пациентов, нарушения конфиденциальности, включая раскрытие информации о ВИЧ-положительном статусе пациента его родственникам, внешним организациям, негативное отношение и унижающее человеческое достоинство действие со стороны медицинского персонала.
Медицинские работники по
специфики своей
Исследования показали, что
врачи и средний медицинский
персонал в целом осведомлены
об универсальных мерах
Результаты проведенного
исследования показали, что все опрошенные
медицинские работники указали
на использование одноразовых
Результаты исследования показали, что не все медицинские работники готовы оказать медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным больным. Так, из общего количества опрошенных медицинских работников, 62,5% отметили, что они примут ВИЧ-инфицированных больных, как и всех других пациентов, в то же время 20% врачей и 50% среднего медицинского персонала отметили, что они откажут ВИЧ-инфицированным в приеме.28
На вопрос согласны ли они принять участие в приеме родов у ВИЧ-инфицированной роженицы, более 73% медицинских работников отметили, что согласны, 13% - не согласны и около 14% затруднились ответить. Своё несогласие в приеме родов, в основном, высказали работники среднего медицинского персонала. Основной причиной своего несогласия они объяснили боязнью заражения ВИЧ-инфекцией. Большинство опрошенных медицинских работников отметили, что они, в случае необходимости, окажут пострадавшему ВИЧ-инфицированному первую медицинскую помощь, даже если это произойдет на улице. Большинство медицинских работников отметили, что при приеме на работу все медицинские работники обязательно должны проходить тестирование на ВИЧ. Более 87% медицинских работников отметили, что они ежегодно проходят тестирование на ВИЧ/СПИД.
Касаясь вопроса допуска
ВИЧ-инфицированного
Информация о работе Отношения общества к людям, зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)