Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:49, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ не является органом исполнительной власти. Президент РФ является главой государства. Он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Содержание

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти ………………………………………………...………3
Задача 1……………………………………………………………………………6
Задача 2………………………………………………………………………..…17
Список нормативного материала и литературы……………………….….30

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная светы.docx

— 56.18 Кб (Скачать файл)


 

                         Министерство образования и науки Российской Федерации

       

         Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                              высшего профессионального образования

           

             «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                      ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

 

         

 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

 

 

 

Контрольная работа студентки 4 курса 425 группы

заочного  отделения социологического факультета

Бухановой Светланы Степановны 

 

 

 

                                                                              

                                                    Проверил: Панов Андрей Павлович 

 

 

 

 

 

Петровск 2012

 

                                    

Содержание:

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти ………………………………………………...………3

Задача 1……………………………………………………………………………6

 

Задача 2………………………………………………………………………..…17

Список нормативного материала  и литературы……………………….….30

 

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

 

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ не является органом исполнительной власти. Президент РФ является главой государства. Он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях1.

Вместе с тем Президент  РФ обладает широкими полномочиями в  сфере исполнительной власти. Так, Президент  РФ имеет конституционные полномочия, связанные с формированием Правительства  РФ. Он назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства; имеет  право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение  об отставке Правительства Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность  и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных  министров.

Президент РФ утверждает по представлению Председателя Правительства  РФ структуру федеральных органов  исполнительной власти и вносит в  нее изменения.

Важно отметить и то, что  Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в сфере государственного управления в области обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный  Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации2.

Согласно ст. 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет руководство рядом федеральных органов исполнительной власти. Так, Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации3.

Правительство Российской Федерации  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации  распределяет функции между данными  федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, в случае изменения  системы и структуры федеральных  органов исполнительной власти Президент  Российской Федерации может перераспределять установленные законами функции  этих федеральных органов исполнительной власти до внесения в законы соответствующих  изменений.

Президент РФ формирует и  возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; утверждает военную доктрину Российской Федерации; а также осуществляет ряд других функций в соответствии с Федеральным законом "Об обороне", другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в данной сфере4.

 

 

 

Задача 1

Совет Федерации выдвинул обвинение  об отрешении Президента Российской Федерации от должности в связи  с резким снижением уровня жизни  населения России. Мог ли Совет  Федерации принять такое решение?

В каком порядке и  на каких основаниях может быть отрешён  от должности Президент России?

 

Решение:

 

При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной им присяги.

Действующая Конституция  РФ устанавливает такие основания  для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически  невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Хотя такие нормы навеяны  опытом конституционного регулирования  некоторых зарубежных стран, трудно представить, чтобы Президентом  России был избран человек, способный  совершить столь тяжкие деяния. Кроме  того, формулировка ст. 93, толкуемая  буквально, вызывает удивление - получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее деяние, хотя и  не подпадающее под признаки тяжкого  преступления, но все-таки являющееся уголовным преступлением, не может  быть отрешено от должности. Получается, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, по крайней мере, Конституция этого  не исключает. При этом, наверное, предполагается, что такого Президента все-таки заставят подать в отставку5.

Процедура отрешения такова. Предложение о выдвижении обвинения, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции, может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы (а их, как известно, 450). В соответствии со ст. 176 Регламента Государственной Думы 1998 г.6 такое предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного ст. 93 Конституции, которое вменяется в вину Президенту. Прежний Регламент (1994 г.) требовал также представить обоснование его причастности к этому преступлению, действующий акт этого условия не содержит.

Согласно Регламенту Государственной  Думы (ст. 177), предложение о выдвижении обвинения направляется Государственной Думы на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Отсюда следует, что на данном этапе у Государственной Думы нет права ни отклонить предложение, ни отказать в образовании комиссии. И вместе с тем очевидно, что предложение депутатов поступает в письменном виде, с их подписями. Иначе говоря, Дума не устраивает дискуссии по фабуле обвинения, по его формулировке, не проводит голосования по данному вопросу. Даже если кто-то из депутатов утверждает, что в приведенных положениях он не усматривает состава преступления, Дума не будет обсуждать это.

Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе  председателя, заместителя председателя и 13 членов комиссии (прежний Регламент  требовал 10-12 депутатов). Председателя комиссии Государственная Дума избирает путем открытого голосования  большинством от общего числа депутатов  палаты. Члены комиссии избираются по представлению депутатских объединений  общим списком. Действующий Регламент говорит о пропорциональном (прежний - о "равном") представительстве депутатских объединений в комиссии. Заместитель председателя избирается на заседании самой комиссии.

Постановлением от 19 июня 1998 г. Государственная Дума утвердила  также Положение о Специальной  комиссии. Расшифровывая задачи комиссии, первоначально определенные в Конституции  и Регламенте палаты, Положение называет следующие:

а) проверка соблюдения кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильности подсчета голосов, а также  соблюдения других процедурных правил, установленных Регламентом, до принятия Думой решения о выдвижении обвинения;

б) заслушивание на своих  заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения  о выдвижении обвинения;

в) ознакомление с документами, свидетельствующими о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения;

г) заслушивание представителя  Президента РФ;

д) представление Государственной  Думе заключения о соблюдении процедурных  правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ7.

Комиссия, согласно Положению, имеет право:

а) запрашивать по вопросам своего ведения документы и материалы  у органов государственной власти РФ, субъектов РФ, предприятий, учреждений и организаций, граждан РФ;

б) создавать для подготовки отдельных вопросов рабочие группы из числа членов комиссии, других депутатов  Государственной Думы, представителей органов государственной власти РФ, субъектов РФ, иных организаций;

в) приглашать на свои заседания  лиц, занимающих государственные должности в РФ и субъектах РФ, других должностных и иных лиц;

г) проводить свои заседания  совместно с представителями  комитетов и комиссий Думы;

д) направлять материалы  о своей работе в органы государственной  власти РФ и субъектов РФ, иные организации, публиковать указанные материалы  в СМИ;

е) привлекать к работе комиссии экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и  других структурных подразделений  Аппарата Государственной Думы;

ж) принимать решения о  проведении независимой экспертизы имеющихся в распоряжении комиссии фактов и документов.

Основной формой работы комиссии являются ее заседания. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов от числа членов комиссии, участвующих в голосовании.

Комиссия проверяет выдвинутые против Президента РФ обвинения по следующим пяти позициям8:

1. Подписание им Беловежского  соглашения привело не только  к развалу СССР вопреки союзному  референдуму от 17 марта 1991 г., но  и поставило экономику России  на край гибели, россияне лишены  возможности свободного перемещения  по всей территории бывшего  Советского Союза, права на  выбор места жительства, на свободное  общение с родственниками и  близкими людьми;

2. Принятие Президентом Указа от 21 сентября 1993 г. о досрочном прекращении деятельности Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ прямо противоречило действовавшей тогда Конституции РФ и характеризуется в обвинении как государственный переворот; расстрел Дома Советов по его приказу 4 октября 1993 г. унес жизни многих ни в чем неповинных людей;

3. Президент ответствен  за чеченскую трагедию, которая  привела к тяжелым последствиям  для России как во внутриполитическом, так и внешнеполитическом аспектах  и унесла жизни почти 100 тысяч  человек;

4. Как Верховный главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ Президент  несет ответственность за их  разрушение - утеряны морские и  воздушные составляющие ядерных  стратегических сил, в критическом  состоянии находятся наземные  войска, Вооруженные Силы утрачивают  профессионализм, боеспособность;

5. Президент обвиняется  в геноциде собственного народа, выражающемся в том, что последствиями  проводимой политики является  резкое сокращение численности  населения страны, превышение смертности  над рождаемостью, ухудшение жизни  миллионов россиян, т.е. речь  идет о предумышленном создании  условий, ведущих к физическому  уничтожению коренных народов  России.

Комиссия готовит заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения  о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения. Заключение принимается большинством голосов членов комиссии.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и  заключение Специальной комиссии рассматриваются  на заседании Государственной Думы. По решению палаты то заседание может  быть объявлено закрытым9. С докладом о предложении выдвинуть обвинение выступает депутат Государственной Думы, уполномоченный депутатами палаты, внесшими это предложение; содоклад делает председатель Специальной комиссии.

Информация о работе Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти