Проблемы развития образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать систему образовательных учреждений в Тюменской области.
Задачи:
1) Проанализировать законодательную базы образовательных учреждений.
2)Рассмотреть порядок проведения лицензирования, аккредитации и аттестации образовательного учреждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………...……..4-25
1.1. Анализ законодательной базы образовательных учреждений……………4
1.2.Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательного учреждения……………………………………………………………………….13
1.3. Долгосрочные целевые программы в сфере развития образования и науки Тюменской области…………………………………………………..…..20
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. ……………………..…….26-43
2.1.Муниципальные образовательные учреждения Тюменской области……26
2.2. Государственные образовательные учреждения Тюменской области…..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

В.Г. АНДРЕЙКИН.docx

— 83.47 Кб (Скачать файл)

     Детское дошкольное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

     В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад. Помимо этого в России существуют и такие виды дошкольных учреждений как:

  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  • центр развития ребёнка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основными задачами дошкольного  учреждения в России являются:

  • охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
  • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка

     На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребёнка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей [12].

     Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

     Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года — 10 детей; от 1 года до 3 лет — 15 детей; от 3 лет до 7 лет — 20 детей. В разновозрастных группах: при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей; при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) — 10 детей; при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) — 20 детей.

     Основной проблемой дошкольных образовательных учреждений является нехватка мест, в связи с этим, возникают большие очереди в детские сады и повышение стоимости пребывания ребёнка в  дошкольных образовательных учреждениях.

     В настоящее время в сфере дошкольного образования ведется работа по следующим направлениям:

· создание новых мест с целью  увеличения охвата детей дошкольного  возраста услугами дошкольного образования  за счет:

- строительства и реконструкции  зданий детских садов,

- более рационального использования  площадей действующих детских  садов и общеобразовательных  учреждений, ресурсов организаций  различных форм собственности  и ведомственной принадлежности;

· обеспечение современного качества дошкольного образования и выравнивание стартовых возможностей детей при  поступлении в школу путем:

- развития вариативных форм  предоставления образовательной  услуги детям в возрасте от 3 до 7 лет;

- совершенствования системы мониторинга  готовности выпускников дошкольных  учреждений к обучению в школе;

- расширения спектра дополнительных  образовательных услуг.

 

     Благодаря комплексу мер по повышению обеспеченности населения данными услугами в 2011 году удалось практически полностью удовлетворить потребность в обеспечении детскими садами детей в возрасте от 3 до 7 лет и резко сократить очередность. Потребность населения в обеспечении местами в дошкольных группах образовательных организаций в целом удовлетворена на 95%, при этом, потребность в местах для детей от 3 лет удовлетворена почти полностью (99,7%).

 

Дошкольные образовательные учреждения в Тюменской области.

 

 

Наименование

 

2007

 

2008

 

2009

 

2010

2010 к

2007,%

Общее число дошкольных образовательных  учреждений, единиц

 

287

 

290

 

292

 

303

 

105,6

Численность детей – дошкольников, чел

 

54788

 

59396

 

62759

 

73037

 

133,3

Обеспеченность детей  в возрасте 1-6 лет местами в  дошкольных учреждениях (на 100 детей  соответствующего возраста)

 

114

 

120

 

126

 

125

 

109,6


 

 

     Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы. Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

  • I ступень (начальное общее образование) - 4 года;
  • II ступень (основное общее образование) - 5-6 лет;
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) - 2 года.

     Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы» [10].

     Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.                       Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося: формирование у него нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, на овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, на развитие его склонностей, интересов, а также способности к социальному самоопределению.  Среднее общее образование направлено на развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе профильности, дифференциации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

     Начальное общее образование,  основное общее образование, среднее  общее образование являются обязательными  уровнями образования.

     Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности основного общего и среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Освоение образовательной программы начального общего образования завершается промежуточной аттестацией обучающихся и выборочной мониторинговой оценкой учебных достижений обучающихся; образовательных программ основного общего и среднего общего образования – итоговой аттестацией обучающихся по указанным образовательным программам [19].

 

Статистические  данные, характеризующие сферу общего образования Тюменской области.

 

Наименование

2007

2008

2009

2010

Общее число образовательных  учреждений, единиц

619

607

595

579

Численность учащихся, тысяч  чел.

142,7

139,0

138,9

141,1

Численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании, чел.

14,0

13,8

13,3

13,6

Численность учителей, чел.

8509

8223

8314

8726


 

 

    В образовательной организации,  реализующей образовательные программы  начального общего, основного общего  и среднего общего образования,  могут быть созданы условия  для проживания обучающихся (интернат), а также группы продленного дня, в которых обеспечивается воспитание, а также присмотр за детьми. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, а также в группах продленного дня с родителей (законных представителей) может взиматься установленная учредителем такой образовательной организации плата, если иное не установлено законодательством об образовании. Для обучающихся образовательных организаций, нуждающихся в длительном лечении, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в лечебно-профилактических учреждениях. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в лечебно-профилактических учреждениях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации [7].

     Основной проблемой школьного образования является нехватка современного оборудования и учебной литературы.

     С целью массового  информирования населения области  о деятельности учреждений образования,  а также обеспечения свободного  доступа к информационным ресурсам  в образовательных учреждениях  области в течение 2011 года ведется  активная работа по созданию  единого информационного пространства. Портал «Образование в Тюменской  области» будет включать все  образовательные учреждения области.  Технические решения и программное  обеспечение позволит предоставлять  населению услуги сферы образования  в электронном виде. На сегодняшний  день все учреждения образования  области имеют Интернет-сайты.  Развивается система электронного  взаимодействия с учащимися и  родителями, в 86% школ уже организован доступ родителей к электронным журналам и дневникам.

     Широкое внедрение информационных технологий позволило расширить область применения дистанционных технологий. Проводится работа по внедрению дистанционных форм обучения детей-инвалидов. В 2010-2011 учебном году дистанционное обучение было организовано 135 обучающимся из 19 территорий области (57% от числа детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для данной формы обучения).

     С 2011-2012 учебного года еще 45 детей получат необходимое оборудование для осуществления обучения на дому с применением дистанционных технологий, что составит в целом 180 человек из 20 муниципальных образований (более 70% от числа детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для данной формы обучения).

     В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ В. В. Путина в области проведена необходимая организационная работа и уже в 2011 году реализованы такие актуальные меры, как обновление автобусного парка, приобретение современного оборудования для школьных столовых, профессиональная переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей и главное – повышение заработной платы учителям.

      При этом в соответствии с решением Правительства области с сентября текущего года заработная плата будет повышена на 30% к уровню 2010 года не только учителям, но и всем работникам образовательных учреждений всех уровней образования – детские сады, школы всех типов, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования.

     В целом, реализация комплекса мер по модернизации образования позволит достигнуть планируемых показателей результативности предоставления субсидий и довести уровень заработной платы учителей в 2011 году до 85% к зарплате в сфере экономики, а в дальнейшем привести к норме, закрепленной в законопроекте - не ниже зарплаты в сфере экономики.

Информация о работе Проблемы развития образовательных учреждений