Статья 125 кодекса содержит целый перечень
лиц, которые не могут быть усыновителями.
Прежде всего, из числа потенциальных
усыновителей исключаются лица, в прошлом
допустившие серьезные нарушения своих
обязанностей по воспитанию детей; лица,
лишенные родительских прав; бывшие усыновители,
в отношении которых усыновление было
отменено из-за того, что они выполняли
свои обязанности ненадлежащим образом.
Невозможно усыновление детей и лицами,
которые, хотя и не допустили никаких правонарушений,
но по состоянию здоровья не могут осуществлять
свои родительские обязанности. Перечень
заболеваний, являющихся безусловным
препятствием для усыновления, установлен
Министерством здравоохранения Республики
Беларусь. Это, прежде всего, заболевания
туберкулезом, онкологические заболевания,
психические заболевания, повлекшие лишение
дееспособности, заболевания и травмы,
приведшие к инвалидности I и II группы,
и некоторые другие болезни.
Не могут быть усыновителями супруги,
один из которых признан судом недееспособным
или ограниченно дееспособным. То, что
оба они не могут быть усыновителями, очевидно,
потому усыновителями могут быть только
дееспособные лица. Однако норма сформулирована
таким образом, что позволяет сделать
вывод о том, что и один только дееспособный
супруг не может быть в этом случае усыновителем.
Такой безусловный запрет вызывает сомнения.
Я считаю, что решение этого вопроса лучше
отнести на усмотрение суда. Если недееспособный
или ограниченно дееспособный супруг
усыновителя после усыновления также
окажется в непосредственном контакте
с ребенком, что может крайне неблагоприятно
отразиться на его воспитании, суд должен
запретить усыновление. Если же недееспособный
супруг, например, постоянно находится
в медицинском учреждений для лиц, страдающих
хроническими заболеваниями, и его общение
с ребенком исключено, усыновление следует
разрешить [30, с.3]
В Республике Беларусь остро стоит вопрос
усыновления детей пожилыми лицами. В
связи с этим М.В. Ткаченко, указывает на
то, что при усыновлении подростка «свои
обязанности усыновитель будет выполнять
непродолжительное время, а усыновление
может породить последствия в виде обязанностей
усыновленного» [29, с.22]. Это немаловажный
аспект для критического подхода к пожилому
возрасту усыновителя, поскольку в данном
случае соблюдение интересов ребенка
маловероятно. Бесспорно, в пенсионном
возрасте сложнее содержать ребенка, велик
риск ухода из жизни пожилых усыновителей,
но однозначно запрещать им усыновление
нельзя. Поэтому можно предоставлять пожилым
лицам право усыновлять только детей старшего
возраста, при этом к каждому отдельному
случаю суду следует подходить индивидуально,
учитывать возможности усыновителя
преклонного возраста по интеллектуальным,
медицинским и иным критериям, способность
выполнять возложенные на него обязанности.
Неоднозначную оценку в научной литературе
получил запрет для лиц, не состоящих
между собой в зарегистрированном браке,
совместно усыновить одного и того же
ребенка. Такой запрет вытекает из общих
принципов семейного законодательства
нашего государства, устанавливающих
приоритет семейного воспитания детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Передача ребенка на воспитание и содержание
в полную семью позволяет в наибольшей
степени обеспечить его права и законные
интересы. Вряд ли можно согласиться с
предложением Н.В. Летовой о разрешении
усыновления лицами, не состоящими в браке,
при условии их совместного проживания
не менее 10 лет [18, с.18]. Такое ограничение,
приводит к сужению круга лиц – потенциальных
усыновителей, что противоречит интересам
самих усыновителей и не позволяет обеспечить
в полной мере защиту прав и законных интересов
детей, которые подлежат усыновлению.
Ограничение, предусмотренное законом
для лиц, не имеющих постоянного места
жительства, а также жилого помещения,
отвечающего установленным санитарным
и техническим требованиям, не подлежит
применению в случаях усыновления ребенка
отчимом (мачехой). Целесообразно было
бы предоставить суду право отступить
от положений, устанавливающих такой запрет,
с учетом интересов усыновляемого ребенка
и других, заслуживающих внимания обстоятельств,
к которым можно отнести усыновление ребенка
родственником, если ребенок до подачи
заявления об усыновлении проживал в семье
усыновителя и считает его своим родителем;
усыновитель имеет благоустроенное жилье
применительно к условиям данного населенного
пункта и другие [20, с. 105]
Подводя итог, можно сделать вывод
о том, что институт усыновления в Республике
Беларусь занимает далеко не второстепенное
место среди мер по защите прав ребенка.
Желание усыновителя стать родителем
объясняется либо отсутствием собственных
детей, либо стремлением лица, вступающего
в брак с матерью (отцом) ребенка, заменить
отсутствующего родителя, сделать свой
брак более прочным, а семейные отношения
более полнокровными. Поэтому важным
условием является не только согласие
на усыновление, но и соответствие
потенциальных родителей требованиям
законодательства Республики Беларусь.
Глава 2
Производство по
делам об усыновлении (удочерении) детей
в
Республике Беларусь
Раздел 2.1
Возбуждение производства
по делу. Подготовка дела к судебному разбирательству
В Республике Беларусь органом,
в компетенцию которого входит рассмотрение
дел об усыновлении, является суд. Принятию
судебного решения об усыновлении предшествует
работа государственных органов опеки
и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних
и Национального центра усыновления.
Дела об усыновлении проходят
все стадии гражданского процесса
– возбуждение дела, подготовка его к
судебному разбирательству, судебное
разбирательство, вынесение судебного
решения по делу, которое может быть обжаловано
или опротестовано в кассационном либо
надзорном порядке.
В отличие от ранее
действовавшего законодательства, предусматривавшего
административный порядок усыновления,
Кодекс Республики Беларусь о браке
и семье устанавливает судебный порядок
усыновления (ст.121 КоБС). Дела об усыновлении
рассматриваются судом в особом производстве.
В связи с этим Законом от 11.05.2000 г. глава
30 Гражданского процессуального
кодекса (далее – ГПК) дополнена параграфом
10.
Производство по делу
об усыновлении начинается с подачи заявления
лиц, желающих усыновить ребенка. Право
на обращение в суд с заявлением об усыновлении
предполагает, что само заявление должно
отвечать требованиям, предъявляемым
к форме и содержанию заявления, подаваемого
в суд, а также к документам,
которые необходимо приложить. При его
подаче также должны соблюдаться правила
подсудности. Невыполнение перечисленных
требований является основанием для
оставления заявления без движения. Изучение судебной
практики показывает, что суд, установив,
что заявитель не является гражданином
Республики Беларусь, отказывает в удовлетворении
заявления, несмотря на п.3 ч.2 ст. 51ГПК,
согласно которому дело подлежит передаче
в другой суд.
Прежде чем подать
заявление в суд, заявитель должен обратиться
в управление образования по месту жительства
с письменным заявлением о выдаче им акта
обследования условий жизни усыновителя,
который оформляется органом опеки и попечительства
[14, с. 235].
Подсудность дел об
установлении усыновления определена
с учетом интересов усыновляемого ребенка. Заявление об усыновлении
или удочерении ребенка подается гражданами
Республики Беларусь, постоянно проживающими
на территории Республики Беларусь, желающими
усыновить ребенка, являющегося гражданином
Республики Беларусь, в районный (городской)
суд по месту своего жительства или по
месту жительства (нахождения) усыновляемого
ребенка [27, с. 113].
В соответствии с Гражданским
процессуальным кодексом в заявлении
об усыновлении ребенка должны быть указаны:
фамилия, собственное имя, отчество, дата
рождения, место жительства усыновителя;
фамилия, собственное имя, отчество, дата
рождения и место жительства усыновляемого
ребенка; обстоятельства, обосновывающие
просьбу усыновителя об усыновлении
ребенка.
В заявлении об усыновлении
ребенка может содержаться просьба об
изменении фамилии, собственного имени,
отчества усыновляемого ребенка, даты
его рождения, места рождения усыновляемого
ребенка, а также о записи усыновителя
в записи акта о рождении ребенка в качестве
родителя (родителей). В юридической литературе
отмечается, что к изменению имени, фамилии
и отчества ребенка следует подходить
крайне осторожно. Прежде всего, это противоречит
Конвенции о правах ребенка, предусматривающей
обязанность государств-участников уважать
право ребенка на сохранение своей индивидуальности,
важным элементом которой является имя
ребенка. Поэтому изменение имени и фамилии
возможно только при соблюдении ряда гарантий,
защищающих права ребенка.
Статья 132 КоБС предусматривает
возможность изменения даты рождения
ребенка по просьбе усыновителей, но не
более чем на один год, о чем указывается
в решении суда. Такое изменение может
быть произведено только в исключительных
обстоятельствах. В частности, если усыновители
переезжают на новое место жительства
и изменение даты рождения ребенка поможет
им убедить окружающих в том, что они являются
его родителями, если усыновительница
имитирует беременность и роды и в некоторых
других случаях.
Рассматривая заявления
об усыновлении, судам следует выяснять,
нет ли оснований, исключающих для заявителя
возможность быть усыновителем, предусмотренных ст. 125 Кодекса Республики Беларусь
о браке и семье.
Одним из обязательных документов является
акт обследования, составленный органом
опеки и попечительства условий жизни
усыновителя.
Суд при подготовке дела к судебному
разбирательству выносит определение
о предоставлении органами опеки и попечительства
по месту жительства (нахождения) усыновляемого
ребенка заключения об обоснованности
и о соответствии усыновления интересам
ребенка с указанием сведений о факте
личного общения усыновителя (усыновителей)
с усыновляемым ребенком. При усыновлении
ребенка одним лицом суд в интересах ребенка
выясняет также возможность сохранения
личных неимущественных и имущественных
прав и обязанностей ребенка с одним из
родителей или с родственниками умершего
родителя [28, с.116].
Также в соответствии с постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 28 февраля 2006 года № 290 определен перечень
документов, которые кандидаты в усыновители
готовят и представляют самостоятельно:
паспорт; копия свидетельства о браке;
документ, подтверждающий согласие другого
супруга на усыновление; медицинское заключение
о состоянии здоровья кандидата в усыновители;
справка с места работы о занимаемой должности
и заработной плате.
Заявление об усыновлении ребенка
рассматривается судом в течение пятнадцати
дней со дня:
1) подачи в суд заявления
усыновителя (усыновителей) - при усыновлении
ребенка, являющегося гражданином
Республики Беларусь, гражданами
Республики Беларусь, постоянно
проживающими на территории Республики
Беларусь;
2) поступления в суд
заявления усыновителя (усыновителей)
из Национального центра усыновления
– при усыновлении ребенка, являющегося
гражданином Республики Беларусь, гражданами
Республики Беларусь, постоянно проживающими
на территории иностранного государства,
иностранными гражданами или лицами без
гражданства, а также при усыновлении
ребенка, являющегося иностранным гражданином
или лицом без гражданства и проживающего
на территории Республики Беларусь, гражданами
Республики Беларусь, иностранными гражданами
или лицами без гражданства.
Лишь после того, как судья определит,
что дело надлежащим образом подготовлено,
он выносит определение о назначении дела
к судебному разбирательству, а также
извещает юридически заинтересованных
в исходе дела лиц о времени и месте рассмотрения
дела.
Несмотря на замену административного
порядка усыновления судебным, в целях
избежать многочисленных нарушений законодательства,
которые допускали местные исполнительные
и распорядительные органы, к сожалению,
и в судебной практике допускаются нарушения
требований законодательства. Так, в частности,
было выявлено, что некоторые суды не только
не учитывают все тонкости дел данной
категории, но и допускают нарушения.
Например, имело место рассмотрение
заявления об усыновлении другим супругом
без наличия заключения органов опеки
и попечительства и иных необходимых
документов (медицинского заключения
о состоянии ребенка; согласия ребенка,
достигшего десятилетнего возраста; данных
о судимости усыновителя). Некоторые
дела рассматривались без участия самих
заявителей, а также представителей органов
опеки и попечительства и прокурора [17,
с. 94].
С учетом вышеизложенного можно
сделать вывод, что для принятия решения
об усыновлении необходимо тщательно
исследовать все обстоятельства, основания
и условия усыновления, выяснить психологические,
имущественные и физические способности
и возможности усыновителей, подготовить
условия, необходимые для физического
и психического развития ребенка в обществе.
Заявление об усыновлении
должно отвечать общим требованиям, предъявляемым
к форме и содержанию искового заявления,
а также содержать специальные сведения
о самих усыновителях, о детях, которых
они желают усыновить, их родителях; просьбу
о возможных изменениях в актовой записи
о рождении усыновляемых детей. Также нужно собрать пакет
документов, который необходимо приложить
при подаче заявления.
Также необходимо
повторно истребовать согласие
на усыновление от биологических
родителей до проведения судебного
заседания по делу, поскольку
привлечение родителей в процесс
применительно к рассмотрению
дел данной категории не
может быть квалифицировано как осуществленное
в интересах ребенка.
2.2 Судебное разбирательство
По действующему законодательству
в Республике Беларусь дела данной категории
рассматриваются в порядке особого производства.
Многие ученые придерживаются мнения
о том, что данную категорию дел необходимо
рассматривать в порядке искового производства,
так как усыновление применяется судом
для реализации прав и законных интересов
ребенка с передачей его на воспитание
и содержание в семью. Я считаю, что данную
категорию дел все-таки нужно рассматривать
в порядке особого производства, поскольку
как такового спора о праве здесь нет,
как в исковом производстве.