Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 08:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: изучить наиболее полно историю рационализации делопроизводства в учреждениях России в XIX - начале XX вв.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть министерскую систему управления, сложившуюся в XIX веке;
- Проанализировать необходимость в рационализации делопроизводства в России XIX века;
- Проследить основные этапы рационализации делопроизводства России в XIX-начала XX вв.
Введение 3
Глава 1. Характеристика министерского делопроизводства 6
Глава 2.Развитие делопроизводства в учреждениях России XIX начале XX века 15
Глава 3.Рационализация делопроизводства в военном ведомстве России в начале XX века 22
Заключение 28
Список использованных источников 31
Приложения 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский государственный социально-экономический университет»
Кафедра документоведения и документационного обеспечения управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация и технология ДОУ»
на тему: «Рационализация делопроизводства в учреждениях России XIX начале XX века»
Выполнил:
студент 3 курса 5 группы
гуманитарного факультета
Давыдова Светлана
Научный руководитель:
к.и.н., профессор
Терин Владимир Филиппович
Дата сдачи курсовой работы
___________________201_ г.
Дата защиты курсовой работы
___________________201_ г.
Оценка ________________
Саратов
2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Характеристика
министерского
Глава 2.Развитие
делопроизводства в учреждениях
России XIX начале XX века
Глава 3.Рационализация
делопроизводства в военном ведомстве
России в начале XX века
Заключение
Список использованных
источников
Приложения
Введение
Традиции и система российского делопроизводства формировались веками. В учреждениях России исторически сложилась регламентированная и единая организация работы с документами, имеющая присущие только ей особенности.
Знание
общих тенденций и
Степень
научной разработанности
Подобные проблемы рассматривает и А.Н. Медушевский, А.В. Охотников, Е.А. Булавина2
Также следует обратить внимание на работы Н.В. Варадинова, Л.В. Вяловой3
В начале XIX века на смену коллежской приходит министерская система, для которой характерно исполнительное начало и единоличное руководство. Реформа управления приводит к тому, что коллежское делопроизводство, которое возникло в XVIII веке, в центральном аппарате сменяется исполнительным. Тем не менее, на нормах коллежского делопроизводства основывается работа присутственных мест губернии, в частности, на коллегиальных началах продолжали работать губернские правления. В XIX веке коллегиальное делопроизводство не исчезает, а сосуществует с новой системой делопроизводства, которая действовала на основе единоначалия.
Реальной рационализации документооборота, обязательно предшествует его автоматизация, упирается в совершенствование процесса управления, требующего на только уточнения задач, стоящих перед организацией, четкого распределения этих задач и функций по их выполнению между структурными подразделениями (прописывается в регламентах или должностных инструкциях) и наделении их соответствующими полномочиями, но и прописыванием порядка решения каждого типового вопроса4.
Актуальность
курсовой работы заключается в том,
что сегодня совершенствование
управления производственно-хозяйственными
системами, повышение уровня организации
и эффективности
Целью данной курсовой работы является: изучить наиболее полно историю рационализации делопроизводства в учреждениях России в XIX - начале XX вв.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть
министерскую систему
- Проанализировать необходимость в рационализации делопроизводства в России XIX века;
- Проследить
основные этапы рационализации
делопроизводства России в XIX-
- рассмотреть развитие
Объектом исследования выступают учреждения России XIX в.
Предметом - система делопроизводства.
При написании дипломной работы использовались следующие методы исследования:
- метод анализа;
- метод синтеза;
- метод обобщения.;
- системный подход.
Все вышеизложенное определило структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Характеристика министерского делопроизводства
Министерская система управления основана на принципе единоначалия, зародилась из старой коллежской системы: в коллегиях конца XVIII в. президенты имели более широкие права, чем ранее. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более оперативной и гибкой системы управления того времени. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен совсем из новой системы: сначала коллегии ввели в состав созданных министерств; позже при министрах создали советы, которые имели статус коллегиального совещательного органа. Отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как "исполнительное".
Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802 году в эпоху правления императора Александра I, были министерства5:
1. Военных и сухопутных сил
2. Юстиции
3. Морских сил
4. Иностранных дел
5. Внутренних дел
6. Финансов
7. Коммерции
8. Народного просвещения
Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища (помощника). Одновременно с министерствами в 1802 г. учреждено высшее административное учреждение – Комитет министров, действовавшее на коллегиальных началах и рассматривавшее дела, выходящие за рамки компетенции отдельного министра и требующие совместного согласованного решения. Позже – 1 января 1810 г. создано высшее законосовещательное учреждение – Государственный совет. Одновременно с этим проведена реформа Сената, становившимся высшей судебной инстанцией, выполняя также надзора за правительственным аппаратом.
В
соответствии с этим актом увеличилось
число министерств, и произошли
некоторые изменения в
Министры назначались и были ответственны только перед императором. Принцип единоличного правления положен в основу всей организации министерств:
- директора, которые возглавляли департаменты, подчинялись непосредственно министру;
- начальники отделений – директорам департаментов;
- столоначальники – начальникам отделений.
Совет министра состоял из руководителей основных подразделений и имел значение органа "для рассмотрения дел, требующих по важности их общего соображения". В департаментах роль советов выполняли общие присутствия департаментов. Канцелярия министра по структуре была аналогична и действовала на правах департамента; канцелярии департаментов имели более простое устройство: они возглавлялись правителем канцелярии и имели штат чиновников – журналиста, экзекутора, писцов, казначея, и др., их должностной и количественный состав зависел от объема дел и содержания. Например, если в ведении департаментов находились финансовые средства, то в состав канцелярии включались счетные отделения или столы с соответствующим штатом служащих.
Окончательно министерское начало стало единоличным лишь с изданием 1811 году манифеста об "Общем учреждении министерств" (далее Манифест) – законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и систему взаимоотношений с другими учреждениями и лицами6.
Манифестом вводилось
единообразие в систему делопроизводства
министерств: от создания документов и
до их архивного хранения. Особое место
уделено порядку "сношений" (переписке)
министерств с другими
С введением в России министерской системы управления государством, изменился документооборот в различных учреждениях. Дела, направленные в министерство, могли попасть в канцелярию министра или непосредственно в департаменты. В канцелярию министра поступали повеления и указы верховной власти, переписка министра с главноуправляющими и другими министрами, губернаторами и вообще лицами равного звания. Представления от подчиненных органов направлялись министру в случае крайней важности или срочности. На его имя поступали отзывы на жалобы и его предписания, на решения департаментов, а также секретные дела.
Непосредственно в департаменты поступала переписка с другими учреждениями и лицами, равного положения и подчиненными, представления от подчиненных учреждений, предписания министра и дела из его канцелярии с резолюцией министра.
Все поступающие дела делились на три категории:
- Текущие дела (дела, которые поступили на общих основаниях в соответствии с установленным порядком);
- Донесения, ведомости, представления, переписка и др.;
- Чрезвычайные дела – для их решения принимались новые постановления, или дела по обнаруженным злоупотреблениям;
- Дела, "не терпящие времени", или срочные. Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первую очередь.
О поступивших делах министру сообщал директор его канцелярии, директору департамента – правитель дел канцелярии департамента. Это было, по сути, предварительным рассмотрением дела и не влекло за собой никаких решений, но определяло дальнейший ход бумаги в министерстве. Общий порядок движения дел в министерствах строго регламентировался, и редкое дело могло избежать участи пройти путь его подготовки и рассмотрения – от отдельного стола в составе отделения, через директора департамента, а нередко и общего присутствия департамента или объединенного присутствия нескольких департаментов (в случае крайней сложности дела) до министра, а иногда и совета министра, в зависимоти сложности дела. Это касалось и дел, поступавших на имя министра и решавшихся его властью. Кроме того, первоначально в министерском делопроизводстве преобладал "коллежский" порядок составления документов. При нем рассмотрение каждого вопроса требовало повторения "слово в слово" всех предыдущих документов. Дела при этом достигали очень больших размеров.
Позже (к середине XIX в.) усложнилась регистрация документов – документ регистрировался на всех этапах своего движения. О масштабах явления дает представление опубликованное в 1858 г. «Руководство к наглядному изучению административного порядка течения бумаг в России». Согласно этому руководству в земском суде в процессе исполнения документ проходил 26 операций, в губернском правлении – 54, в департаменте министерства – 34, в совете министров – 4567. В XIX в. сохранилась журнальная форма регистрации. В каждом структурном подразделении регистрировались все входящие и исходящие документы7.
Согласно «Общему учреждению министерств» делопроизводство делилось на следующие этапы:
Для регистрации входящих документов в канцелярии министра и департаментах существовали общие и частные журналы. В общий журнал вносились все поступившие документы. В частном журнале канцелярии отмечались те документы, которые исполнялись в самой канцелярии. Частные журналы велись в отделениях для регистрации документов, поступавших на исполнение из департамента. В канцелярии министра и департаментах существовало по два журнала для регистрации исходящих документов. Они также назывались общим и частным, но распределение функций между ними было другое: в общий журнал вносилось краткое содержание документа, а в частный - документы (точнее, их оттиски, т.к. сами документы после записи в общий журнал отсылались адресатам) переписывались дословно.
Журнал как форма фиксации обсуждения и решения обычен для XIX в. В журнале ход заседания фиксировался более кратко, чем в протоколе. В нем излагался обсуждаемый вопрос, фиксировались мнения большинства и меньшинства, а также особые мнения и указывалось, какое мнение было утверждено в качестве решения. Журналы разных учреждений различаются по степени подробности фиксации обсуждения. Наиболее подробны журналы Государственного Совета, менее – журналы Комитета министров.
В 70-е годы XIX в. появилась новая форма фиксации хода заседаний - стенографические отчеты, например, для фиксации заседания Особого присутствия Правительствующего Сената по делам о государственных преступлениях. Эта форма получила распространение в начале XX в. А стенографические отчеты заседаний Государственной думы еще и синхронно публиковались.
Документы, которые создавались в процессе "производства дела" можно разделить на группы: документы, которые составляли внутреннее делопроизводство учреждения (выписки, записки, журналы заседаний, справки, настольные реестры, регистрационные журналы и др.), и документы, поступавшие в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе – "исполнительные бумаги".
Информация о работе Рационализация делопроизводства в учреждениях России XIX начале XX века