Антимонопольное регулирование банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению антимонопольной деятельности в сфере банковского сектора. В данной работе будет рассматриваться история возникновения антимонопольной деятельности, ее основные понятия, особенности, сущность и какие виды существуют.
Выбранная мной тема очень актуальна в наше время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Антимонопольное регулирование в РФ. 5
1.1.История создания антимонопольных ведомств. 5
1.2.Сущность антимонопольного регулирования. 7
1.3.Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ. 9
2.Монополизм в банковской сфере. 13
2.1.Банковские монополии. 13
2.2.Монополизм и соответствующая концентрация экономики. 15
2.3.Создание банковской системы рыночного типа 18
2.4.Пути повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков 21
3.Проблемы и перспективы развития антимонопольного регулирования25
3.1.Необходимость улучшения антимонопольного регулирования. 25
3.2.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ КУРСОВАЯ 3 семестр.docx

— 131.87 Кб (Скачать файл)

Сейчас, когда разработан и принят ряд основополагающих нормативных  правовых актов в области банковского  дела, что предполагает их практическое применение, неизбежен более или  менее длительный период проб и ошибок - период обычный для претворения  в жизнь решений, принятых без  их достаточной согласованности  между собой. Опасно то, что терминологическая  неточность закона или методологической рекомендации по его исполнению может  повлечь неправильное их применение, а следовательно, и негативные последствия. И если такие ошибки, допущенные в области финансово-правовых отношений, могут быть тем или иным образом  в последствии эффективно исправлены, то ошибки в области применения уголовного закона отражаются на конституционных  правах и свободах конкретных граждан  и носят необратимый характер.

Словом, один из главных недостатков  банковского законодательства РФ состоит  в том, что до настоящего времени  нет нормативных определений  ряда основополагающих категорий. Вот почему разработка юридических определений основных банковско-правовых понятий по-прежнему остается необходимой и особо актуальной задачей, которая имеет большую теоретико-практическую значимость.

Улучшение антимонопольного регулирования банковской деятельности, на мой взгляд, актуально с точки зрения правоприменительной деятельности исходя из следующих обстоятельств:

    • во-первых, как известно, основная задача правоприменительных органов, судебно-следственного аппарата на современном этапе заключается в повышении уровня специальной подготовки должностных лиц, которым предстоит проводить в жизнь требования новых законов, что осложняется отсылочным характером отдельных норм, регулирующих правоотношения, возникающие по поводу осуществления банковской деятельности, а также неявной бланкетностью диспозиций уголовного закона, устанавливающего ответственность за преступления в банковской сфере. Анализ указанных норм показывает, что без всестороннего и полного знания банковского законодательства суд не сможет адекватно применить соответствующие нормы финансового, банковского или уголовного права, а следствие и дознание не смогут правильно квалифицировать выявленные случаи правонарушений в банковской сфере;
    • во-вторых, наличие пробелов в банковском и антимонопольном законодательстве, несогласованность их отдельных норм не только препятствует совершенствованию правового регулирования деятельности кредитных организаций, но и в ряде случаев не позволяет адекватно применять положения действующих федеральных законов, что создает значительные трудности в повседневной практической деятельности руководителей и служащих кредитных организаций.

Особую актуальность проблематика законодательного регулирования рынка  банковских услуг приобретает в  связи с тем, что до настоящего времени отсутствует официальная  концепция развития банковской системы  России, призванная ответить на вопросы  об основных параметрах, характеристиках, принципах, одним словом, о системе  координат, в рамках которой должно происходить ее дальнейшее развитие.

Именно с этим далеко не в последнюю очередь связано обилие нестыковок, несоответствий и противоречий в законодательстве, регулирующем деятельность кредитных организаций. Каким образом следует регулировать развитие банковской системы, если мы на концептуальном уровне не знаем, какой в результате она должна быть?

Состояние научной разработки темы. Одним из проявлений отмеченной выше проблемы отсутствия комплексного подхода к проведению научных  исследований явилось то обстоятельство, что юридическая проблематика законодательного регулирования рынка банковских услуг во многом выпала из поля зрения исследователей.

Ученые, специализирующиеся на изучении банковского законодательства, оставили эти вопросы на рассмотрение исследователей антимонопольного законодательства. Последние же в своих работах  обычно ограничиваются спецификой регулирования  товарных рынков. В лучшем случае после  довольно пристального рассмотрения товарных рынков лишь в самой общей форме  излагаются отдельные вопросы правового  регулирования финансового рынка. С одной стороны, это можно  объяснить тем, что до недавнего  времени законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг просто отсутствовало. С другой стороны, можно предположить, что  исследователи, работающие в области  конкурентного права, считают (надо признать не без оснований) специфику  регулирования рынка банковских услуг предметом банковского  права.

    1. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем.

 

 

Сегодня антимонопольное  законодательство в банковской сфере необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления властью, ущемление интересов мелких коммерческих банков, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество услуг.

Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно  не только ограничивать монополизм и  злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать  конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Что касается направлений  антимонопольной политики в России на настоящий период, то в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 действует статья №32 в котрой:

 Кредитным организациям  запрещается: заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.

Приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также  заключение соглашений, предусматривающих  осуществление контроля за деятельностью  кредитных организаций (групп кредитных  организаций), не должны противоречить  антимонопольным правилам.   Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной властью, сговоров, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.

 

Вывод

 

Особую актуальность проблематика законодательного регулирования рынка  банковских услуг приобретает в  связи с тем, что до настоящего времени отсутствует официальная  концепция развития банковской системы  России, призванная ответить на вопросы  об основных параметрах, характеристиках, принципах, одним словом, о системе  координат, в рамках которой должно происходить ее дальнейшее развитие.

Одним из проявлений проблемы отсутствия комплексного подхода к  проведению научных исследований явилось  то обстоятельство, что юридическая  проблематика законодательного регулирования  рынка банковских услуг во многом выпала из поля зрения исследователей.

Сегодня антимонопольное  законодательство в банковской сфере необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления властью, ущемление интересов мелких коммерческих банков, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество услуг.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, можно констатировать, что проблема взаимосвязи концентрации капитала и монополизации носит  в российской банковской системе  противоречивый характер. С одной  стороны, концентрация банковского  капитала в России получила в наследство «родимые пятна» административно-командной  системы и совпала с процессом  первоначального накопления капитала, характеризуемого неразборчивостью в  средствах для достижения целей  и неразвитостью правовых норм. В  этих условиях говорить о добросовестной монополизации не приходится. С другой стороны, укрупнение капитала российских банков объективно необходимо для выживания  в конкурентной борьбе с иностранными банками.

Центральному банку РФ при таком положении нелегко: ему необходимо стимулировать увеличение капиталов банков, которое к тому же сталкивается с государственными антимонопольными барьерами, и одновременно учитывать мнение общественности о  том, что наряду с крупными банками  должны существовать средние и малые, во многих случаях способные обеспечить как лучшее обслуживание клиентов, так и большую финансовую эффективность. Банковское же сообщество, со своей  стороны, требует от ЦБ РФ протекционистских  мер по защите своего бизнеса от проникновения иностранного капитала.

Процесс монополизации имеет  позитивные и негативные последствия. Позитивным является то, что у гигантских предприятий и их объединений  больше возможностей развивать современное  производство, финансировать крупные  научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новейшую технику и технологию, осуществлять переквалификацию работников, а следовательно, приспосабливаться  к уровню развития производительных сил, к структурным сдвигам в  экономике. Поэтому не удивительно, что на современном этапе развиваются  такие формы сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией  и тому подобное. Образование таких  межфирменных объединений, консорциумов связано в первую очередь с  реализацией больших научно-технических  программ. Создаются также корпоративные  исследовательские организации.

В долгосрочной перспективе высокий уровень монополизации неизбежно окажется тормозом развития отрасли (сектора услуг), так как именно конкуренция представляет собой способ отбора наиболее эффективных вариантов организации труда и производства, т.е. лучших вариантов решения технологических, организационных и финансовых проблем, которые стоят перед каждым производителем товаров и услуг независимо от формы собственности. Это как раз и следует учитывать при антимонопольном регулировании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». от 31.07.98 г. № 151-ФЗ (в ред. 24 .01.2003 г.). – с. 16
  2. Михайлов, Д.И. Хозяйственное право: курс лекций / Д.И. Михайлов – Гомель, 2009. – 191 с.
  3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (Правовая основа предпринимательской деятельности): учебник для вузов / С.Э. Жилинский. - М., 2010. – с. 212
  4. Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг. / Отв. ред. Г.А. Тосунян.М., БЕК. 2011. - 15,4 п.л.
  5. Общий и постатейный комментарий к Федеральному закону "О реструктуризации кредитных организаций". М, Дело. 2011. Ч. I. § 2 - 4, Ч. II. Гл. II - IV. - 20 п.л.
  6. Бабичев М.Ю., Бабичева Ю.А. и др. Банковское дело: Справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Академия, 2009. - с. 11, 12
  7. Банковское право Российской Федерации. Программа учебного курса. / Учебные программы Юридического факультета им. М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. 3-й курс. М., Дело. 2009 (в соавторстве). – 181с.
  8. О понятии "банковское правоотношение". // Банковское дело. 1998. N 5-6 (в соавторстве). – 1с.
  9. Деньги, кредит, банки. Жуков Е.Ф. М., «Банки и биржи», 2010 г.- 9 с.
  10. Живалов В.Н. / Финансовая система России: эффективность и устойчивость коммерческих банков. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2009. – с. 22
  11. Деньги, кредит, банки: Справ. пособие / Г.И. Кравцова, Б.С. Войтешенко, Е.И. Кравцов и др.: Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Меркаванне, 2009. – 270 с.
  12. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. – 622 с.
  13. http://allstude.ru/Ekonomika/Monopolii.html
  14. http://www.consultant.ru/popular/bank/46_4.html#p788

Информация о работе Антимонопольное регулирование банковской деятельности