Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:34, курсовая работа
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, — увеличение получаемой прибыли. Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга. По началу банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, и лишь в 80–е годы сформировалась концепция маркетинга, которая стала основой управления коммерческими банками.
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы банковского маркетинга…………………………. 5
1.1 Определение, понятие и сущность…………………………………. 5
1.2 Функции и цели банковского маркетинга в РБ…………………… 11
1.3 Основные концепции маркетинга…………………………………… 13
2. Банковский маркетинг на примере ОАО АСБ «БЕЛАРУСБАНКА»… 15
2.1 Краткая характеристика банка…..…………………………………. 15
2.2 Анализ деятельности банка в направлении банковский маркетинг.. 21
3. Пути совершенствования банковского маркетинга…………………….. 29
3.1 Опыта зарубежных банков……………………………………………. 29
3.2 Новые направления маркетинговой деятельности в банке……........ 34
Заключение…………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников……………………………………….. 43
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Факультет экономический
Кафедра финансов и кредита
Банковский маркетинг и направления его развития в Республике Беларусь
Курсовая работа
Исполнитель:
студент группы БУ(б)-
Научный руководитель:
Гомель 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы
банковского маркетинга……………………
1.1 Определение, понятие и сущность…………………………………. 5
1.2 Функции и цели банковского маркетинга в РБ…………………… 11
1.3 Основные концепции маркетинга…………………………………… 13
2. Банковский маркетинг на примере ОАО АСБ «БЕЛАРУСБАНКА»… 15
2.1 Краткая характеристика банка…..…………………………………. 15
2.2 Анализ деятельности банка в направлении банковский маркетинг.. 21
3. Пути совершенствования
банковского маркетинга……………………
3.1 Опыта зарубежных банков……………………………………………. 29
3.2 Новые направления маркетинговой деятельности в банке……........ 34
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….. 43
Введение
Реализация товаров и
услуг — важнейший этап деятельности
любого предприятия, работающего в
условиях рынка. Банковское дело как
вид предпринимательской
По началу банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, и лишь в 80–е годы сформировалась концепция маркетинга, которая стала основой управления коммерческими банками.
Банки обзавелись собственными маркетинговыми службами, системами сбора и обработки информации, разрабатывают и контролируют программы маркетинга.
Содержание и цели маркетинговой деятельности существенно изменились в последние годы под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой.
Маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры.
Поэтому маркетинг предполагает тщательное изучение рынка, анализ меняющихся склонностей, вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг. Банковский служащий становится продавцом финансовых продуктов и в этом состоит наиболее существенный сдвиг по сравнению с ситуацией 20–30 лет назад.
В сфере услуг банки вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале отдельные элементы маркетинга, а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования.
Это было вызвано следующими факторами:
· проникновение банков на зарубежные рынки и их конкуренция с местными банками; глобализация банковской конкуренции;
· появление и развитие практически во всех странах огромного числа небанковских учреждений, составивших конкуренцию банкам;
· расширение спектра услуг, оказываемых банками, и развитие небанковских методов заимствования денежных средств (например, выпуск облигаций);
· развитие информационных технологий и средств коммуникации на базе современной техники и как следствие — расширение региональной и национальной сферы деятельности финансово–кредитных институтов;
· развитие конкуренции внутри банковской системы, а также между банками и небанковскими институтами как в области привлечения средств, так и в области предоставления кредитных услуг;
· ограничения ценовой конкуренции на рынке банковских услуг, связанные с государственным регулированием, а также с тем, что существует предельный размер процента, ниже которого банк уже не получает прибыль, выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта и продвижением продукта на рынок.
В Беларуси развитие маркетинга в сфере банковских услуг происходит в очень сложных условиях. В сложившейся в России политической и экономической ситуации государственное финансирование заметно сокращается и всё более осуществляется через коммерческие структуры. Это в свою очередь приводит к широкому охвату коммерческими банками значительного числа предприятий, располагающими мощными финансовыми ресурсами. Поскольку создание новых банков становится всё более затруднительным, расширяется обращение к услугам функционирующих банков. В этой обстановке усиливается внимание банков к проблемам маркетинга. При отсутствии опыта, методических разработок, квалифицированных специалистов, информационной среды каждый банк самостоятельно методом проб и ошибок осваивает такую непростую область деятельности, как маркетинг.
Целью курсовой работы является изучение и раскрытие сущности банковского маркетинга и разработка путей улучшения маркетинговой деятельности банка. Достижение данной цели предопределило решение следующих задач:
– раскрыть понятие «банковский маркетинг» и определить его сущность;
– выявить функции и цели банковского маркетинга в Беларуси;
– рассмотреть основные концепции;
–дать краткую характеристику ОАО АСБ «Беларусбанка» и его деятельности в данном направлении;
– ознакомиться с опытом зарубежных стран;
– выявить новые направления
маркетинга в банках.
1. Теоретические основы банковского маркетинга
1.1. Определение, понятие и сущность
Банки, как и любой производитель (любое предприятие) являются самостоятельным юридическим лицом, производят и реализуют продукт (товар), специфический товар — услуги, получают свою прибыль и вообще осуществляют свою деятельность.
Основу маркетинговой деятельности банка составляет анализ его рыночных возможностей, который предполагает проведение маркетинговых исследований с целью определения места на рынке ссудного капитала.
Как правило, руководство банка ставит задачи изучения рынка и на основании этого цели, например, сбор и анализ информации о рынке, конкурентах, банковских продуктах и услугах, изучение статистики и т.д.
Глубина проработки отдельных вопросов маркетинга может быть различной в зависимости от масштаба деятельности банка, общей стратегии его развития и квалификации специалистов, занимающихся вопросами маркетинга.
Основной целью маркетинга является обеспечение оптимальной скорости продвижения банковских услуг на всем пути — от банковского учреждения до конечного потребителя (клиента), т.е. такой скорости, при которой сочетались бы наиболее выгодные темпы продажи и оборачиваемости денег, а также минимальные затраты на хранение финансовых ресурсов, с одной стороны, со способностью полностью и своевременно удовлетворять спрос клиентов, с другой[1,с.19].
Процесс маркетинга начинается с изучения клиента и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара (услуги) и удовлетворением его реальных и конкретных потребностей. Процесс предоставления новых видов банковских услуг начинается с подготовки банковских работников, их места работы, способов предоставления этих услуг. Например, при входе в банк клиент начинает обычно свое движение слева направо. Если территориально расположить предоставление новых услуг в левой стороне зала, то клиент уделит им больше внимания, и вероятность того, что он воспользуется ими, повышается.
Для того чтобы работать
в сфере банковского
Требования, предъявляемые к специалистам по маркетингу:
•глубокие макроэкономические знания;
•детальное знание рынка, законов его развития, специфики и динамики рыночных отношений в Беларуси и в других странах;
•знание маркетинговой деятельности;
•свободная ориентация во всей совокупности экономических отношений в области рынка в их взаимозависимости и взаимообусловленности.
Для сотрудника отдела маркетинга обязательны такие качества, как предприимчивость, ответственность, честность, принципиальность, скромность, физическое здоровье.
Требования, предъявляемые к руководителю службы маркетинга[4]:
•компетентность в маркетинговой сфере;
•способность эффективно действовать в условиях рынка;
•знание основ менеджмента и управления персоналом, умение обеспечивать при любых рыночных ситуациях оптимальный конечный хозяйственный результат;
•способность организовывать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;
•высокие нравственные качества: четность, правдивость, требовательность к себе и другим, чувство долга и ответственность;
•оперативность и гибкость в работе, умение самостоятельно и своевременно принимать решения, добиваться исполнения его подчиненными;
•глубокое знание человеческой психологии, способов контактирования с людьми, способность формировать коллектив с высоким творческим потенциалом;
•стремление к наиболее
рациональному распределению
•объективная оценка результатов своей и чужой деятельности;
•справедливость во взаимоотношениях с подчиненными, умение завоевать их доверие и создать в коллективе благоприятный психологический климат;
•умение правильно организовывать
свою работу, распределять время на
решение текущих и
•умение стратегически мыслить и строить свою работу и работу коллектива на перспективу.
При организации маркетинговой деятельности необходимо учитывать специфические характеристики, присущие банковскому продукту и услуге. Напомним их:
- неосязаемость услуг, их абстрактный характер;
- непостоянство качества
услуг и неотделимость услуг
от квалификации людей, их
- не сохраняемость услуг
Неосязаемость услуг означает невозможность материального их ощущения, увидеть и оценить их до момента получения результатов их предоставления. Главной и ключевой характеристикой банковской услуги является ее эффективность, иными словами, конкретная выгода и польза, получаемые потребителем от банковской услуги.
Непостоянство качества и
неотделимость услуг от квалификации
людей требует постоянного
На этапе продвижения
и сбыта банковской продукции (услуг)
используются такие методы рекламы
и стимулирования, которые повышают
степень осязаемости банковских
услуг; акцентирование внимания на потенциальных
выгодах взаимоотношений с
Банк может оказывать, например, такие услуги:
- консультации
по вопросам бухгалтерского
- услуги
по работе с наличными
- работа с кредитными карточками и дорожными чеками;
- инвестиционно-справочные услуги;
- аудиторские услуги;
- факторинговые услуги;
- лизинговые операции;
- прием поручительства и выдача гарантий для третьих лиц;
- хранение, перевозка ценностей;
- проведение
бесплатных семинаров для
- коммунальные платежи;
- страхование жизни и здоровья вкладчиков на сумму депозита;
- бесплатный
консалтинг по экономическим
и юридическим вопросам и
Таким образом, маркетинг - рыночная концепция управления деятельностью банка, направленная на изучение рынка и экономической конъюнктуры, конкретных запросов клиентуры и ориентации на них предлагаемых услуг.
Банковский маркетинг включает решение следующих задач [5, с. 105]:
1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг.
2. Выбор конкретных рынков и установление нужд заказчика.
Информация о работе Банковский маркетинг и направления его развития в Республике Беларусь