Государственное регулирование кредитного процесса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность банковских учреждений многообразна. В современном обществе банки занимаются различными видами операций. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.
Банковская деятельность – особая отрасль предпринимательства. Банки аккумулируют временно свободные денежные средства, управляют ими, размещают их в кредиты и получают плату в виде процента.

Содержание

Введение
Экономическая сущность кредитного процесса, его состав, виды, классификация
Государственное регулирование кредитного процесса в Республике Беларусь.
Кредитный процесс, его основные этапы.
Анализ кредитного портфеля ЦБУ № 621 г. Смолевичи ОАО «АСБ Беларусбанк»
3.2 Анализ кредитного портфеля ЦБУ № 621 г. Смолевичи
ОАО «АСБ Беларусбанк»

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 100.09 Кб (Скачать файл)

Взаимоотношения коммерческого  банка с Национальным банком в  Республике Беларусь обусловлены самим  механизмом взаимоотношений субъектов  рынка ссудного капитала. Основная задача Национального банка Республики Беларусь - проведение в жизнь денежно-кредитной  политики государства на современном  этапе, которая должна обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой и банковской системы государства.

Контролируя рост денежной массы и предложения ссудного капитала, Национальный банк должен обеспечивать необходимые темпы развития экономики, и высокий уровень безработицы, снижение инфляции и защиту паритета национальной валюты на международном  финансовом рынке.

Национальный банк при  формировании и проведении национальной денежно-кредитной политики опирается  на коммерческие банки второго уровня, которые в значительной степени  обеспечивают предотвращение инфляции и достижение экономических показателей, установленных в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Методы взаимоотношений  между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками  основываются на экономических методах  взаимодействия. К данным методам  взаимодействия относится порядок  установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно, и контроль за их выполнением, осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь.

Государственное регулирование  кредитной деятельности в РБ осуществляется при помощи законов РБ, декретов, указов Президента, постановлений Правительства РБ, решений Национального банка.

Важнейшими органом, регулирующим кредитную деятельность в Республике Беларусь, является Национальный банк. Банковским Кодексом Республики Беларусь определены правовой статус, цели  и функции Национального банка.

Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с Основными направлениями  денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных  ресурсов Национальный банк устанавливает  размеры процентных ставок по различным  видам своих операций и в исключительных случаях – предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными  средствами физических и юридических  лиц[7]

Основные нормативные  акты Национального банка, регулирующие кредитный процесс:

1. Инструкция НБРБ «  О порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в  форме кредита и их возврата»  (от 30.12.2003 №  226 с изменениями и  дополнениями);

2. Инструкция НБРБ «О  порядке формирования и использования  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями специальных резервов  на покрытие возможных убытков  по активам и операциям, не  отраженным на балансе» (от 28.09.2006 № 138 с изменениями и дополнениями).

3. Инструкция о нормативах  безопасного функционирования для  банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций (от 28.09.2006 № 137)

Инструкция № 226 определяет порядок и условия предоставления (размещения) банками и небанковскими  кредитно-финансовыми организациями денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте в форме кредита юридическим и физическим лицам и их возврата.[8]

Инструкция № 138 разработана  Национальным банком в целях обеспечения  финансовой надежности банков, поддержания  стабильности и устойчивости функционирования банковской системы, компенсации финансовых потерь, возникающих в результате деятельности банков. В Инструкции определен порядок формирования и использования банками специальных  резервов на покрытие возможных убытков, определены общие требования по оценке рисков. В зависимости от уровня кредитного риска активы, подверженные кредитному риску подразделены на пять групп риска, дана характеристика каждой из групп.[11]

Инструкция № 137  разработана  в целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы  Республики Беларусь и устанавливает  нормативы безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Инструкцией установлен норматив максимального размера  кредитного риска на одного должника, норматив суммарной величины крупных  кредитных рисков, норматив ликвидности  банка и другие нормативы безопасности функционирования. [50]

Таким образом, государственное  регулирование кредитного процесса в Республике Беларусь осуществляется  Национальным банком при помощи банковского  законодательства, включающего в  себя законодательные акты Республики Беларусь, распоряжения Президента, которые  носят нормативный характер, постановления  Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального  банка, нормативные правовые акты, принимаемые  Национальным банком совместно с  правительством  Республики Беларусь или республиканскими органами  государственного управления  на основании  Банковского Кодекса  и иных законодательных  актов Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

3  Кредитный процесс, его основные этапы.

Кредитование, как важнейшая  сфера деятельности банков, оказывает  существенное влияние на развитие экономики.

В макроэкономическом аспекте  кредитный процесс может рассматриваться  как совокупность экономических  отношений, возникающих в ходе деятельности банков в качестве финансовых посредников  между владельцами кредитных ресурсов и их пользователями. На микроэкономическом уровне кредитный процесс представляет собой набор процедур, реализуемых владельцами, банками-кредиторами и их должниками при управлении кредитными ресурсами. Причем владелец и должник часто представлены одним и тем же лицом.

У одних субъектов кредитного процесса (должников) возникает потребность в дополнительных источниках финансирования, в результате чего они обращаются в банк для получения кредита. А ресурсная база банка, за счет которой он предоставляет кредитные средства, формируется в основном за счет владельцев, т.е. субъектов, размещающих временно свободные денежные средства.

Если же рассматривать  кредитный процесс на уровне банка, то можно дать следующее определение: кредитный процесс - совокупность приемов  и способов реализации кредитных  отношений, расположенных в определенной последовательности и принятые данным банком.

 Этапы кредитного процесса:

         1) программирование - заключается в  оценке макроэкономической ситуации  в стране в целом, региона  работы потенциальных кредитополучателей  в частности, анализа отраслевой  динамики выбранных направлений  кредитования, проверке готовности  персонала банка-кредитора к работе с различными категориями кредитополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов.

Результатом первого этапа  кредитного процесса (программирования) является разработка локального банковского  документа, например,

- утверждается кредитная политика на конкретный период (обычно на 1 год);

- положение о порядке  выдачи кредитов;

          2) предварительный анализ - клиент, обращающийся в банк за получением  кредита, представляет заявление  или ходатайство, где содержатся  исходные сведения о кредите:  цель, размер, срок, форма обеспечения  и др. Банк требует, чтобы к  заявлению были приложены документы,  служащие обоснованием просьбы  о предоставлении кредита и  объясняющие причины обращения  в банк. Эти документы - составная  часть заявления. Их тщательный  анализ производится после того, как представитель банка проведет  предварительное интервью (беседу) с заявителем и сделает вывод  о перспективности сделки.

Заявление (ходатайство) поступает  к кредитному работнику, который  после его рассмотрения проводит предварительную беседу (интервью) с руководителем предприятия  или его представителем. Эта беседа имеет большое значение для решения  вопроса о предоставлении кредита: она позволяет уточнить важные аспекты  ходатайства, составить психологический  портрет кредитополучателя, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава, реалистичность оценок положения  и перспектив развития предприятия. В ходе беседы внимание концентрируется  на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Перечень вопросов определяется банками самостоятельно и касается, как правило, следующих  аспектов: сведений о предприятии  и его руководящем составе; о  сумме кредита и ее обосновании; о сроке кредита и источниках его погашения; о формах обеспечения  исполнения обязательств по возврату кредита; о связях клиента с другими  банками [8, с.160].

           3) анализ кредитоспособности клиента  - кредитоспособность кредитополучателя  означает способность юридического  или физического лица полностью  и в срок рассчитаться по  своим обязательствам, вытекающим  из кредитного договора [8].

Основные задачи оценки: изучение финансового положения; предупреждение потерь кредитных ресурсов в результате неэффективной работы кредитополучателя; стимулирование субъектов  хозяйствования в повышении эффективности  их работы.

Оценка кредитоспособности осуществляется на основе системы показателей. Выбор этих показателей зависит  от типа экономики, степени развития рыночных отношений, особенностей построения баланса и других форм отчетности клиента, формы собственности и  др. Основными источниками информации для проведения банками анализа и определения критериев кредитоспособности кредитополучателей являются форма № 1 "Бухгалтерский баланс", форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", форма № 4 "Отчет о движении денежных средств"  [15, с.161].Говоря об оценке кредитоспособности, следует отметить, что каждый банк самостоятельно разрабатывает количество показателей оценки деятельности клиента, классы кредитоспособности и соответствующее им количество баллов.

Не менее важным при  оценке кредитоспособности кредитополучателей для банка является результативность хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, которую можно оценить  с помощью коэффициентов прибыльности, характеризующих уровень доходности и рентабельности кредитополучателя. Среди коэффициентов рентабельности (прибыльности) активов и капитала различают:

- коэффициент рентабельности  активов (имущества), который рассчитывается  путем деления чистой прибыли  на суммарную величину активов  и показывает, какую прибыль получает  кредитополучатель с каждого  рубля, вложенного в активы;

- коэффициент рентабельности  инвестиций, представляющий собой  отношение чистой прибыли (с  учетом процентов по долгосрочным  кредитам и займам) к сумме  акционерного капитала и долгосрочных  обязательств;

- коэффициент рентабельности  собственного капитала, определяемый  как отношение чистой прибыли  к собственному капиталу кредитополучателя;

- коэффициент продаж (рентабельность  реализованной продукции), который  рассчитывается путем соотношения  чистой прибыли от реализации  к затратам на реализованную  продукцию.

Рост показателей рентабельности свидетельствует о финансовой устойчивости  юридического лица, об осуществлении  контроля по сокращению затратной части  баланса, о поддержании результативной маркетинговой политики и деловой  активности [19, с.15].

Одним из наиболее важных способов оценки кредитоспособности является анализ деловой активности (оборачиваемости) кредитополучателя, при котором  банк рассчитывает коэффициенты оборачиваемости (эффективности) и определяет скорость оборачиваемости активов (запасов  товарно-материальных ценностей, дебиторской  задолженности) как в оборотах за период, так и в днях.

При анализе финансовых результатов  деятельности могут быть  использованы следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции  и оказания услуг, прибыль от прочей реализации, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. Все показатели прибыли  рассматриваются  в динамике.

В Республике Беларусь ряд  предприятий испытывают финансовые трудности и по сути дела надежными  кредитополучателями не являются. В  этой связи, помимо количественного  анализа, производится  нефинансовый анализ. При этом особое внимание обращается на кредитную историю клиента, его  деловую репутацию (пунктуальность в погашении предыдущих кредитов), квалификацию руководства, честность, порядочность, способность в процессе реализации проекта получать определенный доход, достаточный для погашения долга, достаточность капитала, умелое владение активами, формы обеспечения возврата кредита (залог, поручительство, гарантия), рыночную конъюнктуру и ее перспективу, остроту конкуренции, взаимоотношения с основными партнерами, тенденцию сбыта и прибыльности и т.д.

4) анализ кредитуемого  проекта - при анализе кредитуемого  проекта в первую очередь анализируется  соответствие цели запрашиваемого  кредита характеру уставной деятельности  юридического лица, изучается предыдущий  опыт работы юридического лица  с аналогичными проектами, технологическая  осуществимость проекта (обеспеченность  производственными мощностям, материальными  и трудовыми ресурсами), выявляются  основные проблемы, влияющие на  реализацию проекта, экономическая  эффективность проекта, его договорно-правовое  обеспечение. Кредитным работником  изучаются контракты, договоры, товарно-транспортные  накладные, таможенные декларации  и другие документы, подтверждающие  реальность кредитуемой сделки.

Информация о работе Государственное регулирование кредитного процесса в Республике Беларусь