Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также особенности ее функционирования в экономике Республики Беларусь.
Задачи работы следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, рассмотрение структуры кредитно-денежной сферы и ее функций, выявление основных на¬правлений повышения функциональности кредитно-денежной сферы в переходной экономике Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Структура кредитно-денежной сферы, инструменты
денежно-кредитной политики……………………………………………..5
1.1 Структура кредитно-денежной сферы…………………………………..5
1.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты………………………9
2 Функционирование кредитно-денежной сферы на примере США……………15
2.1 Федеральная резервная система США…………………………………15
2.2 Коммерческие банки и небанковские институты США……………...18
2.3 Денежно-кредитная политика США…………………………………...21
3 Развитие кредитно-денежной сферы в Беларуси…………………….24
3.1 Банковская система Республики Беларусь……………………………24
3.2 Идея кредитной кооперации в Республике Беларусь…………………28
3.3 Целевые ориентиры денежно-кредитной политики Республики Беларусь и основные итоги ее проведения……….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….........................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсач ДКП.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

 Пенсионные фонды  бывают частными и государственными. Частные создаются крупными промышленными,  торговыми, транспортными корпора-циями. Юридически они являются самостоятельными субъектами, но все же  остаются зависимыми от создавших их предприятий. Как правило,  пенсионные фонды передаются в траст-отделы коммерческих банков либо страховым ком-паниям. Особенность накопления капитала пенсионными фондами заключается в том, что он формируется из взносов предпринимателей, работников, которые аккумулируются на длительные сроки. Избыток накопленных средств над пен-сионными выплатами вкладывается в государственные и частные ценные бума-ги. При этом в США, например, свыше 30% активов приходится на обыкно-венные акции, что позволяет пенсионным фондам влиять на политику. Кроме того, пенсионные фонды вкладывают денежные средства в акции собственных компаний.

Государственные пенсионные фонды создаются на уровне правительства и местных органов власти. Их финансовые ресурсы формируются как за счет средств бюджетов различных уровней, так и за счет взносов работников. Накопленный капитал используется в основном для покупки государственных ценных бумаг и в незначительной степени – ценных бумаг корпораций.

Инвестиционные фонды  специализируются на привлечении свободных  денежных средств путем выпуска  собственных акций (чаще – небольшого но-минала).Денежные средства, полученные от продажи собственных акций, фон-ды вкладывают чаще в акции корпораций. В последние годы они также поку-пают и облигации корпораций. Одни  инвестиционные фонды приобретают обычные акции, другие – привилегированные, третьи – облигации. Кроме того, существует и отраслевая специализация, когда приобретаются ценные бумаги, например только автомобильных или машиностроительных фирм, информа-ционных компаний и т. д. Доходы полученные на приобретенные ценные бума-ги, распределяются между акционерами фонда.        

Существуют также лизинговые компании. Они предоставляют в долго-срочную аренду технические средства: сложное оборудование, суда, самолеты и т. д. Этот способ финансирования инвестиций имеет сходство с кредитом, предоставляемым на покупку оборудования.

Таким образом, небанковские институты не только выполняют свои спе-цифические функции, но и являются посредниками между собственниками сво-бодных денежных средств и представителями бизнеса. [3, с.250-253]

Являясь посредником  между государством и банковской системой страны, центральный банк призван регулировать денежные и кредитные пото-ки с помощью определенных инструментов. По мере развития кредитных сис-тем и рынков ссудных капиталов возможности центрального банка непосредст-венно воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе с тем расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования. [4, с.264]

 

1.2 Денежно-кредитная  политика и ее инструменты

              

Кредитно-денежная политика – это совокупность мероприятий в области кредитно-денежного обращения и кредита, направленных на регулирование по-казателей экономического роста, сдерживание инфляционных процессов, обес-печение занятости населения и регулирование платежного баланса страны. Ее проводит Национальный банк. 

Инструменты проведения кредитно-денежной политики можно разделить  на две основные группы: прямые и  общие.

К денежно-кредитной политике, проводимой на основе прямых инстру-ментов, относятся:

  • операции на открытом рынке – покупка и продажа Национальным банком государственных ценных бумаг (облигаций) и других кредитных обяза-тельств по рыночному (или заранее объявленному) курсу коммерческим бан-кам и населению в целом. Так, для уменьшения количества денег в обращении Национальный банк продает ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их у коммерческих банков становится меньше денег для кредитов. И проис-ходит наоборот, если Национальный банк покупает ценные бумаги.

Предположим, что по мнению правительства, в стране начали появляться условия для возникновения инфляции. В целях ее предотвращения прави-тельство дает указания центральному банку начать продажу государственных ценных бумаг. Однако желание продать облигации или казначейские билеты не всегда совпадает с желанием коммерческих банков и населения их покупать. Такая покупка состоится только в том случае, если государственные ценные бумаги обеспечат получение большего дохода по сравнению с тем, который получают держатели уже находящихся в обращении ценных бумаг.

Появление на рынке государственных ценных бумаг, естественно, при-влечет внимание покупателей - коммерческих банков и населения. Получив в обмен на деньги государственные ценные бумаги, коммерческие банки и насе-ление передают тем самым в руки государства определенные суммы денег, и таким образом государство изымает их из обращения. В результате, во-первых, происходит сокращение совокупной денежной массы, что является, несомнен-но, сдерживающим фактором инфляционных процессов, во-вторых, умень-шаются возможности банков кредитовать промышленные компании, что вызы-вает уменьшение деловой активности.

В условиях другой экономической  конъюнктуры, когда, например, в эко-номике возникает спад производства, вследствие чего коммерческие банки ис-пытывают острую нехватку денежных ресурсов, государство через централь-ный банк начинает скупать у них ценные бумаги. В результате спрос на них возрастает, рыночная цена увеличивается, а доходность понижается. В этих условиях держатели облигаций предпочитают продать их государству и полу-чить курсовую разницу.

Осуществляя операцию по скупке ценных бумаг, государство не только увеличивает финансовые возможности банков, но и совокупную денежную массу в обращении, стимулируя рост деловой активности в стране.     

  • кредитно-денежная политика на основе создания и хранения обяза-тельных резервов в Национальном банке, который устанавливает норму резер-вов. Рост резервной нормы увеличивает количество резервов, которые должны держать банки, что понижает общее предложение денег. Уменьшение же ре-зервной нормы увеличивает возможность банков создавать деньги и получать прибыль путем кредитования.

Итак, при повышении  резервной нормы возможности  коммерческих бан-ков  кредитовать экономику уменьшаются, предложение денег сокращается. А это, в свою очередь, вызывает рост процентов по кредитам (согласно закону предложения при уменьшении предложения цена увеличивается), уменьшение спроса на заемные средства и замедление экономического роста.

Когда же надо «подогреть»  экономику, преодолеть кризисные явления, правительство уменьшает резервную норму, вследствие чего кредитные воз-можности коммерческих банков возрастают. Растет предложение денег, ссуд-ный процент понижается, спрос на заемные средства возрастает, и экономика выходит из застоя, начинается экономический рост.

Большое значение имеет также установление обязательных резервов как «страховки» каждого вкладчика. Этой мерой государство пытается защитить их интересы, ограничивая «аппетиты» коммерческих банков в активных опера-циях. В случае банкротства банков обязательные резервы используются для по-гашения их долговых обязательств перед вкладчиками.

  • учетная политика Национального банка состоит в предоставлении краткосрочных ссуд  коммерческим банкам под гарантию государственных ценных бумаг. Падение учетной ставки процента поощряет коммерческие бан-ки  к приобретению дополнительных ссуд, что увеличивает денежное предло-жение. И наоборот, рост учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных средств в Национальном банке. В определенных случаях величина учетной ставки ограничивается.

Учетная ставка – это  процент по ссудам, которые предоставляет  цент-ральный банк коммерческим банкам. Согласно законодательству большинства стран рыночной экономики, центральный банк имеет право административно изменять величину учетной ставки. Реагируя на изменения экономической конъюнктуры, центральный банк может как увеличить, так и уменьшить учет-ную ставку, и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложе-ние. При уменьшении учетной ставки спрос на деньги центрального банка со стороны коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрас-тают. Если учетная ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной: спрос на кредиты центрального банка уменьшается и финансовые возможности сокращаются. [5, с.170-172]

Три наиболее распространенных метода воздействия  на денежно-кредит-ную  систему, в зависимости от экономической  конъюнктуры и степени разла-женности финансовой системы, могут дополняться рядом других. Одни, в силу их огромного значения для функционирования финансовой системы, можно назвать радикальными, другие – функциональными.

Когда темп инфляции ежегодно составляет тысячи (иногда десятки  тысяч) процентов и деньги настолько обесцениваются, что их покупательная способность практически становится нулевой, государство прибегает к свое-образной «хирургической операции» – проводит денежную реформу («нулли-фикацию» или «деноминацию»). «Старые» деньги изымаются из обращения, а новых выпускается столько, сколько необходимо для обращения товаров и без инфляционного развития.

В качестве дополнительных мер воздействия  на денежно-кредитную сис-тему правительства  часто используют и регулирование  операций коммерческих банков на фондовом рынке.

Еще одной мерой, с  помощью которой правительства  также воздейст-вуют на совокупную денежную массу в обращении, является ограничение потребительского кредита.

Проводя политику борьбы с инфляцией, правительства иногда рекомен-дуют коммерческим банкам сокращать кредитование компаний.

В системе денежно-кредитной  политики государства всегда имеется  и ряд косвенных методов регулирования  денежной массы, среди которых особое значение имеют такие, как «государственная регистрация банков» и «амортиза-ционная политика».

Во всех странах рыночной экономики в качестве обязательного  условия регистрации и получения  лицензий коммерческий банк обязан предоставить доказательства наличия у него уставного  капитала в определенном фикси-рованном размере. Увеличивая или уменьшая размер уставного капитала, госу-дарство, таким образом, косвенно увеличивает или уменьшает количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитной эмиссией.

Регулируя норму амортизации, государство косвенно способствует уве-личению или уменьшению денежной массы. Ускоренная амортизация дает воз-можность предприятиям возвращать вложенные в вещественные факторы производства денежные средства и использовать их для развития производст-ва.[6, с.292-293]  

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т. е. на сокра-щение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную поли-тику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повы-шает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффектив-ными, центральный банк использует административные ограничения: пони-жает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т. д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности  проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная  политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаб-лении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные усло-вия предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной  поли-тики исходя из состояния экономики  страны. При разработке денежно-кредит-ной  политики необходимо учитывать, что, во-первых, между провидением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. [7, с.489]

Виды денежно-кредитной политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой центральный банк. Основными промежуточны-ми целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновремен-но достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке про-цента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэ-тому центральный банк должен определить, что он будет контролировать – ставку процента или объем денежной массы.

Существуют разные точки  зрения по этому поводу. Дж.М. Кейнс, разра-ботавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что переда-точный механизм денежно-кредитной политики следующий:

  • центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, влияя тем самым в необходимом направлении на предложение денег;
  • изменения в предложении денег вызывают понижение или повыше-ние ставки процента;
  • изменения процентной ставки приводят к расширению или сокраще-нию плановых инвестиций;
  • изменения плановых инвестиций в свою очередь повышают или пони-жают уровень номинального национального дохода.

Таким образом, главным  объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку (гибкая денежно-кредитная политика).

Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:

  • центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздейст-вуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;
  • изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;
  • изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьше-нию уровня национального дохода.

Информация о работе Денежно-кредитная политика