Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также особенности ее функционирования в экономике Республики Беларусь.
Задачи работы следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, рассмотрение структуры кредитно-денежной сферы и ее функций, выявление основных на¬правлений повышения функциональности кредитно-денежной сферы в переходной экономике Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Структура кредитно-денежной сферы, инструменты
денежно-кредитной политики……………………………………………..5
1.1 Структура кредитно-денежной сферы…………………………………..5
1.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты………………………9
2 Функционирование кредитно-денежной сферы на примере США……………15
2.1 Федеральная резервная система США…………………………………15
2.2 Коммерческие банки и небанковские институты США……………...18
2.3 Денежно-кредитная политика США…………………………………...21
3 Развитие кредитно-денежной сферы в Беларуси…………………….24
3.1 Банковская система Республики Беларусь……………………………24
3.2 Идея кредитной кооперации в Республике Беларусь…………………28
3.3 Целевые ориентиры денежно-кредитной политики Республики Беларусь и основные итоги ее проведения……….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….........................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….37
определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
утверждение Президенту Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка – город Минск.
Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.
Национальный банк выполняет следующие функции:
разрабатывает и совместно с правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
осуществляет эмиссию денег;
регулирует денежное обращение;
регулирует кредитные отношения;
является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
осуществляет валютное регулирование;
организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
консультирует, кредитует
и выполняет функции
осуществляет государственную организацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
устанавливает порядок осуществления банковских операций;
регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского отчета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;
осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь;
создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;
устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;
заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами;
выполняет другие функции в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. [14, с.18-21]
Второй уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых носит многосторонний характер. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. К важнейшим их функциям традиционно относятся:
- аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
- обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
- кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственных оборотов;
- учет векселей и операции с ними;
- хранение финансовых и материальных ценностей;
- доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции). [13, с.637]
На 1 января 2005 года банковская система Республики Беларусь включает 32 банка с 463 филиалами, из них 27 банков являются банками с участием иностранного капитала, в том числе 8 банков – со 100-процентным иностранным капиталом, 7 банков являются резидентами СЭЗ «Минск» и СЭЗ «Гомель». В2004 году зарегистрированы ОАО «ИнвестПромБанк» и ЗАО «СОМБелБанк». [15, с.9]
Основные финансовые показатели деятельности банков страны отражены в таблице 1.
Финансовые показатели деятельности банков Республики Беларусь*
Показатель |
На 01.01.2004. | ||
| 2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Уставный фонд (зарегистрированный), млрд р. |
317,1 |
816,0 |
1446,6 |
Собственный капитал, млрд р. |
592,0 |
1212,8 |
2147,2 |
Текущая прибыль (убыток), млрд р. |
28,7 |
53,7 |
131,5 |
Кредитная задолженность**, млрд р. |
2726,6 |
3954,9 |
6361,5 |
Проблемная (пролонгированная просроченная и сомнительная) задолженность** |
392,7 |
355,2 |
253,3 |
Доля проблемной задолженности в кредитной задолженности, % |
14,4 |
9,0 |
4,0 |
*Источник: Бюллетень банковской статистики. Мн.: Нацбанк РБ, 2004. № 5. С. 162. ** Юридических (кроме банков) и физических лиц с учетом факторинга, лизинга и операций с использованием банковских векселей.
В последние годы существенно возросло кредитование банками отраслей экономики и населения. В 2003 г. остатки задолженности по выданным кредитам составили 5579,9 млрд р. (в 2000 г. — 1397,9), в том числе краткосрочные кредиты — 2920,7 млрд р. (в 2000 г. — 847,9), а долгосрочные кредиты - 2659,2 млрд р. (в 2000 г. — 550,0), или 52,3 и 47,7 % соответственно (табл.2).
Кредитование банками отраслей экономики и населения (на конец года)*
Показатель |
1995 г. |
2000 г.*** |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Остатки задолженности по выданным кредитам — все- го, млрд р.** |
8771,8 |
1397,9 |
2345,2 |
3586,2 |
5579,9 |
В том числе: |
|||||
по краткосрочным |
7662,4 |
847,9 |
1321,6 |
2056,4 |
2920,7 |
в процентах к итогу |
87,4 |
60,7 |
56,4 |
57,3 |
52,3 |
по долгосрочным |
1109,4 |
550,0 |
1023,6 |
1529,8 |
2659,2 |
в процентах к итогу |
12,6 |
39,3 |
43,6 |
42,7 |
47,7 |
*Источник: Республика Беларусь в цифрах: Крат. стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2004. С. 315.** За 2000—2003 гг. остатки задолженности по выданным кредитам приведены с учетом иностранной валюты, пересчитанной в национальную.*** С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз).
Эффективная и устойчивая работа банков — необходимое условие нормального функционирования экономики. Особые требования к банковской системе предъявляются в период перехода страны к рыночным отношениям. Одним из обязательных условий формирования рыночной системы является глубинная перестройка денежного обращения и кредита. Ее сущность состоит в оптимальном сокращении централизованного перераспределения денежных ресурсов и переходе к их преимущественно горизонтальному движению на финансовом рынке. [13, с.638]
3.2 Идея кредитной кооперации в Республике Беларусь
В Республике Беларусь осуществляет деятельность единственный пока кредитный союз - потребительский кооператив "Общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства "Стольный", объединивший предпринимателей.
Порядок создания и деятельности обществ взаимного кредитования в нашей стране регламентируют следующие нормативные правовые акты: Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь", постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 года № 1972 "Об Обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства", постановление Министерства финансов и Министерства экономики Республики Беларусь от 4 мая 2000 года № 48/87 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета для обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства". Перечисленные нормативные правовые акты подготовлены и приняты при поддержке Программы развития ООН.
На основании статьи 116 Гражданского кодекса Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что наиболее подходящей для кредитного союза граждан организационно-правовой формой является потребительский кооператив. Согласно указанной статье Гражданского кодекса потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников. Основной целью деятельности кредитных союзов является удовлетворение потребностей граждан в финансовой взаимопомощи. Таким образом, цель кредитных союзов соответствует целям потребительских кооперативов.
На популяризацию идеи кредитной кооперации в Республике Беларусь направлен профинансированный фондом «Евразия» проект «Содействие созданию и развитию в Республике Беларусь кредитных союзов граждан и обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства», исполнителем которого является потребительский кооператив "Общество взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства "Стольный".
В рамках реализации проекта планируется проведение круглых столов в различных регионах Республики Беларусь, создание консультационно-методического центра, подготовка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания деятельности в Республике Беларусь кредитных союзов граждан.
Мировой опыт деятельности кредитных союзов убедительно свидетельствует об их важной роли в освобождении населения от бедности, вовлечение граждан в процесс экономического развития общества. Кредитные союзы предоставляют своим членам возможность пользоваться микрозаймами и одновременно заниматься микро- и малым бизнесом, способствуя тем самым не только повышению доходов семей и созданию новых рабочих мест, но и развитию скрытых предпринимательских способностей граждан, смягчению социальных последствий переходного периода.
В Республике Беларусь кредитные союзы могут стать эффективным инструментом, который позволит малообеспеченным гражданам сохранять и приумножать свои доходы, а также пользоваться недорогими заемными средствами. Развиваясь, система кредитных союзов позволит вовлечь в хозяйственный оборот страны ту часть сбережений домашних хозяйств, которая храниться «в чулках» и является в настоящее время недоступной для банковской системы. [16, с.9]
3.3 Целевые ориентиры денежно-кредитной политики Республики Беларусь и основные итоги ее проведения
Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. [17, с.35]
Денежно-кредитная политика республики осуществляется в общем контексте политики «нешоковой терапии» и направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов. Во-первых, Беларуси одной из немногих стран, входивших в состав СССР, удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику республики, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.