Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 21:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности, целей и последствий денежно-кредитной политики и ее роль в государственном регулировании экономики, этапы формирования и основные направления денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
В рамках курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность кредитно-денежной политики;
- проанализировать кейсианскую и монетаристскую теории кредитно-денежной политики;
- рассмотреть основные виды кредитно-денежной политики;
- рассмотреть этапы формирования денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
- рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики на 2009 год в Республики Беларусь.
Применение нормативов обязательного резервирования преследует двоякую цель:
1.Является инструментом
денежно-кредитной политики, связующим
звеном между совокупными
2.выступает механизмом
Однако в настоящее
время ряд стран –
Величина резервных требований может устанавливаться по отношению как к банковским пассивам, так и активам. Наиболее распространён первый метод – резервы формируются от привлечённых банками ресурсов на расчётных, текущих и депозитных счетах в национальной и иностранной валюте.
Этот инструмент является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке
Важным и самым традиционным инструментом управления денежно-кредитной политикой является установление центральным банком учётной ставки (ставки рефинансирования). Это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам с целью оказания регулирующего и координирующего воздействия на кредитные ресурсы. Учётная ставка, являясь ценой денег, изменяет себестоимость кредитования, воздействуя на денежный поток кредиторов и должников, и вызывает изменения в инвестициях, сбережениях и совокупном спросе.
Рыночный механизм формирования процентных савок является достаточно сложным. Так, средний уровень процента зависит от спроса и предложения денег, развитости денежного рынка, объёма свободных ресурсов, уровня инфляции и др. Теоретически же средняя банковская процентная ставка должна корреспондировать так же со средней нормой прибыли в реальном секторе экономики.
Процентная политика оказывает воздействие на экономику. В частности, изменения официальной учётной ставки национального банка не только непосредственно зависит от инфляции, но и влияет на неё и, соответственно, на экономическую активность реального сектора экономики.
Очевидно, что для достижения целей процентной политики необходимо устранить факторы, ускоряющее девальвацию национальной валюты. В числе таких факторов можно назвать и спрос на свободно конвертируемую валюту, формируемый за счёт денежно-кредитной эмиссии.
Однако, при всей своей значимости регулирования через учётную ставку носит «пассивный» характер и воздействуют на денежно-кредитную ставку слабее, чем, например, операции на открытом рынке, изменение резервных требования.
Данный инструмент имеет ряд недостатков. Уменьшение учетной ставки может привести к оттоку капиталов из страны. Невозможно точно предугадать, как повлияет изменение учетной ставки на денежную базу. Уменьшение учетной ставки создает лишь благоприятные условия для вливания денег, но не может заставить коммерческий банк взять кредит у центрального банка и увеличение объема собственных кредитных операций в периоды неблагоприятной экономической конъектуры.
Итак, эффективность денежно-
В развитых странах ответственность
за осуществление денежно-
С помощью денежно-кредитного
регулирования государство
Государственное
регулирование денежно-
Таким образом,
основные направления и цели
денежно-кредитной политики
Степень независимости
центральных банков от исполнительной
власти в различных странах
1.2 Эффективность денежно-кредитной политики
В настоящее время
эффективность денежно-
Однако необходимо признать, что денежно-кредитная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. Основные проблемы и недостатки денежно-кредитной политики мы рассмотрим во второй главе рассматривая кейнсианскую модель денежно-кредитной политики.
Таким образом,
в заключение данной главы
можно сделать следующие
2. Кейнсинская и монетаристская модели кредитно-денежной политики: проблемы эффективности и применения в современных условиях.
При рассмотрении денежно-кредитной системы обычно касаются кейнсианской и неоклассической теории денежно-кредитного регулирования.
Кейнсианская модель, в основу которой положен принцип «кредитного регулирования», пытается устранить недостатки рыночной системы и свободного предпринимательства с помощью фискальной и кредитной политики государства. Однако, она недооценивает воздействие денег на развитие внутреннего производства и занятости. В противоположность этому сторонники монетаризма не только признают данное воздействие, но считают проведение рациональной денежно-кредитной политики одним из решающих условий стабилизации экономики.
Дискуссия между кейнсианцами и монетаристами позволила выявить как положительные стороны, так и недостатки обеих направлений экономической мысли. Это во многом способствовало разработке синтетического подхода, при котором отбирается все ценное и рациональное, что содержится в двух, на первый взгляд, противоположных, но, по существу, дополняющих друг друга экономических моделях.
2.1 Политика дешевых и дорогих денег.
В конечном итоге
на практике вырисовывается
В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в фонд обязательных резервов автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).
В задачи политики дешевых денег сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость
Политика «дешевых денег» в финансовой сфере всегда дополняется проведением курса «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитная эмиссия центрального банка страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы.
Во втором варианте — при реализации политики «дорогих денег» — мы имеем нечто противоположное. Ее цель – ограничить предложение денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.
Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.
Таким образом, денежно-кредитная политика центрального банка страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.
Вместе с тем следует признать, что потенциал воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитной сферы также ограничен.
Снижение уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики, появление убыточных или малоприбыльных отраслей, бартеризация системы расчетов, «долларизация экономики» и импорт инфляции накладывают значительные ограничения на механизм денежно-кредитного регулирования. Такое же ограничивающее воздействие оказывают снижение доверия населения к государственной власти, наращивание дефицита торгового баланса, снижение на внешних рынках конкурентной способности отечественных производителей.
Надо учитывать и то, что передаточный механизм воздействия денежно-кредитной политики на макроэкономические процессы всегда нуждается в определенном лаге времени, что также снижает ее эффективность.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь