Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности, целей и последствий денежно-кредитной политики и ее роль в государственном регулировании экономики, этапы формирования и основные направления денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
В рамках курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность кредитно-денежной политики;
- проанализировать кейсианскую и монетаристскую теории кредитно-денежной политики;
- рассмотреть основные виды кредитно-денежной политики;
- рассмотреть этапы формирования денежно-кредитной политики в Республики Беларусь.
- рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики на 2009 год в Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАААААААЧЧЧЧЧЧ!!!!!!!!!.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Применение нормативов обязательного  резервирования преследует двоякую  цель:

1.Является инструментом  денежно-кредитной политики, связующим  звеном между совокупными банковскими  резервами и более широкими денежными агрегатами;

2.выступает механизмом регулирования  общей ликвидности банковской  системы.

Однако в настоящее  время ряд стран – Великобритания, Канада, Люксембург – отказались от применения фонда обязательных резервов. В других странах обязательные резервы либо не превышают нескольких процентов, либо центральный банк выплачивает процентный доход. Данный подход представляется вполне разумным, и в перспективе мог бы быть принят на вооружение национальным банком нашей страны.

Величина резервных требований может устанавливаться по отношению как к банковским пассивам, так и активам. Наиболее распространён первый метод – резервы формируются от привлечённых банками ресурсов на расчётных, текущих и депозитных счетах в национальной и иностранной валюте.

Этот инструмент является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке

      Важным и самым традиционным инструментом управления денежно-кредитной политикой является установление центральным банком учётной ставки (ставки рефинансирования). Это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам с целью оказания регулирующего и координирующего воздействия на кредитные ресурсы. Учётная ставка, являясь ценой денег, изменяет себестоимость кредитования, воздействуя на денежный поток кредиторов и должников, и вызывает изменения в инвестициях, сбережениях и совокупном спросе.

Рыночный механизм формирования процентных савок является достаточно сложным. Так, средний уровень процента зависит от спроса и предложения  денег, развитости денежного рынка, объёма свободных ресурсов, уровня инфляции и др. Теоретически же средняя банковская процентная ставка должна корреспондировать так же со средней нормой прибыли в реальном секторе экономики.

Процентная политика оказывает воздействие на экономику. В частности, изменения официальной  учётной ставки национального банка не только непосредственно зависит от инфляции, но и влияет на неё и, соответственно, на экономическую активность реального сектора экономики.

Очевидно, что для достижения целей процентной политики необходимо устранить факторы, ускоряющее девальвацию  национальной валюты. В числе таких факторов можно назвать и спрос на свободно конвертируемую валюту, формируемый за счёт денежно-кредитной эмиссии.

Однако, при всей своей  значимости регулирования через  учётную ставку носит «пассивный»  характер и воздействуют на денежно-кредитную ставку слабее, чем, например, операции на открытом рынке, изменение резервных требования.

Данный инструмент имеет  ряд недостатков. Уменьшение учетной  ставки может привести к оттоку капиталов  из страны. Невозможно точно предугадать, как повлияет изменение учетной ставки на денежную базу. Уменьшение учетной ставки создает лишь благоприятные условия для вливания денег, но не может заставить коммерческий банк взять кредит у центрального банка и увеличение объема собственных кредитных операций в периоды неблагоприятной экономической конъектуры.

Итак, эффективность денежно-кредитной  политики, в конечном счёте, определяется тем, насколько удалось обеспечить баланс и учёт всего множества  стоящих перед ней задач, решение  которых требует применения различных, порой разнонаправленных мероприятий.

В развитых странах ответственность  за осуществление денежно-кредитной  политики, как правило, лежит исключительно  на центральном банке. Данное правило  не исключает взаимодействие центральных  банков с правительствами. Законодательство многих стран предписывает Центробанкам и правительствам информировать друг друга о принимаемых решениях и координировать свою деятельность.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

     Государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы правления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций; варьирует условия их продажи; различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

     Таким образом,  основные направления и цели  денежно-кредитной политики определяется  центральными банками исходя из общей государственной макроэкономической политики и обеспечивают её поддержку. Однако  Центробанки обладают достаточной степенью независимости при определении конкретных механизмов денежно-кредитной политики, позволяющей им избежать давления со стороны правительственных органов, заинтересованных в решении текущих экономических задач.

Степень независимости  центральных банков от исполнительной власти в различных странах неодинакова. Как правило, в федеративных государствах Центробанки пользуются гораздо большей самостоятельностью. Считается, что наибольшей независимостью в проведении денежно-кредитной политики обладает Немецкий федеральный банк. Одним из наименее независимых центральных банков является Банк Англии. Поскольку в нашей стране денежно-кредитная политика есть составная часть государственной экономической политики, проводимой исполнительной властью, то уровень независимости Национального банка Республики Беларусь близок к существующему в Великобритании и Японии.

 

1.2 Эффективность денежно-кредитной политики

 

В настоящее время  эффективность денежно-кредитной  политики – предмет больших споров. Она обладает рядом преимуществ  перед фискальной политикой. К основным сильным сторонам денежно-кредитной  политики относят:

  • Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.
  • Слабая зависимость от политического давления. По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияет на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот. Действует тоньше, и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
  • Монетаризм. Большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, существуют монетаристы, которые полагают, что изменение денежного предложения – ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Однако необходимо признать, что денежно-кредитная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. Основные проблемы и недостатки денежно-кредитной политики мы рассмотрим во второй главе рассматривая кейнсианскую модель денежно-кредитной политики.

   Таким образом,  в заключение данной главы  можно сделать следующие выводы. Денежно-кредитная политика –  важнейший метод государственного  регулирования общественного воспроизводства  с целью обеспечения наиболее  благоприятных условий для развития рыночной экономики. Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и экономическим ростом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Кейнсинская и монетаристская модели кредитно-денежной политики: проблемы эффективности и применения в современных условиях.

 

При рассмотрении денежно-кредитной  системы обычно касаются кейнсианской и неоклассической теории денежно-кредитного регулирования.

Кейнсианская модель, в основу которой положен принцип «кредитного регулирования», пытается устранить недостатки рыночной системы и свободного предпринимательства с помощью фискальной и кредитной политики государства. Однако, она недооценивает воздействие денег на развитие внутреннего производства и занятости. В противоположность этому сторонники монетаризма не только признают данное воздействие, но считают проведение рациональной денежно-кредитной политики одним из решающих условий стабилизации экономики.

Дискуссия между кейнсианцами и монетаристами позволила выявить как положительные стороны, так и недостатки обеих направлений экономической мысли. Это во многом способствовало разработке синтетического подхода, при котором отбирается все ценное и рациональное, что содержится в двух, на первый взгляд, противоположных, но, по существу, дополняющих друг друга экономических моделях.

 

           2.1 Политика дешевых и дорогих  денег.

 

 В конечном итоге  на практике вырисовывается два  основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:

  • политика дешевых денег («кредитная экспансия»);
  • политика дорогих денег («политика кредитной рестрикции»).

В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в фонд обязательных резервов автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).

В задачи политики дешевых  денег сделать кредит дешевым  и легкодоступным, с тем чтобы  увеличить объем совокупных расходов и занятость

Политика «дешевых денег» в финансовой сфере всегда дополняется проведением курса «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитная эмиссия центрального банка страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы.

Во втором варианте — при реализации политики «дорогих денег» — мы имеем нечто противоположное. Ее цель – ограничить предложение денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Такие мероприятия как  повышение нормы отчислений в  обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии  темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.

Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.

Таким образом, денежно-кредитная  политика центрального банка страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.

Вместе с тем следует  признать, что потенциал воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитной сферы также ограничен.

Снижение уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики, появление убыточных или малоприбыльных отраслей, бартеризация системы расчетов, «долларизация экономики» и импорт инфляции накладывают значительные ограничения на механизм денежно-кредитного регулирования. Такое же ограничивающее воздействие оказывают снижение доверия населения к государственной власти, наращивание дефицита торгового баланса, снижение на внешних рынках конкурентной способности отечественных производителей.

Надо учитывать и  то, что передаточный механизм воздействия денежно-кредитной политики на макроэкономические процессы всегда нуждается в определенном лаге времени, что также снижает ее эффективность.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь