Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитной политики, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства, субъектов системы бизнеса.

Содержание

Введение
1 Сущность, цели, инструменты и модели кредитно-денежной политики
государства
1.1 Сущность, цели и инструменты кредитно-денежной политики
государства
1.2 Модели кредитно-денежной политики государства
3 Мировой опыт реализации кредитно-денежной политики
2 Анализ эффективности денежно-кредитной политики в Российской
Федерации на современном этапе
2.1 Роль, функции и инструменты Центробанка РФ
2.2 Характеристика денежно-кредитной политики Банка России,
осуществляемая в 2008 - 2009 гг
2.3 Денежно-кредитная политика в 2010-2011 годах
3 Перспективы развития и меры по совершенствованию кредитно-денежной политики Российской Федерации
3.1 Сценарии макроэкономического развития, цели и инструменты на
2013 год и период 2014 и 2015 годов
3.2 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики России...
Заключение.
Список использованных источников
Приложение №1
Приложение№2
Приложение№3
Приложение№4,Приложение№5,Приложение№6

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 416.41 Кб (Скачать файл)

Такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как установление ориентиров роста денежной массы проявился  в период кризиса в следующем. Процессы трансформации рублевых накоплений в валютные активы, снижение денежной массы, оказывающие влияние на динамику бюджетных доходов, являющихся источником формирования резервного фонда и фонда национального благосостояния, определили необходимость уточнения чистого кредита расширенному правительству до конца 2008 г. Также были уточнены другие показатели денежной программы (включая чистый кредит банкам и прочие чистые неклассифицированные активы) с учетом принятых Правительством Российской Федерации и Банком России мер по поддержке финансового сектора.

Кроме того, Банк России осуществлял  эмиссию облигаций от своего имени. В сентябре 2008 г. состоялось размещение нового выпуска ОБР, однако в связи с тем, что в обозначенный период кредитные организации стали испытывать недостаток ликвидности, объем размещения ОБР на аукционе был вдвое ниже, чем объем покупки Банком России своих облигаций на вторичном рынке. В октябре 2008 г. задолженность Банка России перед кредитными организациями практически не изменилась. Состоявшимся был признан только аукцион, проведенный 2 октября, при размещенном объеме всего около 10 млн. руб. по средневзвешенной ставке 6,3% годовых. В ноябре 2008 г. - феврале 2009 г. инструменты Банка России по абсорбированию ликвидности также оставались маловостребованными [19].

В результате принятия рассмотренных  выше мер ситуация в банковском секторе  стабилизировалась: удалось избежать банкротства многих банков, приостановить  отток вкладов населения, продолжить кредитование экономики. Отток вкладов  населения из банков достиг максимума  в октябре (тогда он составил 6% и  практически прекратился в ноябре). В декабре возобновился приток средств  населения во вклады. Нормализовалась  ситуация с ликвидностью.

 

Таким образом, пакет антикризисных  мер, реализованных Банком России в  разгар кризиса, в комплексе соответствовал стандартной схеме зарубежных авторов, однако был в определенной степени  непоследовательным. В целом удалось  предотвратить распространение  «банковской паники» и частично восстановить доверие хозяйствующих  субъектов к национальной банковской системе. В числе стабилизационных антикризисных мероприятий необходимо выделить: укрепление ресурсной базы банков и насыщение банковской системы дополнительной ликвидностью, увеличение капиталов системообразующих банков, увеличение до 700 тыс. руб. государственной гарантии сохранности вкладов физических лиц, решение предупреждать банкротство банков через санацию, слияние и др. меры, проведение «плавной» девальвации национальной валюты, разрешение временно не переоценивать банковские активы по текущей рыночной стоимости, усиление защиты законных прав кредиторов.

2.3 Денежно-кредитная  политика в 2010-2011 годах

 

В 2010-2011 гг. Банк России проводил денежно-кредитную политику исходя из необходимости создания благоприятных  условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являлись основой для принятия эффективных  решений в области осуществления  сбережений, инвестиций и потребительских  расходов -базовых для устойчивого экономического роста. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации на этот период, являлась устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне, при этом предполагалось снизить темпы инфляции до 8,7-9,2% в 2010 году и 78,5% в 2011 году. [12]

Для достижения поставленных целей ЦБ РФ использовал все имеющиеся  у него инструменты денежно-кредитной  политики, которые позволяли оперативно реагировать на изменение интенсивности  и направлений движения финансовых потоков в рамках поставленных целей денежно-кредитной политики. Система инструментов денежно-кредитной политики должна была обеспечивать стабильность денежного рынка и, в тоже время, стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.При возникновении у банков потребности в дополнительной ликвидности они могли воспользоваться набором инструментов, предлагаемых Банком России для этих целей. В течение дня это могли быть обеспеченные внутредневные кредиты, предоставляемые Банком России без взымания платы, а также проводимые в первой и во второй половине дня аукционы однодневного прямого РЕПО. Кроме того, на еженедельной основе Банком России проводились операции по предоставлению ликвидности банкам на более длительные сроки. В конце операционного дня кредитные организации имели доступ к постоянно действующим инструментам Банка России -кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп», процентные ставки по которым установлены на уровне ставки рефинансирования. Регулирование ставок рефенансирования Центробанк России осуществлял с учетом реального состояния экономики, динамики инфляции, ситуации на различных сегментах денежного рынка и было ориентировано на закрепление формирующихся позитивных тенденций. С начала 2010 года Банк России дважды принимал решение о снижении ставки рефенансирования 15.01.10 - с 16 до 14% годовых, и 15.06.10 - с 14 до 13% годовых. Очередное ее снижение произошло только лишь в конце декабря 2011 г. - ее понизили до 12%. При управлении ликвидностью кредитные организации во II квартале 2011 года активно использовали механизм внутридневного кредитования и кредитов "овернайт" Банка России, наибольший объем которых приходился на апрель 2011 года. В целом объем внутридневных кредитов, предоставленных Банком России, возрос с 2,3 трлн. руб. в I квартале 2011 г. до 2,6 трлн. руб. во II квартале, а кредитов "овернайт" — с 5,9 до 14,3 млрд. руб. соответственно. В конце каждого календарного месяца наблюдалось традиционное увеличение спроса на внутридневные кредиты со стороны кредитных организаций и объема предоставленных кредитов "овернайт". На фоне понижательного тренда в динамике инфляции Банком России с 26.06.2010 ставка рефинансирования и процентные ставки по кредитам "овернайт" и сделкам "валютный своп" были снижены с 12 до 11,5% годовых, а с 23 октября - до 11% . Тем не менее, ставка рефинансирования в период 20102011 гг. не оказывало значимого влияния на денежные показатели прежде всего из-за того, что в условиях избыточной ликвидности коммерческие банки не испытывали существенной потребности в заимствованиях у Центрального банка [15]. В урегулировании проблемы нехватки рублёвой ликвидности на денежном рынке в 2010 году большую роль сыграли решения Банка России о снижении нормативов обязательных резервов, которые принимались в целях постепенного выравнивания конкурентных условий для российских и иностранных кредитных организаций.

 

Норматив обязательных резервов по средствам физических лиц в  валюте Российской Федерации был  снижен 8 июля 2010 года с 7% до 3,5%, в результате чего объем высвободившихся средств  составил более 150 млрд. руб. Кроме того с 1 июля 2010 года ЦБ РФ предоставлял право  усреднения обязательных резервов кредитным  организациям в пределах установленного Советом директоров Банка России коэффициента усреднения в размере 0,2. Использование данного механизма также способствовало повышению ликвидности кредитных организаций. Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте в 2011 году не изменялись. В течение указанного периода кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов, то есть выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентском счете и корреспондентских субсчетах кредитной организации в Банке России. Количество кредитных организаций, которым было предоставлено право на усреднение обязательных резервов, постоянно увеличивалось и в июне 2011 г. достигло 681 (или 55,2% от общего числа действующих кредитных организаций). ЦБ РФ в период с 2010-2011 гг. постепенно снижал норму обязательных требований для кредитных организаций с тем, чтобы они масштабней стали кредитовать реальный сектор экономики и, прежде всего, производственный сектор. Однако коммерческие организации не особо стремились кредитовать отечественную промышленность из-за высокого риска и сложности оценки экономической конъюнктуры. Таким образом, само резервирование представляет собой малоэффективный инструмент денежно-кредитной политики, поскольку мало, что добавляет к существующему устойчивому нежеланию банков направлять деньги в экономику [20]. В 2010 году конъюнктура внутреннего валютного рынка формировалась под воздействием увеличения предложения иностранной валюты со стороны экспортеров в результате продолжающегося роста цен на нефть, а также повышение инвестиционной привлекательности рублевых активов на фоне ослабления доллара США на мировом рынке. В сложившейся ситуации Банк России стремился поддержать баланс спроса и предложения на внутреннем валютном рынке, осуществляя масштабные покупки иностранной валюты в периоды усиления повышательного давления на курс рубля. По итогам для РФ иностранным валютам Банк России с 1 февраля 2010 года перешел к использованию в качестве нового операционного ориентира выраженной в рублях стоимости бивалютной корзины, состоящей из долларов США и евро в пропорциях, устанавливаемых Банком России. При этом формировании курса доллара США к рублю на внутреннем валютном рынке в течении дня и периода в несколько дней приобрело более свободный характер, а операции с целью ограничения внутридневных и краткосрочных колебаний курса доллара США к рублю осуществлялись Банком России исходя из границ колебания стоимости бивалютной корзины. С 1 августа бивалютная корзина состояла из 0,35 евро и 0,65 дол. США. За 10 месяцев объем покупки иностранной валюты Банком России составил более 11 млрд. долл. В июле-сентябре 2010 г. Банк России проводил операции как по продаже государственных облигаций из собственного портфеля, так и по покупке государственных ценных бумаг. В целом объем нетто-продаж государственных ценных бумаг Банком России за III квартал сохранился на уровне предыдущего квартала (2,6 млрд. руб.) [25]. В первом полугодии 2011г. ЦБ РФ продолжал проведение денежно -кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2011 году продолжает использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины из евро и доллара США. В 2011 году соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке определялось высоким уровнем положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, обусловленным притоком в российскую экономику значительных дополнительных доходов от экспорта в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, а также трансграничным движением капитала. В данных условиях операции Банка России на внутреннем валютном рынке были направлены в основном на предотвращение чрезмерного повышения эффективного курса рубля под влиянием избыточного предложения иностранной валюты. Результатом этих операций была чистая покупка иностранной валюты. В частности, в январе-сентябре 2011г. Банк России выступал нетто-покупателем иностранной валюты. Темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) в I полугодии 2011 г. составили 10,2%, что в два раза ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте. Динамика чистых иностранных активов банковской системы являлась важным источником увеличения денежной массы с учетом депозитов в иностранной валюте. При росте общего объема этого денежного агрегата на 1083,7 млрд. руб. чистые иностранные активы увеличились на 1366,8 млрд. руб., а внутренний кредит экономике сократился на 204,6 млрд. руб. (в 2010 г. — рост на 717,2 и 1169,7 млрд. руб. и сокращение на 857,9 млрд. руб. соответственно) [24]. За период 2010-2011 гг. повышение номинального эффективного курса рубля сыграло существенную роль в снижении инфляции. В прошлом году номинальный эффективный курс повысился на 3,2%. За первые пять месяцев текущего года он повысился еще на 1,5%. В начале июня Банк России повысил курс рубля относительно бивалютной корзины еще примерно на 0,6% [26]. В целях абсорбирования свободной ликвидности Банк России продолжал во квартале 2011 года осуществлять операции со своими облигациями. Продажа ОБР происходила преимущественно на аукционах. Наибольшие вложения в ОБР (80,2 млрд. руб.) кредитные организации осуществили на аукционе 15 июня (после выкупа по оферте третьего выпуска ОБР), при этом общий объем продаж ОБР на аукционах в апреле—июне 2011 г. составил 108,2 млрд. руб. по рыночной стоимости. Средневзвешенная доходность, сложившаяся на аукционах ОБР в апреле—июне 2011 г., составила от 4,53 до 5,20% годовых (в I квартале — от 4,60 до 5,14% годовых). По выставляемым Банком России ежедневным котировкам объемы покупки кредитными организациями ОБР на вторичном рынке значительно превысили объемы их продажи. Банк России в 2011 г. также осуществил продажу гособлигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа на сумму 0,43 млрд. руб [22].

В целом с 2010-2011 гг. операции ЦБ РФ на открытом рынке способствовали постепенному повышению ликвидности  рынка ОБР и как следствие - расширению стерилизационных возможностей Банка России. Денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ РФ в период с 20102011гг., оказалась относительно не эффективной поставленной цели, что наглядно видно из (Приложения №5)

Следует отметить, что с 2010 года в основном только за счет валютных интервенций в банковскую систему  поступали денежные средства, но их поступление было так велико, что  ЦБ приходилось часть этих поступлений  стерилизовать и в основном за счет операций на открытом рынке. В целом, говоря об эффективности проведения денежно-кредитной политики в России в период с 2008-2011 гг., можно сказать, что она пока еще остается на низком уровне, так как заявляемые целевые ориентиры не совпадают с фактически получаемыми результатами, но перспективы есть.

3 Перспективы развития  и меры по совершенствованию  кредитно-денежной политики Российской  Федерации

3.1 Сценарии макроэкономического  развития, цели и инструменты  на 2013 год и период 2014 и 2015 годов

 

В рамках прогнозов МВФ  и других международных организаций, предполагающих небольшое повышение  темпов роста мировой экономики  в 2013 году, возможно умеренное ускорение  экономического роста в странах  -основных торговых партнерах России с сохранением аналогичной тенденции в 2014-2015 годах. Согласно прогнозу МВФ, темп прироста производства товаров и услуг в мире увеличится с 3,5% в 2012 году до 3,9% в 2013 году. По прогнозам, в 2013 году продолжится снижение инфляции в зарубежных странах, включая основных торговых партнеров России. Не ожидается ее ускорение и в 2014-2015 годах [18]. Прогнозируемое повышение деловой активности в мире поддержит сложившийся уровень потребления нефти и других товаров российского экспорта, что ослабляет риски ухудшения платежного баланса страны. Ключевые процентные ставки в ведущих экономиках в 2013 году останутся низкими, что будет способствовать формированию условий для притока капитала в российскую экономику. Движение трансграничных потоков капитала будет зависеть от состояния зарубежных финансовых систем и конъюнктуры мирового финансового рынка, настроений глобальных инвесторов. Сохранятся риски оттока капитала. Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежнокредитной политики в 2013-2015 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть. В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2013 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 73 долларов США за баррель. Это продемонстрировано в (Приложении№6)

 В этих условиях  в 2013 году реальные располагаемые  денежные доходы населения могут  сократиться на 0,4%, инвестиции в  основной капитал - на 2,1%. Снижение  ВВП может составить 0,4%. В рамках второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу разработки параметров федерального бюджета на 2013-2015 годы. Предполагается, что в 2013 году цена на российскую нефть может составить 97 долларов США за баррель. Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту, в 2013 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 3,7%. Объем инвестиций в основной капитал может повыситься на 7,2%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7% [18]. В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2013 году цены на нефть сорта «Юралс» до 121 доллара США за баррель.

 В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2013 году ожидается повышение инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,6%, реальных располагаемых денежных доходов населения - до 4%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4%. В 2014-2015 годах прирост объема ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить 2-5%. Прогноз платежного баланса, представленный на рисунке, на 2013-2015 годы по второму варианту составлен исходя из предположения о несущественном изменении цены на нефть сорта «Юралс» на мировом рынке (от 97 до 104 долларов США за баррель). В первом и третьем вариантах предполагаются отклонения нефтяных цен от указанного диапазона на четверть в меньшую и большую стороны.(Приложение №6)

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики  Российской Федерации Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5-6%, в 2014 и 2015 годах- до 4-5% (из расчета декабрь к декабрю  предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке  соответствует базовая инфляция на уровне 4,7-5,7% в 2013 году, 3,6-4,6% в 2014 и 2015 годах. Расчеты по денежной программе на 2013-2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета [22]. В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9-18%, в 2014 и 2015 годах - 14-19% в год. Банк России разработал три варианта денежной программы. Второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, соответствующий целевым ориентирам по инфляции и оценкам динамики экономического роста, может составить по вариантам программы в 2013 году 7-14%, в 2014-2015 годах - 11-14% ежегодно [26]. В первом варианте программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2013 году, на 0,4 трлн. рублей - в 2014 году, на 0,3 трлн. рублей - в 2015 году. Согласно расчетам по программе, при реализации данного сценария в 2013-2015 годах прирост чистого кредита банкам может составить 1,0—1,6 трлн. рублей в год за счет активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В этих условиях к концу 2015 года объем валового кредита банкам может превысить 60% от объема денежной базы. Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2013 году 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - 0,5 трлн. рублей, а в 2015 году - 0,3 трлн. рублей. В соответствии с третьим вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии высоких цен на нефть, прогнозируемое увеличение ЧМР в 2013 году составит 2,9 трлн. рублей, в 2014 году - 2,7 трлн. рублей, в 2015 году - 2,4 трлн. рублей. В рамках данного сценария в 2013 году ожидается сокращение чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства