Договор на рассчетно-кассовое обслуживание клиентов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Кроме того, расчетно-кассовое обслуживание клиентов выгодно для банков еще и тем, что оно способствует увеличению банковских ресурсов. В самом деле, остатки на банковских счетах клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, представляют собой не что иное, как заемные средства банка в виде вкладов до востребования. Причем данные заемные средства банк получает способом более легким и, как правило, более дешевым, по сравнению с поступлением заемных средств из других источников: вклады, депозиты, долговые ценные бумаги, межбанковские кредиты. И наконец, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов, помогают ему поддерживать свою ликвидность, т.е. обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Понятие расчётно-кассового обслуживания, его правовые и организационные основы в России…………………………………………….…...5
ГЛАВА 2. Виды счетов, открываемых в банках для проведения расчетов………………………………………………………………………………7
ГЛАВА 3. Порядок открытия счета………………...…………………..….11
ГЛАВА 4. Формы и способы безналичных расчетов.…………………….14
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

рко курс раб - копия2.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

1. Заявление об открытии счёта

2. Документ о  государственной регистрации юридического  лица в соответствии с действующим  законодательством (копия, заверенная  нотариально или органом, осуществляющим  государственную регистрацию).

3. Учредительные  документы (решение, распоряжение, постановление, приказ о создании, реорганизации юридического лица, Учредительный договор, Устав  или Положение), подтверждающие статус  юридического лица (копия, заверенная  нотариально или органом, осуществляющим государственную регистрацию).

4. Свидетельство  о постановке на учёт в налоговом  органе (подлинный экземпляр).

5. Карточка с  образцами подписей и оттиска  печати (2 экземпляра). Карточки должны  быть заверены вышестоящей организацией  или нотариально.

6. Документ, подтверждающий  полномочия должностных лиц на  распоряжение счётом. Этот документ  предоставляется только в случаях,  если в карточках с образцами  подписей нотариусом не заверены  полномочия должностных лиц.

       При  соответствии предоставленных документов предъявляемым к ним требованиям, банк открывает клиенту счет, присваивает этому счету персональный номер и заключает с клиентом договор на расчетно-кассовое обслуживание, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами (Приложение 1). Банк заключает Договор от имени Банка России с указанием учредительных документов (Устав Банка России, Положение об отделении) и доверенности, подтверждающей полномочия лица, подписывающего договор. Клиент указывает полное наименование организации в соответствии с учредительными документами. Сокращённая аббревиатура организации может быть указана только после её полного наименования в скобках. В отдельных случаях в Договор банковского счёта могут вноситься изменения и дополнения.

А так же в этом договоре банк и клиент согласовывают друг с другом конкретные условия обслуживания счета, порядок и сроки зачисления поступающих на счет денежных средств, порядок и сроки выполнения банком распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения иных операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента. Банк может использовать имеющиеся на счете клиента денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. [7]

После открытия счёта, завизированные главным бухгалтером  или его заместителем, карточки с  указанием на них порядка и  периодичности выписок по счёту (распорядителям счёта, по доверенности, через специальные абонентские ячейки: ежедневно, по мере совершения операций) передаются соответствующим работникам банка. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, организации или учреждения, которому открывается счёт, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем распоряжаться счётом. Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру и другим лицам, имеющим право второй подписи. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру. Если на предприятии вместо должности главного бухгалтера предусмотрена должность с иным наименованием (начальник финансового отдела, финансово-бухгалтерского управления), то клиент должен сделать отметку об этом на карточке. Если в карточке отсутствует подпись главного бухгалтера или лица, на которого возложены функции ведения бухгалтерского учёта, в банк представляется приказ по предприятию о возложении обязанностей по ведению учёта на руководителя лично или другого лица. По счетам организаций, в которых не предусмотрена должность главного бухгалтера, право второй подписи может быть предоставлено бухгалтеру или другому счётному работнику. При отсутствии в штате должностей счётных работников руководитель может предоставить право второй подписи другому должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта и составление отчётности. В этом случае на карточке должна быть сделана отметка о том, что в штате отсутствует счётный работник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. Формы и способы безналичных расчетов.

        Безналичные расчеты в Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом РФ (главы 45, 46), Положением о безналичных расчетах в РФ (утверждено письмом ЦБ РФ от 09.07.92 № 14), действующим в части, не противоречащей ГК РФ, а также указаниями, письмами и телеграммами Банка России.

        В соответствии с действующим законодательством допускаются следующие формы безналичных расчетов:

— расчеты платежными поручениями; 
— расчеты по инкассо; 
— расчеты по аккредитиву; 
— расчеты чеками; 
— расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В процессе осуществления  безналичных расчётов важное значение имеют принципы их организации, к основным из которых можно отнести следующие:

- Расчёты могут  проводиться через РКЦ ЦБ РФ, либо через клиринговые центры, или через корреспондентские  счета банков, открываемые друг  у друга на основе межбанковских  соглашений.

- Банк может  осуществлять списание средств  со счетов клиентов только  по распоряжению владельца счёта, за исключением случаев, установленных законодательством.

- Очерёдность  платежей со счёта определяется  клиентом по своему усмотрению, если иное не предусмотрено  законодательством.

- Клиент может  самостоятельно выбрать формы  расчётов и закрепить их в договорах между плательщиком и получателем.

- Взаимные претензии  по расчётам между плательщиком  и получателем средств разрешаются  сторонами в установленном порядке  без участия банка.

- Предусмотрена  ответственность банков за допущенные нарушения при выполнении расчётных операций.

 При подписании  договоров юридические и физические  лица вправе избирать и устанавливать  в договоре любую из вышеперечисленных  форм расчетов.

      Рассмотрим  специфику осуществления безналичных  расчетов по каждой из этих форм

       Платежное поручение — письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку оплатить указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств, за счет средств, находящихся на расчетном счете плательщика. Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной и используемой формой безналичных расчетов.

Платежное поручение  должно содержать следующие обязательные реквизиты:

— порядковый номер платежного поручения, дату его составления; 
— сумму денежных средств, перечисляемых по данному платежному поручению; 
— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)1, наименование плательщика и получателя денежных средств, а также их платежные реквизиты:

- номер банковского  счета; 
- наименование банка, в котором открыт данный счет; 
- корреспондентский счет и банковский идентификационный код (БИК) банка; 
— основание для осуществления платежа.

      Указанная  в платежном поручении дата  его составления имеет очень  большое значение, так как в  соответствии с действующим законодательством платежное поручение действительно и может быть предъявлено в банк в течение 10 дней с даты составления платежного поручения.

      Расчеты по инкассо — это форма проведения безналичных расчетов, когда клиент дает обслуживающему его банку поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа в пользу клиента.

       В  настоящее время расчеты по  инкассо осуществляются на основании  двух видов расчетных документов: инкассового поручения и платежного требования-поручения.

       И инкассовое  поручение, и платежное требование-поручение  представляют собой оформленное  требование кредитора (получателя  денежных средств) к должнику (плательщику) оплатить сумму  задолженности на основании направленных в обслуживающий плательщика банк документов. Однако эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и способом их исполнения.

       Для осуществления  платежа по платежному требованию-поручению  необходимо, чтобы плательщик акцептовал  его, т.е. дал согласие на его оплату. Поэтому при получении платежного требования-поручения банк, обслуживающий плательщика, должен предъявить это требование плательщику для получения акцепта. Если плательщик согласен оплатить платежное требование-поручение, он скрепляет документ подписями лиц, уполномоченными распоряжаться счетом в соответствии с банковской карточкой, и ставит на нем свою печать. После этого данное платежное требование-поручение оплачивается за счет денежных средств, находящихся на счете плательщика. При отказе плательщика в выдаче акцепта платежное требование-поручение с приложенными к нему документами возвращается кредитору (получателю денежных средств). Если плательщик соглашается оплатить платежное требование-поручение частично, то, помимо подписей и печати, он в графе «сумма к оплате» проставляет сумму, подлежащую списанию с его счета.

       В отличие от  платежного требования-поручения,  списание средств со счета  плательщика по инкассовому поручению  осуществляется в безакцептном  порядке, т.е. согласия плательщика не требуется, а он лишь уведомляется о проведенной процедуре. Но в силу такого порядка исполнения инкассовых поручений они могут выставляться только в строго определенных случаях. В соответствии с действующим законодательством инкассовые поручения могут быть выставлены налоговыми и таможенными органами, внебюджетными фондами, предприятиями связи, на основании исполнительного листа арбитражного суда, а также в случае, если безакцептное списание прямо предусмотрено договором между получателем и плательщиком. При этом к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления.

1. Возникают обязательства плательщика  перед получателем по оплате  определенной суммы денежных  средств (поставка товаров или  иных ценностей, оказание услуг, исполнительный лист арбитражного суда, неуплата налогов или таможенных сборов и т.д.).

2. Получатель денежных средств  составляет инкассовое поручение  (платежное требование-поручение)  и передает его в свой банк  с приложением необходимых документов.

3. Банк получателя передает все  полученные документы в банк  плательщика.

4. Банк плательщика уведомляет  плательщика о выставленных на  его счет расчетных документах  и передает их плательщику  (только для платежного требования-поручения).

5. Плательщик акцептует выставленные на его счет расчетные документы (только для платежного требования-поручения); банк плательщика списывает со счета плательщика сумму платежа.

6. Банк плательщика переводит  сумму платежа в банк получателя.

7. Банк получателя  зачисляет полученные средства  на счет получателя.

       Расчеты по аккредитиву.

       Аккредитив — это форма проведения безналичных расчетов, при которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, т.е. банк плательщика, именуется банком-эмитентом. Если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он называется исполняющим банком. Аккредитив является самой сложной и дорогой для клиента формой безналичных расчетов. Поэтому расчеты ими в нашей стране производятся крайне редко и используются чаще всего при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

     В соответствии  с российским законодательством  могут открываться следующие  виды аккредитивов:

— покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); 
— отзывные или безотзывные.

      Покрытым (депонированным) аккредитивом считается аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (со счета плательщика или в виде предоставленного ему кредита) в распоряжение банка — получателя денежных средств (исполняющего банка), который и должен проводить расчеты в соответствии с условиями аккредитива.

       Непокрытый (гарантированный) аккредитив представляет собой аккредитив, при котором исполняющему банку предоставляется право списать сумму аккредитива с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.

       Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств. Если в аккредитиве не указано, к какому виду он относится, то он является отзывным. Исполняющий банк обязан осуществлять платежи и иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не было получено уведомление об изменении условий аккредитива или о его аннулировании.

       Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя денежных средств по нему.

       Срок  действия и порядок расчетов  по аккредитиву устанавливаются  в договоре между плательщиком  и получателем денежных средств,  в котором также оговаривается  следующее:

1. Плательщик и получатель  денежных средств заключают между собой договор (купли-продажи или оказания услуг), расчеты по которому предусматриваются в форме аккредитива.

2. Плательщик предоставляет  в обслуживающий его банк (банк-эмитент)  заявление об открытии аккредитива,  на основании которого банк-эмитент списывает денежные средства, составляющие сумму аккредитива, со счета плательщика.

3. Банк-эмитент передает  исполняющему банку экземпляр  заявления об открытии аккредитива  и переводит ему сумму аккредитива.

4. Исполняющий банк  извещает получателя денежных  средств об открытии аккредитива в его пользу.

— наименование банка-эмитента; 
— вид аккредитива и способ его исполнения; 
— способ извещения получателя денежных средств об открытии аккредитива; 
— условия раскрытия аккредитива, т.е. полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем для получения денежных средств по аккредитиву; 
— сроки предоставления вышеуказанных документов.

Информация о работе Договор на рассчетно-кассовое обслуживание клиентов банка