Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:37, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-познакомиться с операциями, проводимыми банками в РБ;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ БАНКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ
ЭВОЛЮЦИИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Банки, их возникновение, закономерности функционирования 5
1.2.Изменение роли банков на различных
этапах эволюции рыночных систем 7
2.СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
2.1.Понятие банковской системы, ее уровни и элементы 10
2.2.Характеристика банковских систем
стран с развитой рыночной экономикой 12
2.3.Характеристика банковских систем
стран с трансформационной экономикой 20
3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1.Характеристика банковской системы в Республике Беларусь 26
3.2.Основные проблемы развития банковской
системы в Республике Беларусь 27
3.3.Перспективные направления развития
банковской системы Беларуси 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Структура активов
Структура пассивов
|
Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах на 1 января 2005 года
Наименование банка |
Рег. номер |
Дата |
Кол-во филиалов |
Адрес, |
1. Открытое акционерное общество |
20 |
03.09.91 |
132 |
220073, г.Минск, ул.Ольшевского, 24 |
2. Открытое акционерное общество |
25 |
28.12.91 |
56 |
220071, г.Минск, пр.Луначарского, 6 |
3. Открытое акционерное общество |
56 |
27.10.95 |
152 |
220050, г.Минск, ул.Мясникова, 32 |
4. Открытое акционерное общество |
807000028 |
03.09.01 |
50 |
220002, г.Минск, ул.Варвашени, 81 |
5. "Приорбанк" открытое акционерное общество |
12 |
12.07.91 |
20 |
220002, г.Минск, ул.В.Хоружей, 31а |
6. Открытое акционерное общество |
24 |
12.12.91 |
26 |
220050, г.Минск, ул.Мясникова, 32 |
7. Открытое акционерное общество |
5 |
15.05.91 |
2 |
220009, г.Минск, ул.Гамарника, 9/4 |
8. Открытое акционерное общество |
27 |
16.04.92 |
— |
220004, г.Минск, ул.М.Танка, 1а |
9. Открытое акционерное общество |
23 |
30.10.91 |
6 |
220126, г.Минск, ул.Мельникайте, 8 |
10. Cовместное белорусско— |
16 |
19.08.91 |
7 |
220121, г.Минск, ул.Притыцкого, 60/2 |
11. Закрытое акционерное общество |
34 |
29.12.93 |
2 |
220023, г.Минск, просп.Ф.Скорины, 95 |
12. Открытое акционерное общество |
18 |
26.08.91 |
— |
220012, г.Минск, ул.Сурганова, 28 |
13. "Aкционерный коммерческий банк МинскКомплексБанк" |
36 |
21.02.94 |
— |
220050, г.Минск, ул.Мясникова, 40 |
14. Закрытое акционерное общество |
37 |
22.02.94 |
2 |
220037, г.Минск, просп.Машерова, 23 корп.1 |
15. Закрытое акционерное общество |
38 |
14.03.94 |
5 |
220033, г.Минск, просп.Партизанский, 6а |
16. Открытое акционерное общество |
47 |
05.08.94 |
1 |
220002, г.Минск, ул.Кропоткина, 44 |
17. Открытое акционерное общество
банк |
50 |
05.10.94 |
2 |
220035, г.Минск, ул.Татарская, 3 |
18. Закрытое акционерное общество |
53 |
09.11.94 |
4 |
220035, г.Минск, ул.Игнатенко, 11 |
19. Закрытое акционерное общество |
57 |
07.10.96 |
5 |
220007, г.Минск, ул.Фабрициуса, 8 |
20. Закрытое акционерное общество |
58 |
28.01.99 |
1 |
220050, г.Минск, ул.Советская, 12 |
21. Унитарное предприятие |
807000002 |
07.04.00 |
— |
220002, г.Минск, ул.Коммунистическая,
49 |
22. Закрытое акционерное общество |
807000015 |
25.01.01 |
— |
220075, г.Минск, |
23. Закрытое акционерное общество |
807000030 |
27.09.01 |
— |
220075, г.Минск, промзона Шабаны, |
24. Открытое акционерное общество |
807000043 |
25.02.02 |
— |
220075, г.Минск, промзона Шабаны, |
25. Открытое акционерное общество "Лоробанк" |
807000056 |
10.07.02 |
— |
220075, г.Минск, промзона Шабаны, |
26. Закрытое акционерное общество |
807000071 |
25.07.02 |
— |
220123, г.Минск, ул.В.Хоружей, 20 |
27. Закрытое акционерное общество
Белорусско-Швейцарский Банк " |
807000069 |
07.10.02 |
1 |
220030, г.Минск, ул.Я.Купалы, 25 |
28. Открытое акционерное общество |
807000084 |
10.03.03 |
— |
220075, г.Минск, ул.Селицкого, 21, к.1. |
29. Закрытое акционерное общество |
807000097 |
22.07.03 |
– |
220029, г.Минск, ул.Красная,7 |
30. Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Ратон" |
807000107 |
26.09.2003 |
– |
246000, г.Гомель, |
ЗАО "Торгово-Промышленный Банк" присоединен к ОАО "Технобанк" 20.06.2003
С введением Банковского кодекса и принятием новых Правил регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, действующие банки обеспечивают выполнение экономического норматива по минимальному размеру собственного капитала в размере:
Кредиты являются основным направлением размещения собственных и привлеченных средств белорусских банков. По состоянию на 01.12.2003 года сумма кредитов клиентам (без межбанковских кредитов) составила по банковской системе 2093,7 млрд рублей, из которых 51,6% — кредиты, предоставленные в иностранной валюте.
За восемь месяцев 2003 г. банки страны получили прибыль в сумме 19,4 млрд рублей, использовали 2,4 млрд рублей. Рентабельность банков, измеренная как отношение прибыли к расходам, на 01.12.2003 составила 2,7%.
Объем привлеченных вкладов и депозитов физических лиц на 1 сентября 2003 г. составил 614,8 млрд рублей, прирост — 49,1% (при росте потребительских цен — 25,3%). В структуре привлеченных банками средств вклады и депозиты населения составляют 23,6%. Доля системообразующих банков в объеме привлеченных средств населения за 2003 г. увеличилась на 9,2% и составила 90,4%. [35, 19]
С учетом международных стандартов в области банковского надзора установлен ряд экономических нормативов, направленных на ограничение рисков банковской деятельности. В частности, повышены требования к собственному капиталу банка, привлекающего средства физических лиц — не менее 10 млн евро. Максимальный размер привлеченных банком средств физических лиц ограничен размером собственных средств (капитала) банка. Для поддержания банками средств в надежных активах в объеме, достаточном для выполнения своих обязательств перед физическими лицами, установлен норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с низким риском невозврата.
В настоящее время Национальным банком в соответствии с рекомендациями Базельского комитета установлены 4 основных норматива для коммерческих банков:
- минимальный размер уставного фонда;
- предельное соотношение между
размером собственных средств
(капитала) банка и суммой его
активов (достаточность
- нормативы ликвидности;
- максимальный размер риска на одного заемщика.
Нормативом минимального размера уставного капитала предусмотрено, что он должен быть не менее 2 млн. EURO для банков, учредителями которого являются резиденты, и 5 млн. EURO для совместных и иностранных банков.
Норматив достаточности
Норматив ликвидности банка. Представляет
собой отношение ликвидных
Максимальный риск на одного заемщика определен в размере 20% собственного капитала банка в первые два годы деятельности и 25% -- в последующие годы. Для юридических лиц - инсайдеров банка (связанных с банком) - соответственно, 15 и 20 процентов собственного капитала.
Кроме указанных основных нормативов существует довольно большое число обязательных и индикативных. К числу основных можно отнести норматив обязательного резервирования (16% по валютным депозитам и 19% -- по рублевым), ограничение покупки кредитов, векселей и депозитов, купленных в странах - не членах ОЭСР, 100% собственного капитала, ограничение на прием вкладов от физических лиц - 100% собственного капитала и т.д. Из индикативных следует выделить норматив прироста рублевых активов - 4% в месяц. [35, 21]
Общей, характерной чертой применения этих нормативов является то, что они более или менее последовательно контролируются Национальным банком в отношении средних и мелких банков и сопровождаются массой льгот в отношении "уполномоченных" банков. Особенно, когда это касается предоставления кредитов на жилищное строительство и АПК, нарушения максимального риска на одного заемщика при предоставлении ссуд крупным госпредприятиям, предоставления средств из фонда обязательного резервирования для поддержки ликвидности уполномоченных банков и т.п.
Следует также отметить, что в условиях инфляции, достигающей 350%, соблюдение указанных нормативов не является проблемой для большинства банков, т.к. все сомнительные кредиты быстро обесцениваются, а их отношение к собственному капиталу быстро снижается. Исключение составляют только инвалютные кредиты. Поэтому соблюдение основных нормативов превратилось для большинства банков в довольно формальную процедуру, которая к тому же легко корректируется в случае необходимости индивидуальными разрешениями Национального банка.
Из функционирующих в
На долю остальных 20 банков приходится менее 10-15% ресурсов и они играют второстепенную роль во внутреннем кредитно-расчетном обслуживании реального сектора экономики. Причем в анализируемом периоде под воздействием специфических регулирующих методов госорганов наблюдалась достаточно отчетливая тенденция к сокращению доли средних и мелких банков в ресурсной базе банковской системы страны. Учитывая же ничтожный удельный вес в суммарном собственном капитале страны большой группы банков (9), менее 1% каждого из них, можно предположить о том, что процесс концентрации банковского капитала и сокращения численности банков еще далек от завершения.
По состоянию на 1 декабря 2004 г. банковская система страны располагала ресурсами, в т.ч. в неденежной форме, на сумму немногим более полутора триллионов новых (деноминированных) рублей, что составляет всего лишь около четверти ожидаемого годового объема ВВП в текущих ценах. Очевидно, что, располагая столь ограниченными средствами, банковская система практически не могла нормально обслуживать расчетно-кассовый и кредитной процесс в реальном секторе.
Под влиянием постоянного понижения обменного курса белорусского рубля устойчивую тенденцию к снижению в ресурсной базе банков имели в валютном исчислении и сбережения населения (на 27%), которые не были компенсированы приростом средств на счетах юридических лиц на 16%.
Аналогичная картина и кредитами банков народному хозяйству. Номинально увеличившись за 4,5 года примерно в 51 раз, в валютном эквиваленте они сократились почти на 14%, хотя в рублевом выражении и с учетом инфляции имеется некоторый реальный прирост (48%). Вместе с тем, следует отметить, что при недостаточном приросте номинального объема кредитных вложений в экономику, сумма просроченных и сомнительных к погашению кредитов, особенно - валютных, выросла за анализируемый период по удельному весу в выданных кредитах почти в полтора раза и превышает все допустимые нормы.
В конечном итоге, можно констатировать,
что опережающее понижение
3.3.Перспективные направления развития банковской системы Беларуси
Ключевая проблема развития банковской системы Республики Беларусь, которая должна найти свое отражение в обновленном банковском законодательстве страны - это упорядочение ее государственного регулирования с учетом имеющегося опыта развитых стран, прежде всего опыта Германии.
В разные периоды экономического развития в каждой конкретной стране набор методов государственного регулирования деятельности банковских учреждений существенно различался и различается до сих пор. Тем не менее, их можно сгруппировать по следующим основным формам: