Инфляция и методы ее регулирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
- проведение анализа инфляционных процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике;
- выявление проблем снижения темпа российской инфляции;
- рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
- изучение прогноза инфляции в России.

Содержание

Введение 2
Глава №1 Понятие инфляции, ее сущность, факторы и последствия инфляции в РФ.
Виды инфляции и формы ее проявления. 5

Показатели измерения уровня инфляции. 7
Показатели измерения уровня инфляции. 12
Социально-экономические последствия инфляции. 15
Глава №2 Особенности инфляции в России.
2.1 Причины возникновения инфляции в России. 17
2.2 Проблемы удержания темпов инфляции в России. 23
Глава №3 Антиинфляционная политика государства.
3.1 Методы борьбы с инфляцией в РФ в 2011-2012 гг. 28
3.2 Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ. 35
3.3 3 Прогнозы инфляции на 2013-2015гг. 36
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 310.54 Кб (Скачать файл)

 С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что российское правительство в создавшейся ситуации делает правильные шаги. Нельзя наполнять экономику деньгами, если они все равно большей частью будут утекать либо в валютные активы внутри страны, либо за рубеж. Во-первых, правительство демонстрирует контроль над процентными ставками и инфляцией. Во-вторых, России необходимо укрепление надежности банковской системы, склонной к «коммерческому освоению» государственных средств.

 Оценка влияния фактора:  негативный в краткосрочном, позитивный в долгосрочном периоде.

 

1) Политика таргетирования инфляции. В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке, которые проводятся в дополнение к интервенциям на внутреннем валютном рынке, направленном на ограничение внутридневных колебаний стоимости бивалютной корзины. Банк России последовательно расширял коридор допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики рублевой стоимости бивалютной корзины.

2) Ослабление рубля. Датой  включения данного инструмента  в экономику можно считать  11 ноября 2008 г., когда председателем  ЦБ РФ было озвучено решение  о расширении валютного коридора  на 30 коп. Изначально было понятно,  что данное расширение вряд  ли будет последним. В результате за пять неполных месяцев, начиная с указанной даты, рубль по отношению к доллару подешевел на 40% – в начале марта 2009 г. доллар стоил уже более 36 руб., что весьма существенно по сравнению с уровнем начала сентября, когда его цена составляла 25,87 руб. Укрепление рубля в течение последних двух лет производилось с целью регулирования уровня инфляции, в результате чего валютный паритет не был естественным, и большинство аналитиков считают рубль переоцененным. Вынужденное «освобождение» национальной валюты пришлось на неспокойные времена, и этот факт не может не сыграть свою роль в дальнейшем развитии ситуации.

 Положительные факторы:  девальвация не будет сильной,  и ничего подобного тому, что  было в 1998 г., не произойдет. Девальвация  необходима для экономии золотовалютных  резервов, которые потребуются на  инвестиционные цели для ускорения  восстановления экономики в начальный  период роста. Кроме этого,  в  2013 г. с большой долей вероятности  цена на нефть начнет расти.  Вместе с общим ростом экономики  начнет укрепляться и рубль,  что окажет дополнительное положительное  воздействие на ожидания участников рынка.

 Ожидаемые и возможные  действия правительства:

1. Снижение экспортных  пошлин на нефть. Это движение  необходимо при условии сохраняющихся  относительно низких цен на  нефть, динамика которых обещает  быть столь же сдержанной еще  в течение долгого периода.  Государство будет вынуждено  пойти навстречу основной ВВП-образующей  отрасли, чтобы вывести ее на  уровень минимальной прибыли  в ожидании более благоприятных  времен.

2. Ослабление налоговой  нагрузки на экономику. От государства  ждут, в частности, снижения налога  на добавленную стоимость. Однако  этот шаг маловероятен в ближайшем будущем, так как таяние золотовалютных резервов вкупе с отсутствием доходов в бюджет от продажи нефти не позволит государству снизить и без того скромные бюджетные поступления. Среди возможных действий – послабления по налоговому контролю (налоговые каникулы) или снижение налога на прибыль, в том числе и НДФЛ. Однако такой ход приведет лишь к символическим преимуществам, поскольку в условиях кризиса прибыль участников рынка минимальна либо отрицательна. И только осенью, после того как «дно» будет пройдено, при условии постепенного роста цен на нефть, мероприятия по снижению НДС, возможно, будут частично осуществлены (снижение до уровня 15%). Это может стать мощным дополнительным трамплином для выхода российской экономики из кризиса.

3. Повышение бюджетных  зарплат и пенсий. Не исключено,  что в период кризиса это  будет осуществлено дважды. Первый  раз – весной, когда повышение  тарифов на услуги естественных  монополий и значительная безработица  вызовут наиболее сильную волну  беспокойства среди населения.  Второй раз это может произойти  в конце года. С одной стороны,  это будет инструментом более  смелого вливания денег в экономику  на фоне наметившегося роста,  а с другой – компенсацией  инфляции, которая во второй половине  года достигнет своего максимума.

4. Снижение резервной  ставки. Уровень ставки рефинансирования к концу года может снизиться до 9 – 10%. При соблюдении последовательной политики и благоприятном стечении внешних обстоятельств (в первую очередь увеличения цен на нефть) российская экономика начнет раскачиваться раньше остальных, и это снизит риск утечки капитала, а положительная разница между российскими ставками и ставками других стран должна начать заново привлекать иностранный капитал в нашу страну.

5. Применение других инструментов  повышения ликвидности, в том  числе эмитирование денежных знаков. Эти действия также будут предприниматься во второй половине 2009 г. В этот период инфляция будет признана как меньшее из зол, производство начнет медленно расти, правительство перестанет опасаться наполнять экономику ликвидностью.

 В 2012 г. ожидался  существенный рост инфляции. Недостаток  денежной массы в первом полугодии  должен был  оказать сдерживающее  воздействие на рост цен, которые   вели себя как в годы, непосредственно  предшествовавшие кризису. Зато  во втором полугодии, когда  участники рынка активизировались  бы и пустили бы часть своих  сбережений в оборот, увеличивая  объемы производства, набирая персонал  и индексируя заметно «похудевшие»  зарплаты, дальнейший рост цен  продолжился. По итогам года  инфляция была возможна на уровне 15,2 – 15,7%.

Табл. №3

Структура роста потребительских  цен (в % к декабрю предыдущего года)

 

Прирост цен

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Индекс потребительских цен (ИПЦ)

8,8

8,8

6,5-7

5-6

4,5-5,5

4-5

Продовольственные товары

           

из них без учета плодоовощной продукции

6,9

9,4

6,5-7

5-6

5-5,2

4,5

Непродовольственные товары

9,7

5,0

6

5,1

5,9

5,2

Платные услуги населению

6

8,1

9,3-9,5

6,8-7

7,1-7,3

6,6-6,8

услуги организаций ЖКХ

20,6

6,9

10,3

9

5,6

4,1

прочие услуги

7,8

5,5

7,9-8,1

6,1-6,3

6-6,2

5,1-5,3


Влияние факторов, действующих  со стороны инфляции издержек, также  заметно ослабло к началу второго  полугодия. Так, в результате принятых мер в конце первого полугодия 2011 г. конечные цены на электроэнергию для всех категорий потребителей, кроме населения, упали на 13,7% (после  скачка цен в начале года на 17 процентов). Рост цен на горюче-смазочные материалы  сохраняется более умеренным  относительно динамики цен мирового рынка в связи с принятыми  мерами, направленными на преодоление  дефицита на внутреннем рынке (введение с мая повышенных экспортных пошлин). Прогнозируется, что до конца года потенциал повышения цен на нефтепродукты  будет уменьшаться в связи  с возможным снижением мировых  цен на нефть.

Определенные риски могут  быть связаны с высоким ростом цен на топливо в 2011 году (на 17-20% в  годовом исчислении на уголь и  мазут), что может сказаться на темпах инфляции в период отопительного  сезона конца текущего года и начала 2012 года. Вместе с тем, в начале 2012 года этот рост будет амортизирован  за счет переноса срока индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электро- и тепловая энергия) на середину года. В результате рост тарифов  на услуги организаций ЖКХ в 2012 году снизится до 4,9% в среднем за год  к предыдущему году (в 2011 году - более 12%), а инфляция в целом - на 0,3 процентных пункта. В 2012 - 2014 гг. инфляция будет  постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, что также должно ослабить рост цен на сельскохозяйственные товары. В 2012 году инфляция замедлится до 5-6%, а к 2014 году до 4-5%, в связи  с сохранением относительно умеренного роста потребительского спроса.

Значительные инфляционные риски могут быть связаны с  неопределенностью изменений внешних  условий. Так в негативном варианте развития мировой экономики и  варианте возобновления мировой рецессии (варианты А и А2) уровень инфляции может возрасти на 2-2,5 процентных пункта и вернуться к двухзначным значениям в результате существенного ослабления обменного курса. В случае продолжения роста мировых цен на нефть и другое сырье (вариант С), могут возникнуть риски импортируемой инфляции, связанные с ростом цен на бензин, зерно и другие продовольственные товары.

В 2013-2014 гг. может усилиться  давление инфляции издержек в связи  с прогнозируемым опережающим ростом цен (тарифов) на газ и нефть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Пути совершенствования  антиинфляционной политики в  РФ.

Пути совершенствования  антиинфляционной политики Российской Федерации следующие:

- снижение ставок таможенных  пошлин;

- изменения в налоговой  политике (снижение страховых взносов  в ПФ);

- регулирование тарифов  естественных монополий (в пределах  инфляции предыдущего года). При  инфляции ниже 7% стоит увеличивать  тарифы на ту же величину, скорректированную  на 1%-2% сверху. В противном случае  основные отрасли будут терять  инвестиционную привлекательность;

- ужесточение контроля  над ценами;

- дотирование и возмещение  расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

- создание финансового  фонда для регулирования ценовой  ситуации на продовольственном  рынке в стране (рост цен на  зерно - существенный фактор риска  повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на  рынке зерна оказывает определяющее  значение на ситуацию на продовольственном  рынке в целом).;

 - в планах принятие закона "о торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);

- ужесточение антимонопольного  законодательства (введение уголовной  ответственности за сговоры, ограничивающие  конкуренцию, так называемые картели);

- для стабилизации цен  на бензин и ГСМ предлагается  согласование планов нефтяных  компаний по ремонту НПЗ с  профильными ведомствами; сезонное  резервирование топлива; закрепление  нормы по поставкам нефтепродуктов  на внутренний рынок в лицензиях  на месторождения с запасами  от 5 млн. Тонн нефти; выравнивание  пошлин на сырую нефть и  темные нефтепродукты.

- введение социальной  нормы потребления коммунальных  ресурсов: в пределах этой нормы  цены будут зафиксированы, превышение  же нормы будет тарифицироваться  по более высоким ценам;

- перераспределение большей  части продовольственной продукции  на внутренний рынок. Предлагается  создание новой модели распределения  продовольственной продукции:

 а) насыщение внутреннего  рынка;

 б) создание резерва  на предстоящий период;

 в) продажа на внешние  рынки.

 

 

3.3 Прогнозы инфляции на 2013-2015гг

Инфляция 2012, 2013 г.г. в России составит 4,8%. Министерство экономического развития прогнозирует умеренное замедление инфляции с 5-6% в 2012 г. до 4-5% в 2014-2015 гг., говорится в сценарных условиях развития экономики на 2012-2015 гг. Данный документ был одобрен правительством в конце апреля.

 Данная динамика соответствует  предыдущей версии прогноза министерства. При этом понижена оценка среднегодового  роста цен в 2012 г. с 5,3% до 4,8% и повышена оценка 2013 г. с 5,9% до 6,2%.

 Стоит отметить также,  что ответственность бухгалтеров  за ошибки была рассмотрена  Президентом Российской Федерации.  По поручению президента России  правительство должно представить  к 1 сентября предложения о  непривлечении к ответственности бухгалтеров, допустивших ошибки, если они исправлены добровольно и вовремя.

Министерство финансов России 18 сентября опубликовало на своем сайте  проект федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Как говорится в документе, в следующем году дефицит бюджета  ожидается на уровне 521,4 миллиарда  рублей, или около 0,8 процента прогнозируемого  ВВП (66,515 триллиона рублей). Объем  государственного внутреннего долга  России на 1 января 2014 года должен составить 6,569 триллиона рублей, а внешнего долга - 66,2 миллиарда долларов.

Информация о работе Инфляция и методы ее регулирования в РФ