Контрольная работа по "Банковское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Доказать возможность/невозможность существования банковского права как отрасли права
2. Правовое положение национальных (центральных) банков в различных государствах (на примере США, Японии, Австрии)
3. Юридическим лицом какого вида считается Центробанк Российской Федерации?
4. Система обязательных нормативов расчетных небанковских кредитных организаций
5. Понятие кредитной истории. Содержание кредитной истории юридического лица. Порядок направления запросов и получения информации из центрального каталога кредитных историй субъектом кредитных историй – юридическим лицом посредством обращения в кредитную организацию

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная - банковское право..doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

1. Доказать возможность/невозможность  существования банковского права  как отрасли права

2. Правовое положение национальных (центральных) банков в различных  государствах (на примере США,  Японии, Австрии)

3. Юридическим лицом какого вида  считается Центробанк Российской Федерации?

4. Система обязательных нормативов  расчетных небанковских кредитных  организаций 

5. Понятие кредитной истории.  Содержание кредитной истории  юридического лица. Порядок направления  запросов и получения информации  из центрального каталога кредитных историй субъектом кредитных историй – юридическим лицом посредством обращения в кредитную организацию

6. Приложения:

Справка о подтверждающих документах

Справка о поступлении валюты Российской Федерации

Справка о валютных операциях

Список используемой литературы

 

1. Доказать возможность/невозможность существования банковского права как отрасли права  

 

Как в конце прошлого столетия, так и в настоящее время, существует множество различных мнений относительно понятия банковского права и его места в системе российского права.

Так, например, Л.Г. Ефимов в начале девяностых годов писал: общественные отношения, которые регулируются нормами  банковского права, еще не являются настолько своеобразными, чтобы  смогли составить предмет отдельной  отрасли права. [20].

И.С. Гуревич полагал, что банковское право - это подотрасль финансового права, т.е. как совокупность родственных институтов данной отрасли права, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления банковских операций, направленных на обеспечение хозяйственной деятельности организаций и обслуживание граждан [16]. И.А. Танчук рассматривал кредитные правоотношения как часть хозяйственного права, включая кредитные обязательства в группу хозяйственных обязательств по передаче имущества во владение, пользование, распоряжение с условием возврата равноценного имущества [9]. А также по мнению М.Л. Когана, отношения, в которых участвуют банки, являются хозяйственно-правовыми [23].

Г.А. Ухтуев, в тот же период считал, что банковское право представляет собой комплексный институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского и торгового права, регулирующие организацию банковской деятельности и осуществление банковских сделок, имущественные отношения, складывающиеся между банком и клиентурой [31].

Н.В. Сапожников в своей работе делает вывод о принадлежности  банковского права к хозяйственному праву.

Л.Г. Ефимова полагала, что банковская деятельность, будучи комплексной и системной регулируется нормами различных отраслей права, главным образом финансового, гражданского, хозяйственного и административного [21], а следовательно банковское право можно считать комплексным, межотраслевым правовым институтом.

В свою очередь Тосунян Г.Л. [30], в тот же период указывал, что банковское право представляет собой комплексную отрасль законодательства, постепенно перерастающую в отрасль права.

Таким образом, можно сказать, что в советский и постсоветский периоды банковское право рассматривалось как подотрасль либо институт финансового права.

С началом экономической реформы и обусловленными ею качественными изменениями законодательства резко изменилось соотношение норм публичного и частного права, регулирующих банковскую деятельность, в пользу последнего. При этом не исчезло и не могло исчезнуть административно-правовое регулирование деятельности кредитных организаций, хотя его содержание и характер претерпели существенные изменения. Такие перемены поставили в повестку дня обусловленный настоятельной практической потребностью вопрос о выделении банковского права в самостоятельную комплексную отрасль [13].

Так, ряд таких авторов как  Тосунян Г.А. Викулин А.Ю. и Экмалян  А.М. полагают, и с их мнением я  полностью согласна, что банковское право как комплексная отрасль  права — это не механическое объединение норм основных отраслей права, а качественно новое, юридически целостное правовое образование. Банковское право объективно консолидирует по одному предметному, тематическому и целевому признаку юридически неоднородный (в смысле отраслевой принадлежности) материал, объединение которого осуществляется путем обогащения его содержания, введения новых специфических системных обобщений, выработки качественно новых понятий, положений и в связи с этим существенного развития юридической терминологии.

Также они указывают, что банковское право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств:

1. Наличие общественной потребности  и государственного интереса  в самостоятельном правовом регулировании  такой отрасли, обусловленное особой значимостью банковской системы для осуществления и успешного завершения экономической реформы.

2. Наличие самостоятельного предмета  правового регулирования, обусловленное  четким выделением специфики  регулируемых данной отраслью  общественных отношений.

3. Потребность в особом методе  правового регулирования.

4. Наличие либо потребность в  особых (специальных) источниках  права.

5. Конституционное и (или) законодательное  закрепление принципов данной  отрасли права.

6. Наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.

Из данных утверждений они делают вывод, что банковское право как отрасль российского права представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы Российской Федерации, в том числе в процессе регулирования банковской деятельности со стороны Банка России и других органов государственной власти, а также союзов и ассоциаций кредитных организаций.

Таким образом, банковское право как комплексная отрасль права — это не механическое объединение норм основных отраслей права, а качественно новое, юридически целостное правовое образование.

Банковское право объективно консолидирует  по одному предметному, тематическому и целевому признаку юридически неоднородный (в смысле отраслевой принадлежности) материал, объединение которого осуществляется путем обогащения его содержания, введения новых специфических системных обобщений, выработки качественно новых понятий, положений и в связи с этим существенного развития юридической терминологии.

А по мнению Братко А.Г., банковское право - это самостоятельная отрасль права. Она состоит из правовых норм, регулирующих банковские отношения в сфере банковской системы и банковской деятельности. Также представляет интерес его мнение, что банковское право - это своеобразная надстройка над гражданским правом. В доказательство к этому они приводит пример: кредитный договор предусмотрен Гражданским кодексом РФ. Однако все то, что относится к управлению пассивными и активными операциями банка и связанными с этим рисками, регулируется банковскими законам и нормативными актами Банка России. Во взаимоотношениях с клиентом кредитная организация руководствуется ГК РФ, и на этой основе возникает соответствующее гражданско-правовое отношение (горизонтальное). Но при этом возникает и правоотношение между кредитной организацией и Банком России (вертикальное). Ведь кредитная организация помимо ГК РФ должна еще соблюдать ряд нормативных актов, которые установлены Банком России. Эти нормативные акты обязательны только для кредитной организации [31].

Таким образом с уверенностью можно  утверждать, что на сегодняшний день банковское право сформировалось как  самостоятельная отрасль права, которая имеет свой, четко очерченный предмет и свой метод правового регулирования. И на мой взгляд, вопрос о возможности или невозможности существования банковского права как отрасли права, не актуален.

В подтверждение этому Братко А.Г. указывает, что банковское право - это форма проявления денежной власти. А денежная власть - это часть гражданского общества. Ведь основа гражданского общества, - собственность [10].

 

 

2. Правовое положение национальных (центральных) банков в различных  государствах (на примере США,  Японии, Австрии)

 

Опыт развития банковских систем большинства  современных стран с высоким  уровнем организации банковской инфраструктуры показал, что ни одна из них не прошла этап появления  банков с особыми организаторскими функциями, которые так или иначе  наделяются государством рядом дополнительных полномочий. Такие банки получили название центральных или национальных банков соответствующих государств [14].

В качестве Центрального банка в  США выступает Федеральная резервная  система (ФРС), которая была основана 23 декабря 1913 года. Так, в 1913 году в США был принят Закон о Федеральном резерве. Главной его целью определялось создание банков Федерального резерва, которые бы обеспечивали устойчивость денежной системы, получение средств переучета ценных бумаг, а также и создание более эффективного надзора за банковским делом в Соединенных Штатах [11]. Все национальные банки должны были вступить в Федеральную резервную систему. Федеральная резервная система в значительной мере отличалась от центральных банков европейских стран. Прежде всего, – своей организацией. В ее состав входили двенадцать региональных федеральных резервных банков. За этими банками были закреплены определенные федеральные резервные территории.

В августе 1935 г. был принят закон, внесший  некоторые организационные изменения в ФРС. Смысл этого закона заключался прежде всего в дальнейшей централизации банковской системы США – Все штатные банки с депозитами не менее 1 млн долл. были обязаны в определенный срок вступить в члены ФРС; права центральных органов ФРС были значительно расширены: во главе ФРС был поставлен Совет управляющих (в составе 7 членов, назначаемых президентом США на 14 лет), которому дано право определять учетные ставки федеральных резервных банков, изменять нормы обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные резервными банками советы директоров. Был создан также особый Комитет по операциям на открытом рынке, причем все федеральные резервные банки должны следовать его указаниям при проведении своих операций на открытом рынке.

На сегодняшний день, Федеральная  резервная система США – это  независимый центральный банк, который  ответствен перед Конгрессом. Это  довольно сложная по своей структуре  организация, основными составляющими  которой являются Совет управляющих ФРС, Комитет по операциям на открытом рынке ФРС (Совет управляющих и президенты пяти резервных банков) и федеральные резервные банки (12 районов).

В организацию ФРС входят Совещательный совет по вопросам интересов потребителей, Федеральный совещательный совет и Совещательный совет по сберегательным учреждениям [11]. Поэтому, во-первых, Федеральная резервная система представляет достаточно широкий круг социальных интересов, а во-вторых, она проявляет заботу не только о банках и других кредитных организациях, но и о потребителях банковских услуг.

Совет управляющих  формирует денежно-кредитную политику и обладает широкими регулирующими  и контролирующими полномочиями. Он осуществляет функции в сфере  национального платежного механизма и федерального регулирования потребительского кредита. Назначает президентов и первых вице-президентов в федеральных резервных банках. Осуществляет регулирующую и контролирующую функции по отношению к банкам – членам ФРС, а также к банковским холдинговым компаниям. Кроме того, Совет управляющих контролирует и регулирует банковские объединения и международные банковские образования в США, зарубежную деятельность банков – членов ФРС, деятельность филиалов и представительств иностранных кредитных организаций в США. Совет управляющих играет главную роль в обеспечении развития платежной системы. Он устанавливает пределы использования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг. Совет управляющих обеспечивает выполнение основных федеральных законов, регулирующих кредитование потребителей. Это, в частности, Закон о частном кредитовании, Закон о равных кредитных возможностях, Закон об открытой информации по жилищным ипотекам [11].

Центральный Банк Японии был основан в 1882 году. Банк решает задачи поддержания стабильности финансовой системы страны и ее устойчивого экономического развития. Банковская система Японии, несмотря на свою молодость в сравнении с американской и европейской, характеризуется довольно высоким уровнем развития. Банкам здесь отведена роль осевой структуры во всех финансово-промышленных группах, кроме того, они еще и объединяют вокруг себя некоторые компании. Роль государства в регулировании и контроле за банковским сектором довольно сильна. 

Банковская система  Японии, которую можно назвать  современной, появилась после Второй мировой войны. Построена она по американскому образцу. В Японии находятся банки, которые можно смело отнести к ведущим мировым банкам. Мощнейшие финансово-промышленные группы, главами которых являются японские банки, осуществляют огромные финансовые инвестиции в странах Азии, Западной Европы, Австралии, в США. 

Банковская система  в рыночной экономике этой страны играет большую роль. Она представлена двумя звеньями. Первое - Центральный  банк, второе звено - коммерческие банки, имеются в виду региональные банки, городские банки, трастовые банки, филиалы иностранных банков и новые типы банков. Центральный банк еще называют Банком Японии, его статус и функции были определены законом еще в 1942 году. Этот закон впоследствии модернизировался два раза, последний - в 1998 году. По статусу Банк Японии - акционерная компания. Одна из главных задач Банка – регулирование денежного обращения в стране.

Информация о работе Контрольная работа по "Банковское право"