Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа
Цель и задачи исследования. поставлена цель изучить методические основы организации банковского кредитования реального сектора региональной экономики и определить необходимые для стабильного развития региона кредитные возможности коммерческих банков.
Теоретической и методической основой исследования послужили научные положения, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области организации кредитных отношений в различных отраслях экономики. Исследование проводилось на основе сбора, обработки и анализа количественной информации коммерческих банков, и связанных с ними предприятий и отраслей экономики. Она включает законы, кодексы, инструкции и другие нормативные документы, данные балансов и финансовых отчетов коммерческих банков, предприятий и организаций, опубликованных в периодической печати.5
Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Развитие региональной экономики и оценка её кредитных потребностей. ……………………………………………………………………..
1.1. Реальной сектор региональной экономики и его кредитные потребности
1.2. Государственная политика активизации кредитования реального сектора экономики. …………………………………………………………………………
1.3. Кредитная ПОЛИТИКА Банков И стимулирование кредитных Вложений в реальную экономику ……………………………………………………………
ГЛАВА II. Кредитование коммерческими банков в развитии экономики Сибири ……………………………………………………………..
2.1. Особенности современной системы кредитования Сибири
2.2. Роль банковской системы России в обеспечении экономического роста.
2.3. Ресурсные возможности региональных банков для осуществления кредитных вложений в экономику………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………….
В стратегии «Сибирь—2030» подчеркивается, что центром внимания должны стать реальный сектор экономики, его оздоровление и рост. При этом отмечается, что ориентирами при построении промышленной политики государства являются легкая и пищевая промышленность, нефтегазовая, энергетическая промышленность, химическая и нефтехимическая, отдельные подотрасли машиностроения, конечных наукоемких производств.
В этих целях необходимо создание условий для повышения эффективности рыночных механизмов и инструментов и их целенаправленного воздействия на основные параметры реального сектора экономики, сведения к минимуму возможных угроз экономической безопасности со стороны кредитной сферы. В рамках решения данной проблемы основными являются, на наш взгляд, следующие задачи: •
формирование стратегии и мер по обеспечению согласования материально-вещественной структуры и финансовых аспектов развития экономики республики; •
создание соответствующих условий повышения кредитоспособности предприятий реального сектора экономики с учетом многообразия форм собственности; •
корректировка банковской политики в части ее переориентации на стимулирование кредитования производства.
Решение первой задачи предполагает комплекс мер, направлен-
Диспропорций между
Для практической реализации этой задачи представляются необходимыми: повышение экспортных пошлин на энергоносители; активизация работы по заключению ценовых договоров между производителями и потребителями энергоресурсов; государственное регулирование цен на энергоносители, сокращение ставок за пользование энергоносителями.
Думается, что при реализации данной схемы неизбежно произойдет увеличение денежной массы, но не вообще, а в реальном секторе экономики, что в свою очередь позволит увеличить оборотный капитал предприятий-потребителей, которые смогут купить больше ресурсов, произвести продукции в большем объеме. Таким образом, данная схема предполагает, что предприятия смогут снизить издержки и тем самым выпустить продукцию по сниженным ценам. Другими словами, дефляция издержек обеспечивает возможности получения дополнительной прибыли и, следовательно, рост номинальной рентабельности, что является главным условием сближения доходности финансового и реального секторов экономики.
Решение последующих двух задач обусловливает необходимость реструктуризации кредитов в экономику в аспекте восстановления оборотного капитала в отраслях реальной экономики и наращивания инвестиций в основной производственный капитал. В этих целях необходимо:
+ во-первых, ограничить привлечение «свободных» денежных ресурсов коммерческих банков, предприятий и населения на цели покрытия бюджетного дефицита. Это потребует, прежде всего, уточнения приоритетов в финансово-кредитной политике, связанной с усилением роли кредитования производства по сравнению с проблемами исполнения бюджета. Одной из мер в этом направлении является стимулирование процесса приобретения банками акций промышленных предприятий;
+ во-вторых, активизировать различные формы льготного кредитования инвестиционных проектов. Для решения этой задачи, возможно, следует модернизировать политику обязательного резервирования, сократив его ставки с тем, чтобы эти средства под льготные проценты направлялись на цели инвестирования. Для стимулирования выдачи долгосрочных ссуд производству можно ввести льготное налогообложение прибыли банков. Целесообразно и льготное рефинансирование коммерческих банков под инвестиционные проекты, относящиеся к приоритетным направлениям развития экономики.
Непривлекательность кредитных проектов в сфере реального сек тора экономики для банков второго уровня обусловлена, по нашему мнению, следующими факторами: •
потерей кредитоспособности большинством производственных предприятий; •
неэффективностью и высоким кредитным риском; •
циркуляцией в обороте низколиквидных псевдоденег и ростом дебиторско-кредиторской задолженности субъектов рынка и т.д.
В этой связи необходимо осуществление ряда мер в области ценообразования, налоговой политики, организационно-структурной перестройки, информационно-аналитического обеспечения и т.д.
В аспекте организационной структуры
кредитной сферы актуальным является
создание организационно-
структурная перестройка собственно банковской системы путем укрепления коммерческих банков; •
целенаправленное стимулирование Национальным банком направления кратко-, средне- и особенно долгосрочных кредитных вложений коммерческих банков в реальный сектор экономики.
Таким образом, активизация реального сектора экономики могла бы стать существенным фактором решения целого ряда актуальнейших проблем казахстанской экономики. И немаловажным является то, что именно способностью банковской системы наращивать кредитование предприятий реального сектора экономики в решающей степени определяются возможности гибкого «неэмиссионного» расширения денежной массы.
1.3. Кредитная ПОЛИТИКА Банков И стимулирование кредитных Вложений в реальную экономику
Кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк (ЦБ), как правило, по двум направлениям: проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя; проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:
официальная учетная ставка;
обязательные резервы;
операции на открытом рынке;
надзор;
контроль за рынком капиталов;
количественные ограничения;
валютные инвестиции;
установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (тарифирование);
нормы инвестирования в государственные ценные бумаги.
Добившись снижения инфляции, ЦБ не решил главной проблемы страны - обеспечить экономический рост. На результативность денежно-кредитной политики оказали влияние множество других факторов, находящихся за пределами денежного механизма. Реальная борьба с инфляцией может привести к положительным результатам, если ведется не в отрыве от других макроэкономических проблем. Невозможность на практике реализовать идеи монитаристов связана с тем фактом, что современный рынок не в состоянии самостоятельно, без внешнего воздействия, обеспечить общее равновесие. Тем более это нереально в условиях России, где велика роль монополий и олигополий. Денежно-кредитная политика должна опираться на достижения современной науки и мировой практики. Правительству следует отказаться от догм монетаризма. В современных условиях необходим рыночный механизм с активным участием государства.
Подавление инфляции не привело к ликвидации ее славной причины - бюджетного дефицита. Для России характерна инфляция издержек, скрытой формой которой являются очень низкая рентабельность производства и рост неплатежей. Произошла подмена: инфляция конвертировалась в государственную задолженность и неплатежи, т.е. сохранилась, но в другой форме.
Фактически российский рынок капиталов не выполняет свою важнейшую функцию - превращение сбережений физических и юридических лиц в инвестиции. Происходит вытеснение частных капиталовложений государственными ценными бумагами, поскольку они являются более выгодными. И хотя к началу 1997 года ежемесячный реальный ссудный процент (номинальный процент без прироста цен) достиг 1%, увеличения долгосрочного кредитования не произошло, поскольку другие операции банков оставались более выгодными и менее рискованными в условиях господства неплатежей. Неплатежи - это не только и даже не столько задолженность государства работникам и пенсионерам, а прежде всего взаимная задолженность предприятий и их задолженность государству. В ноябре 1996 года в общей структуре задолженности, долги государства составлял 4,7%, а долги предприятий государству и друг другу - 84,5%. К этому необходимо добавить долги предприятий банкам и своим работникам (Russian Economic Trends 1997 March).3
Однако покрывать возросший бюджетный дефицит за счет дальнейшего выпуска Государственной Краткосрочной Облигации (КТО) становится опасным, поскольку эта пирамида может рухнуть. Не лучшим выходом является поступление валюты из за рубежа. Как известно, новые выпуски ГКО и зарубежные кредиты требуют увеличения денежной массы, т.е. влияют на уровень инфляции. Фактически ГКО и зарубежные займы не могут обеспечить подъем экономики. Поэтому единственным выходом из создавшейся ситуации является решение проблемы неплатежей. Здесь необходимы совместные усилия государства и банков. Однако это потребует создания новых, более эффективных организационных структур и повышения финансовой ответственности. Низкая платежная дисциплина, ненадежность клиентуры, лавинообразный рост невыполняемых денежных обязательств тормозят развитие долгосрочного кредитования со сторон банков. Последние концентрируют свое внимание на финансировании интересных и перспективных проектах, причем в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ). Необходимо ускорить процесс создания конгломеративных объединений.
Современная экономическая наука предлагает проведение несколько иной денежно-кредитной политики. Правительству следовало бы учесть и мировой опыт. Накануне кризиса 1929-1933 годов. Федеральная резервная система США, чтобы снизить цены и улучшить экономическую ситуацию в стране, начала проводить политику сокращения государственных расходов и сжатия денежной массы. В результате произошло абсолютное снижение цен, но был спровоцирован самый глубокий экономический кризис за всю историю капитализма. В последующем американские президенты в условиях спада производства проводили политику не сокращения государственных расходов, а увеличения их и уменьшения налогов. Дело в том, что в условиях экономического кризиса бюджетный дефицит является нормальным явлением и помогает бороться с падением производства. Однако здесь необходима высокая точность и высокая квалификация работников, приводящих в жизнь, стимулирующую бюджетную политику. Увеличение государственных расходов неизбежно ведет к росту денежного спроса. Чтобы не произошел скачок инфляции следует соблюдать некоторые условия.
Прежде всего, не следует резко повышать государственные расходы, чтобы дать возможность производителям и продавцам своевременно увеличить предложение товаров, т.е. должно быть обеспечено своевременное товарное покрытие увеличившейся денежной массы. Причем расходы государства должны возрастать по линии закупок материалоемкой продукции, чтобы добиться кратного роста производства. Например, закупки государством самолетов вызовет целую цепочку новых заказов предприятием смежных производств, увеличит спрос на потребительские товары, повысит прибыльность предприятий и создаст возможность реконструкции предприятий и появления новой цепочки заказов и т.д. Кратное увеличение производства означает соответствующий рост доходов, как предприятий, так и населения. Произойдет определенное повышение совокупного спроса и расширение налоговой базы, что, соответственно, увеличит налоговые поступления в бюджет. Даже закупки военной техники стимулировало бы оживление рыночной конъюнктуры.
Выводы:
Ни денежный рынок, ни рынок ценных бумаг не в состоянии обеспечить доступ российских предприятий к финансовым ресурсам.
На фоне низкой платежеспособности предприятий даже значительное снижение доходности государственных ценных бумаг ставит их в привилегированное положение по сравнению с корпоративными облигациями.
На российском фондовом рынке появились государственные ценные бумаги, которые являются одновременно и высокодоходными, и высоколиквидными, и надежными. Большинство их являются краткосрочными и среднесрочными.
Россия накопила в основном отрицательный опыт деятельности различных инвестиционных компаний. Население в свое время доверило свои приватизационные чеки различным инвестиционным фондам в надежде, что последние вложат из в прибыльные предприятия. Однако их надежды не оправдались. Потребуется значительное время, чтобы переубедить обманутых вкладчиков доверять финансовым учреждениям и государству. И в настоящее время сохраняется опасность появления на фондовом рынке некачественных ценных бумаг в целях осуществления финансовых махинаций.
Информация о работе Кредитование коммерческими банков в развитии экономики Сибири