Малый и средний бизнес в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной научной работы является изучение и анализ кредитования МСБ, возникающие при этом проблемы, а так же перспективы развития.
В силу поставленной цели намечены главные задачи:
Рассмотреть роль МСБ в развитии экономики государства;
ознакомиться с международным опытом поддержки МСБ, а так же в Казахстане;
проанализировать кредитование МСБ в Акмолинской области;
на основе анализа и изучения материала выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию кредитования МСБ.

Вложенные файлы: 1 файл

мсб дипломка.doc

— 871.00 Кб (Скачать файл)

Комбинированный (экономический) подход основан на выделении таких признаков, как небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара; правовая независимость — собственник сам контролирует свой бизнес; персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвует во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений.

Для различных целей и задач правомерно использование разных подходов. В экономической литературе и на практике малое предпринимательство выделяется преимущественно на основе количественных показателей.

Малое предпринимательство — наиболее гибкая форма деловой жизни. Именно в этом секторе экономики создается основная масса идей, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса; тем самым крупное производство дополняется возможностями малого предпринимательства. Являясь производителями и потребителями товаров, малые предприятия (МП) имеют возможность чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

С другой стороны, малое предпринимательство в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры. Поэтому возникает необходимость выравнивания различия в объективных возможностях крупных и мелких предприятий путем соответствующих регуляторов.

МП вынуждены вести конкурентную, борьбу за свои рынки с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это обусловливает потребность малого предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения государством протекционистской экономической политики и формирования, определенных правил рыночных отношений, компенсирующих малому предпринимательству недостатки по сравнению с крупным бизнесом. Государство заинтересовано в поддержке малого предпринимательства как потенциального гаранта стабильности. В условиях перехода к рыночной экономике малое предпринимательство заслуживает особой поддержки, исходя из его роли в преобразовании общества. В условиях Казахстана создание и развитие сектора малого предпринимательства могут стать основой социальной и производственной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рынку. При этом государство в ответ на поддержку получает возможность формирования среднего класса, способного самостоятельно обеспечить собственное благосостояние и достойный уровень жизни, снимая определенную долю бремени социальной защиты. Кроме того, деятельность в сфере малого бизнеса  достаточно эффективная форма пополнения бюджета страны.

Существенно и то, что неизбежная реструктуризация экономики объективно ведет к тому, что все большее число граждан вынуждено заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. В этих условиях поддержка со стороны государства неизбежна и разумна, так как сектор малого предпринимательства будет создавать новые рабочие места, обеспечит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малого и среднего предпринимательства способствует изменению психологии иждивенчества по отношению к государству и снимает с него ряд серьезных забот.

Дальнейшее проведение экономических реформ, становление рыночных отношений во многом зависят от развития МП, которые являются необходимым условием и слагаемым социально ориентированной конкурентной экономики. Без массового развития МП нельзя создать имманентную рыночному хозяйству многоукладную экономику, обеспечить многообразие и равноправие форм собственности и хозяйствования.

Малое и среднее предпринимательство в Казахстане развивается при слабой государственной поддержке, недостаточной правовой защите, чрезмерно высоких налогах и дорогих кредитах, отсутствии ясной и целенаправленной промышленной политики. Эффективной деятельности МП мешают бюрократизм и взяточничество многих чиновников, а также незавершенность процесса формирования многообразия форм хозяйствования. Указанные недостатки усиливаются размытостью прав собственности, несовершенством законов, нормативов и правовых актов, регулирующих предпринимательство в РК.

Кризисные явления осени 1998г. нанесли серьезный урон развитию малого бизнеса, его рыночным позициям, по существу, отодвинув этот сектор хозяйствования к рубежам 4—5-летней давности. Кризис также показал, что, хотя реформы формально создали сектор малого предпринимательства, тем не менее, государством пока не обеспечены достаточные условия для его стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности.

 

1.2 Методы государственной  поддержки малого и среднего  бизнеса

Важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  и среднего предпринимательства;

- создание льготных условий  использования субъектами малого  и среднего предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  и среднего предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным  и производственным связям с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий.

К настоящему времени в РК сложились и функционируют системы налогообложения малых и средних предприятий.

Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и др. При этом малые предприятия получают 
помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с — необлагаемым минимумом. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Объектом налога здесь выступает потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Были также приняты программы поддержки малого и среднего предпринимательства: «Программа государственной поддержки малого предпринимательства». В соответствии с этой программой фонду поддержки малого предпринимательства были выделены ассигнования из бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей намеченного мероприятия эта программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнено лишь чуть больше половины (53%), частично — одна четверть (25%) и не выполнено 22% намеченных мероприятий. Определенное внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства в регионах РК. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды поддержки малого предпринимательства. Необходимо отметить, что в соответствии с проводимой Национальным банком политикой наметились позитивные тенденции в развитии банковской системы.

Также одной из главных причин отказа банков в кредите является отсутствие у субъектов малого и среднего бизнеса ликвидного, с точки зрения банка, обеспечения. При этом, наблюдается занижение банками оценочной стоимости закладываемого имущества, которая составляет от 50% до 85% рыночной стоимости.

В этой связи, в целях создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития предпринимательства в Казахстане, необходимо создание альтернативных схем и новых форм государственной поддержки малого бизнеса, изучение современных финансовых механизмов и технологий в развитых и развивающихся странах и внедрение их в отечественную практику.

Проведенный анализ состояния и проблем развития малого и среднего бизнеса, показал, что наряду со многими факторами и причинами, сдерживающими его развитие, до сих пор в числе важнейших остаются финансовые, а именно: сложности в доступности банковских кредитов, неразвитость прогрессивных и альтернативных форм финансово-кредитной инфраструктуры, а также проверенных в мировой практике методов и форм взаимно заинтересованных отношений финансово-кредитной системы, государства и малого бизнеса.

Механизм эффективного кредитования банками субъектов малого бизнеса: оказание финансовой поддержки малому бизнесу путем создания и развития небанковских кредитных учреждений.

В связи с этим, необходимо отметить, что в Казахстане практически сформировано законодательство по поддержке и защите малого бизнеса.

Так, с принятием Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 года, к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества (кроме акционерных обществ) - предприятия со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше шестидесяти тысяч расчетных показателей. Кроме того, в данном правовом акте были конкретно определены основные направления и меры по государственной поддержке малого предпринимательства.

Как известно, необходимым условием создания благоприятных условий для развития бизнеса является предоставление реальной возможности субъектам малого и среднего бизнеса для сбыта производимой продукции. В этих целях в Законе «О государственных закупках» было предусмотрено их участие в производстве продукции (работ, услуг) для государственных нужд. Однако предоставление преференций носило чисто декларативный характер. Поэтому отдельным пунктом законодательно закреплен порядок формирования заявок субъектов малого бизнеса.

В настоящее время многие малые предприятия предлагают на внутреннем рынке низко технологичную продукцию и простейшие виды услуг. Это связано с тем, что объем их возможного потребления определяется спросом населения, перерабатывающих предприятий, а также государства в лице организаций, финансируемых из бюджета. В этой ситуации необходимо внести в Закон «О государственных закупках» перечень нормативно-правовых мер, ориентирующих повседневный спрос бюджетных организаций на приобретение на тендерной основе фиксированного объема продукции и услуг у субъектов малого бизнеса, при этом в законодательном порядке наложить запрет на покупку импортных товаров, аналоги которых производятся в Казахстане малыми предприятиями.

На сегодняшний день поддержка, рост и развитие предпринимательского движения в сфере малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением государственной политики Казахстана.

Проведенный в работе анализ взаимоотношений субъектов малого и среднего бизнеса с бюджетом показал, что доходы государства должны увеличиваться не за счет повышения налоговой ставки и налогового бремени, а за счет расширения налоговой базы, в результате увеличения количества действующих на рынке предприятий, выхода вследствие облегчения налогов из нелегального бизнеса множества субъектов малого предпринимательства.

Снижение залоговой нагрузки на предпринимателей позволит также увеличить размер собственных средств предприятий, что, во-первых, уменьшит их потребность в заемных средствах для развития своей деятельности; во-вторых, улучшит коэффициенты кредитоспособности заемщика, если все-таки возникнет необходимость в дополнительных финансовых ресурсах.

 

1.3 Зарубежный опыт государственной  поддержки малого и среднего  бизнеса

Малые и средние предприятия обеспечивают прирост новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в зарубежных странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места роли малых предприятий в экономике. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно эффективно использовать и в нашей стране. Например, малые и средние фирмы США производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности - 21%, строительстве — 80, оптовой торговле — 86, в сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех работников, занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия. В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также в концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы утаскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми опробовать производство новой продукции, чтобы затем самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, т.е. происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

Информация о работе Малый и средний бизнес в Казахстане