Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:05, курсовая работа
С появлением и распространением денег как всеобщего эквивалента, зарождается процесс денежного оборота, заключающийся в непрерывном движении денег при выполнении ими своих функций: средство платежа, накопления, мера стоимости, средство обращения. Поэтому с момента возникновения и по сей день денежный оборот является «кровеносной системой» экономики. От его успешного функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.
Глава 1 Сущность, структура и регулирование денежного оборота
1.1 Понятие денежного оборота, его структура
1.2 Значимость регулирования денежного оборота со стороны государства
1.3 Методы и инструменты регулирования денежного оборота
Глава 2 Направления денежно-кредитной политики в России
2.1 Процентные ставки по операциям Банка России и рефинансирование банков
2.2 Нормативы обязательных резервов и операции на открытом рынке
2.3 Депозитные операции и валютное регулирование
Глава 3 Проблемы (недостатки) регулирования денежного оборота и пути их решения в России в 2012-2013гг.
3.1 Особенности денежно-кредитной политики в 2012-2013гг.
3.2 Проблемы регулирования денежно-кредитной политики и пути их решения в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы
В зависимости от способа и характера влияния на поведение экономических субъектов можно выделить три группы
методов государственного регулирования
денежного оборота:
1) административные (прямые);
2) экономические (косвенные);
3 ) смешанные.
Административные (прямые) методы
государственного регулирования основаны
на установлении государством для субъектов
экономических отношений обязательных
к исполнению норм и нормативов. Прямые
методы регулирования базируются на некотором
принуждении субъектов денежно-кредитных
отношений. Выбор показателей, используемых
для прямого администрирования, зависит
от тенденций развития денежной сферы,
задач, стоящих перед регулирующими органами,
действенности прочих инструментов денежно-кредитного
регулирования и т. д.
Административные методы нередко обеспечивают
достижение отличных результатов. Например,
использование центральными банками целевых
ориентиров (таргет) денежной массы способствует
повышению эффективности и надежности
денежного оборота.. Для рыночных взаимоотношений
более приемлемы экономические (косвенные)
методы государственного регулирования
денежного оборота, которые базируются
не на принуждении, а на выгоде. Например,
использование безналичных расчетов значительно
дешевле, чем использование расчетов наличными
деньгами, и это стимулирует предприятия
и организации применять в расчетах между
собой безналичные платежи.
Смешанные методы регулирования
предусматривают сочетание административных
и экономических подходов. Они очень часто
применяются в процессах интервального
упорядочения взаимных отношений. Например,
регулируемый параметр сверху или снизу
ограничивается нормативно, а за пределом
ограничений действуют те или иные стимулы
в зависимости от цели и задач регулирования.
В настоящее время во всех индустриально
развитых странах предпочитают экономические
методы регулирования денежно-кредитной
сферы. Такая тенденция определяется многими
причинами.
Денежный оборот обслуживает функционирование
следующих основных рынков:
- товаров;
- капитала - труда, земли, реальных активов (реального капитала);
- финансовых активов.
Однако любая экономическая система подвержена воздействию различного рода рисков, которые приводят к нарушению равновесия либо на отдельных рынках, либо, учитывая их взаимосвязь, на всех сразу. Более того, нарушение равновесия на каком-либо одном рынке, как правило, ведет к нарушению равновесия на других рынках. Поэтому устойчивость денежного обращения - это одновременно и основное условие, и результат общего макроэкономического
Значимость регулирования
В условиях переходной экономики значимость
и роль государственного регулирования
денежно-кредитной сферы
К факторам со стороны денежного обращения (монетарным) относят:
1.эмиссию государством денежной массы сверх потребностей экономики в ней (например, эмиссионное покрытие дефицита государственного бюджета, чрезмерный рост кредитов банков субъектам экономики, экономически необоснованная кредитная активность банковской системы);
2.поддержание стабильности обменного курса национальной денежной единицы в условиях устойчивого профицита платежного баланса (постоянного превышения поступления иностранной валюты на внутренний рынок над ее оттоком);
3.рост скорости денежного обращения (чем выше скорость, тем выше инфляция);
4. дисбаланс денежного рынка, вызванный не абсолютным, а относительным избытком денежной массы - несоответствием структуры спроса и предложения денег;
5.недостаточный уровень развитости рынка государственных облигаций
При «монетарной» инфляции денежные факторы являются единственной причиной роста цен, что делает при прочих равных условиях невозможным увеличение цен более быстрыми темпами, чем темпы прироста денег. В свою очередь «немонетарная» инфляция может иметь место при относительно неизменной массе денег. И в этом случае, если государство не обеспечит соответствующий объем денежного предложения, то этот «денежный вакуум» будет заполнен денежными суррогатами (бартер, неплатежи и др.).
В целом же инфляция приводит к деформации денежного оборота, оттоку ресурсов из сферы производства преимущественно в сферу обращения, так как за счет более высокой скорости обращения денег именно в сфере обращения обеспечивается высокая прибыль. В свою очередь это ведет к дальнейшей демонетизации экономики, ухудшению условий производства и дальнейшему росту инфляции.
Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.
1.3 Методы и инструменты регулирования денежного оборота
Выбор проводимой денежно-кредитной политики и набора инструментов регулировании деятельности коммерческих банков центральный банк осуществляет, исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и появлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана “чисто” денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.
Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макро-уровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих – центрального банка. К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива. К корректирующим методам относятся учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке.
Нормативные методы реализуются через установление и периодический пересмотр контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения. Скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.
Корректирующее воздействие
В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций центральный банк ориентируется на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются мероприятия по денежно-кредитному регулированию на каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.
В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются:
- операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
- политика учетной ставки (дисконтная политика), т. е. регулирование процента по ссудам коммерческих банков у центрального банка;
- изменение норматива
Обязательные резервы, являясь одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики центрального банка, представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы отражают обязательную норму вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемую законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.
Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, является важным инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения, при этом такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы, и наоборот.
К операциям, осуществляемым центральными банками, относятся: кредитование в порядке рефинансирования; расчетное и кассовое обслуживание правительства и иных государственных органов; переучет векселей и других денежных обязательств; операции на рынке ценных бумаг; инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей; управление золотовалютными резервами; межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями; прием ценностей на хранение; денежные переводы и иные расчетные операции; валютные операции; операции по обслуживанию государственного долга и ряд других, закрепленных законодательством.
2 . Направления денежно-кредитной политики в России
2.1 Процентные ставки по операциям Банка России и рефинансирование банков
Рефинансирование банков - это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка. В 1996г. ставка рефинансирования была снижена со 160 до 48% годовых, в 1997г. с 48 до 21%. В связи с финансовым кризисом ставка рефинансирования была увеличена в ноябре 1997г. до 28%, а в феврале 1998г. до 42%. В мае 1998г. она достигла максимума - 150%, с июня 1998г. действовала ставка в размере 60%, с 10 июня 1999г. - 55%.
Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что Совет директоров Банка России 15 мая 2013 года принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по основным операциям предоставления и абсорбирования ликвидности и снизить с 16 мая 2013 года на 0,25 процентного пункта процентные ставки по отдельным операциям Банка России на длительные сроки .
Указанное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста. Реализованное снижение процентных ставок по операциям предоставления ликвидности на длительные сроки продолжило приближение стоимости привлечения кредитными организациями средств в Банке России к уровню ставок по его основным операциям предоставления ликвидности и тем самым будет способствовать усилению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
В апреле и начале мая годовой темп прироста потребительских цен оставался выше целевого диапазона и, по оценке, на 13 мая 2013 года составил 7,2%. Базовая инфляция составила в апреле 5,7%. Сформировавшиеся темпы инфляции связаны, прежде всего, с ростом цен на продовольственные товары и динамикой отдельных регулируемых цен и тарифов. Сохранение темпов инфляции выше целевого диапазона в течение продолжительного периода времени может оказать влияние на ожидания субъектов экономики, что является источником инфляционных рисков, в особенности с учетом планов по повышению тарифов на услуги естественных монополий. Вместе с тем, по прогнозам Банка России, при текущей направленности денежно-кредитной политики, а также при отсутствии негативных шоков на рынке продовольствия темпы инфляции вернутся в целевой диапазон во втором полугодии 2013 года.
Динамика основных макроэкономических показателей свидетельствует о продолжении замедления роста российской экономики в первом квартале 2013 года. Объем промышленного производства не увеличился по сравнению с первым кварталом 2012 года, слабой остается инвестиционная активность. В этих условиях происходит постепенное ухудшение индикаторов настроений субъектов экономики. Сохраняются риски замедления роста экономики, связанные в том числе с медленным восстановлением деловой активности в мире. Вместе с тем состояние рынка труда и динамика кредитования продолжают выступать факторами поддержки внутреннего спроса.
Информация о работе Необходимость и методы регулирования денежного оборота России в 2012-2013 гг