Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:56, дипломная работа
Целью данного проекта является изучение роли государства в формировании и развитии рынка пластиковых карт, а также выявление состояния данного рынка в нашей стране и сравнение его с рынками других стран.
Основные задачи, которые решаются в данном проекте - рассмотреть виды карт, их основные особенности; выявить средства управления и воздействия государства на рынок пластиковых карт; проанализировать динамику развития национальных карточных рынков в двенадцати экономически развитых странах в период 2004-2006 гг. с целью выявления общих черт и количественных показателей, характеризующих высокий уровень развития карточного рынка; сопоставить основные характеристики и показатели нынешнего состояния российского рынка карт с карточными рынками ведущих стран мира с целью определения возможных и желательных направлений его ближайшего развития.
Стремление банков создать единую национальную платежную систему вполне объяснимо. Членство в международной платежной системе дорого, особенно для небольших региональных банков: размер вступительного взноса составляет от $50 тыс. до $250 тыс. (в зависимости от статуса), а ежегодных комиссионных - $12 - 24 тыс. По требованию международных платежных систем, банки вынуждены держать депозиты на счетах в иностранных банках, тем самым отвлекая значительные средства из своего оборота. В локальных системах требования к депозитам на два порядка ниже. Но на создание единой национальной платежной системы потребуется около 2 млрд. долларов.
Рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения, и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт. С одной стороны, ведущие российские банки активно работают с международными платежными системами, а с другой - они сами активно включились в конкурентную борьбу за пальму первенства на российском рынке высоких технологий, создавая собственные электронные системы платежей и расчетов либо объединенные системы пластиковых карт. При этом преобладающей является тенденция к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему. Важная особенность российского рынка пластиковых карт состоит в том, что основными элементами систем платежей являются банковские карты. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате острой конкурентной борьбы снижается стоимость карт и взимаемых комиссионных за пользование ими. Развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских пластиковых карт. Многие банки идут по пути диверсификации своей деятельности: сочетания выпуска международных карт, членства в российских системах и выпуска собственных индивидуальных карт. Российские банки - эмитенты пластиковых карт в большинстве своем выпускают в обращение дебетовые карты в связи с особенностями экономической ситуации в стране (инфляция, повышенные экономические риски и т.п.). Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче даже кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что безусловно ставит суть кредитной сделки под сомнение и позволяет говорить, по существу, о платежных картах. Большинство карт, эмитируемых в нашей стране, является магнитными вследствие относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание дорогостоящей инфраструктуры для обслуживания этих карт. Но основным фактором, препятствующим сегодня западным странам быстро перейти к смарт-картам, как раз и является развитая инфраструктура для обслуживания магнитных карт. Нужны огромные средства для переоборудования существующих систем.
Россия в числе других стран Восточной Европы, только начинающих развитие «карточного» бизнеса, обладает уникальной возможностью «перепрыгнуть» традиционные платежные системы, учась на чужих ошибках. Смарт-карты могли бы не только защитить от мошенничества, устранить необходимость авторизации в режиме on-line, но и решить многие проблемы налично-денежного оборота на территории страны, возникающие вследствие как общей экономической нестабильности (в том числе инфляции), так и ненадежности бумажных купюр.
Вместе с тем совершенно очевидно, что внедрение кредитных и других пластиковых карт в России следует развивать на основе серьезного анализа практики использования карточек за рубежом, их преимуществ и недостатков.
1 Банки и банковское дело / под ред. Балабанова И.Т. - СПб.: «Питер», 2002, с. 242.
2 Козье Д. Электронная коммерция. - М.: ИТД «Русская редакция», 2000, с. 167.
3 Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000, с. 92.
4 Банковское дело / под ред. Лаврушина О.И. - М.: «Финансы и статистика», 2000, с. 527.
5 Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002, с. 42.
6 Глазиков И. От Americard к Visa // «Мир карточек», №1, 2004, с. 34.
7 Официальный сайт ассоциации российских банков - членов Visa: www.visarussia.ru
8 Официальный сайт Платежной системы Mastercard: http://www.mastercard.ru
9 Глушков И. Обеды по карточкам // «Мир карточек», №2, 2004, с. 41.
10 Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002. С. 52.
11 Банки и банковское дело / под ред. Балабанова И.Т. - СПб: «Питер», 2002, с. 247.
12 Банковское дело / под ред. Лаврушина О.И. - М.: «Финансы и статистика», 2000, с. 526.
13 Официальный сайт Платежной системы STB Card: http://web.stbcard.ru
14 Официальный сайт Платежной системы Union Card: http://www.uc.ru
15 Официальный сайт Платежной системы «Золотая Корона»: http://www.korona.ru
16 Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002, с. 60.
17 Вавилов А.В., Ильин И.И. Пластиковые карты: Принципы построения платежных систем. - М.: ИИЦ «Европеум-пресс», 1999, с. 177.
18 Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002, с. 79.
19 Спиранов И.А. Правовое регулирование операций с банковскими картами. - М.: ИнтерКримПресс, 2000, с. 60.
20 Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002, с. 128.
21 Смородинов О. Что такое развитой карточный рынок // «Мир карточек», №2, 2004, с. 12.
22 Демидович Ю. Эффективность карточного бизнеса // «Банки и технологии», №12, 2004, с. 68.
23 Глушков И. Карточный рынок // «Мир карточек», №3, 2004, с. 21.
24 Смородинов О. Что такое развитой карточный рынок // «Мир карточек», №2, 2004, с.17.
25 Официальный сайт ЦБ РФ: www.cbr.ru
Информация о работе Основы государственного управления рынком пластиковых карт