Особенности правового положения банков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в теоретической разработке проблем, связанных с определением правового положения банков в современных условиях развития экономических отношений и в современном законодательстве.
В соответствии с указанными целями поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть экономическую сущность банка.
2. Проанализировать правовую природу банка.
3. Выявить особенности правового положения банков.
4. Охарактеризовать особенности правового статуса Центрального Банка России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БАНКА…..................
6
1.1. Экономическая сущность банка.....……………………………………
6
1.2. Правовая природа банка: понятие и содержание………………………
9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВ В РОССИИ……………………………………………………………………

19
2.1.Общетеоретические аспекты особенностей правового положения банков в России………………………………………………………………..

19
2.2.Особенности правового положения Центрального Банка России…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
26
32
34

Вложенные файлы: 1 файл

bankovskaya_deyatelnost.docx

— 88.77 Кб (Скачать файл)

Статья 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержит перечень документов, предоставляемых в Банк России для регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. При представлении указанных документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех перечисленных документов.

После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган29 сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и непозднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

В отношении уставных капиталов банков установлены более жесткие по сравнению с другими коммерческими организациями требования к срокам и способам их формирования. Вкладом в имущество хозяйственного общества могут быть любые вещи и имущественные права, имеющие денежную оценку. Формирование уставного капитала кредитной организации ценными бумагами третьих лиц и нематериальными активами не допускается. Предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20 процентов в первые два года деятельности организации и 10 процентов в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по результатам капитализации переоценки неденежной части уставного капитала).

Статья 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определяет, что минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций устанавливается Банком России. В соответствии с Указанием Банка России от 24 июня 1999 г. № 586-У (в ред. Указаний ЦБ РФ от 26.06.2001 № 982-У, от 16.11.2001 N 1053-У) минимальный размер уставного капитала создаваемого банка составляет сумму, эквивалентную 5 млн. евро. Минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организацией составляет сумму, эквивалентную 500 тыс. евро.

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Кредитная организация вправе осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Лицензия на осуществление банковских операций - это специальное разрешение Банка России на осуществление банковской деятельности (банковских операций) в форме официального документа, удостоверяющего с соблюдением установленной Банком России формы (реквизитов) право кредитной организации на осуществление указанных в нем банковских операций без ограничения сроков действия такого документа.

Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средствфизических лиц);
  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Помимо требований к образованию кредитной организации и получению лицензии на банковские операции инструментами государственного регулирования и надзора являются обязательные экономические нормативы. Приказом Банка России от 30 января 1996 г. № 02-2330 введена в действие Инструкция № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций». Данная Инструкция предусматривает обязанность банков выполнять обязательные экономические нормативы, такие как: нормативы достаточности капитала; нормативы ликвидности банка; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц и другие.

Существенным элементом правового статуса банка является то, что он обладает исключительной компетенцией. Это качество проявляется в принципе исключительной правоспособности кредитной организации. Институт исключительного вида деятельности в современном российском праве означает, что разрешение осуществлять определенный вид деятельности одновременно является запретом осуществления иных видов- предпринимательской деятельности31.

В юридической литературе выделяют ряд принципиальных отличий исключительной правоспособности от специальной, которые в общем виде можно свести к следующим32:

  1. Во-первых, в соответствии с принципом исключительной правоспособности для осуществления соответствующей деятельности необходимо специальное разрешение (лицензия), получаемое в особом процессуальном порядке, чего не требует принцип специальной правоспособности. Таким образом, учреждение юридического лица превращается в акт дозволения со стороны государства, свидетельством его особой привилегии. В то время как для прочих случаев, когда для осуществления какого-либо вида деятельности необходима лицензия, юридическое лицо является для получения этой лицензии уже с правом на свое существование.
  2. Во-вторых, принцип исключительной правоспособности предполагает прямое указание в законе тех видов предпринимательской деятельности, которыми юридическое лицо, осуществляющее исключительный вид деятельности, заниматься не вправе. Так, ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» содержит запрет на осуществление банками производственной, торговой и страховой деятельности. Тогда как принцип специальной правоспособности основывается на свободном волеизъявлении учредителей юридического лица, которые при создании соответствующего субъекта сами определяют цели и задачи его будущей деятельности.
  3. В-третьих, различие заключается в юридических последствиях. Так, если сделка, заключенная в противоречии с целями, изложенными в учредительных документах юридического лица, т.е. в нарушение принципа специальной правоспособности, является ничтожной, то нарушение принципа исключительной правоспособности (например, осуществление соответствующей деятельности без лицензии) влечет за собой административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.
  4. В-четвертых, специфическая особенность принципа исключительной правоспособности состоит в том, что занятие исключительными видами деятельности разрешено лишь строго определенным юридическим лицам и тем самым должно считаться запрещенным для всех остальных участников гражданского оборота.
  5. В-пятых, различие между специальной и исключительной правоспособностью заключается в целях их установления. При специальной правоспособности, в случае ее ограничения в силу закона, цель создания и деятельности юридического лица определяет естественный предел его правоспособности, а потому всякий акт, выходящий за этот предел, считается ничтожным. В случае же установления специальной правоспособности в силу указаний учредительных документов, то есть когда учредители сами ограничивают правоспособность юридического лица путем соответствующих указаний в учредительных документах, целью ограничения является ограждение интересов тех участников юридического лица, которые были не согласны с состоявшимся актом. В данном случае несогласие членов юридического лица, возражавших против принятия соответствующего акта и остались в меньшинстве, влечет за собой не ничтожность, а оспоримость акта, причем, только в том размере, в каком он наносит ущерб интересам оспаривающего. В отличие от этого, целью установления исключительной правоспособности является не соблюдение естественных пределов правоспособности либо ограждение интересов меньшинства, как при специальной правоспособности, а в первую очередь соблюдение публичных интересов общества и государства. Поэтому к исключительным видам деятельности отнесена банковская, которая связана с аккумуляцией и перераспределением значительных денежных средств, а потому имеет особую экономическую значимость.

2.2. Особенности правового  положения Центрального банка  России

 

 

Банк России был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Государственного банка СССР. Первоначально он назывался Государственным банком РСФСР. 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР. В последствие банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Центральный банк РФ является органом банковского регулирования и надзора на территории Российской Федерации. Банк России стоит во главе банковской системы, управляет ею, устанавливает специальные правила для ее участников, наделяя их статусом кредитных организаций, выдает им лицензии, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Его правовой статус определяется Конституцией РФ33 и федеральными законами. Среди них основополагающее место занимают Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о ЦБ РФ)34, который определяет его функции, структуру и примерный статус. Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия конституционного федерального закона о поправке к Конституции РФ.

Правовой статус Центрального банка РФ отличается определенной двойственностью. Действующее законодательство Российской Федерации, с одной стороны, не устанавливает организационно-правовую форму Банка России, с другой — не относит его к органам государственной или муниципальной власти, ограничиваясь определением Банка России как юридического лица. Особенностью правового положения Банка России является то, что Банк России, не являясь государственным органом, обладает государственно- властными полномочиями.

Подобная двойственность правового положения Банка России в науке объясняется следованием международной банковской практике, а также намерением государства предотвратить возможность обращения взыскания кредиторов на наиболее ликвидные активы, находящиеся во владении и пользовании Банка России. Ввиду того что изъятие и обременение золотовалютных резервов без согласия Банка России или принятия соответствующего федерального закона не допускается, обратить взыскание на активы Банка России по долгам государства практически невозможно.

Среди ученых также не сложилось единого мнения при определении правового статуса Центрального банка РФ. Как уже отмечалось, законодатель не относит Банк России к какой-либо из ветвей государственной власти, определенных в Конституции РФ: законодательной, исполнительной или судебной. Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин высказали точку зрения, согласно которой существует четвертая ветвь власти - «денежная власть»35.

По мнению А.Г. Братко, Центральный банк РФ не является органом государственной власти, потому что в соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Банк России не включен в этот перечень. Следовательно, его нельзя назвать государственным органом36. Но на наш взгляд, указанная точка зрения не является верной, поскольку Конституция РФ и ряд федеральных законов закрепляют порядок создания и деятельности органов государственной власти, «не относящихся ни к одной из ее трех ветвей. В этом же перечне и Центральный банк РФ.

Можно согласиться с утверждением Т.Б. Замотаевой, что порядок назначения руководящих органов Центрального Банка РФ, статус служащих Банка России (приравненных к государственным служащим) позволяют однозначно признать Центральный банк РФ государственным органом37.

Действительно, согласно ст. 5 Закона о ЦБ РФ Банк России подотчетен Государственной Думе ФС РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ, а также назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Закон о ЦБ РФ указывает, что Банк России является юридическим лицом.

В соответствии со ст. 48 Гражданского Кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Гражданский кодекс РФ классифицирует все юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации. К какой категории в данном случае будет относиться Центральный банк РФ? Существующие в литературе дискуссии об определении организационно-правовой формы ЦБ РФ позволили сгруппировать их по следующим направлениям.

Согласно ст. 3 Закона о ЦБ РФ получение прибыли не является целью деятельности Банка России, следовательно, можно сделать вывод о принадлежности ЦБ РФ к некоммерческим организациям. При этом некоммерческие организации могут создаваться лишь в формах, предусмотренных законом. Сегодня идеально Банк России не подпадает под признаки ни одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, но при этом обладает признаками и чертами некоторых из них.

По существующей в литературе точке зрения Банк России является государственным учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время являются учреждениями.

Информация о работе Особенности правового положения банков в России