Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:09, дипломная работа
Целесообразность и эффективность применения данного финансового инструмента определяется условиями функционирования хозяйствующих субъектов. Для организации, продающей денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары (работы, услуги). Потребность в тщательном анализе эффективности осуществления факторинговой сделки для всех ее участников будет способствовать дальнейшему развитию рынка факторинговых услуг в нашей стране.
Введение 5
1. Факторинг, как услуга кредитной организации 8
1.1. Понятие, сущность и виды факторинга 8
1.2. Тенденции развития факторинговых услуг 20
1.3. Проблемы факторинговых услуг в российских кредитных организациях 33
2. Технологии и перспективы факторинга в российских кредитных организациях 40
2.1. Организационно-правовые аспекты факторинговых услуг кредитной организации 40
2.2. Технологические аспекты факторинговых услуг в кредитной организации 44
2.3. Перспективы развития факторинга в российских кредитных организациях 47
3. Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N». 73
3.1. Эффективность факторинговых услуг для банка 73
3.2. Эффективность факторинговых операций для клиента 82
3.3. Эффективное управление рисками при осуществлении факторинговых операций 87
Заключение 97
Спискок использованных источников 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Рэнкинг российских факторов по объему уступленных им денежных требований в 2007 г. 105
Ежемесячная стоимость привлечения ресурсов Банка России составила 14175 рублей. На основании данных вычислим рентабельность данного факторингового соглашения. Полученная рентабельность равна ((27675-14175)*100/27675)) = 48,78 %. Проведенные расчеты показывают, что случайным образом выбранная нами сделка по факторинговым операциям является доходной для банка, это, в свою очередь, говорит о целесообразности проводимых операций по финансированию под уступку денежного требования.
При выборе вида финансирования оборотных средств обычно сравнивают кредитование и факторинг и главная ошибка, которую допускают - приведение комиссии за факторинговое обслуживание к процентам годовых,не смотря на то, что увеличение срока при факторинге не приводит к пропорциональному увеличению комиссии, есть более существенное различие между кредитом и факторингом. Рассмотрим две похожие ситуации - финансирование поставок посредством кредита и факторинга.
На Схеме № 3 приведен расчет суммы кредитования поставки на 50 000 руб., срок кредита - 30 дней, ставка 12% годовых. Срок отсрочки составляет 30 дней. Нужно подсчитать, сколько составит доход поставщика за год по таким поставкам, если указать, что его наценка составляет 10% от закупочной цены:
Дни |
Сумма руб. |
1-30 |
50000 |
31-60 |
50000 |
61-90 |
50000 |
91-120 |
50000 |
121-150 |
50000 |
151-180 |
50000 |
181-210 |
50000 |
211-240 |
50000 |
241-270 |
50000 |
271-300 |
50000 |
301-330 |
50000 |
331-360 |
50000 |
Рисунок 15 - Кредитование поставки
− закупочная цена 45 455 руб.;
− сумма процентных платежей за срок кредита 455 руб. (т.е. 5 450 руб. за год);
− доход за минусом закупочной цены и процентных платежей 4090 руб. за 30 дней;
− доход 49 080 руб. в год, при этом годовой оборот составит 600 000 руб.
Рассмотрим аналогичную ситуацию при факторинге. Осуществляется поставка на 50 000 руб. с отсрочкой в 30 дней, финансирование - 80% от суммы поставки. На сумму финансирования осуществляется поставка, которая также финансируется на 80% и т.д. Ситуация подробно иллюстрирована вторым рисунком.
Таблица 12 - Поставки с использованием факторинга
1-30 |
31-60 |
61-90 |
91-120 |
121-150 |
151-180 |
181-210 |
211-240 |
241-270 |
271-300 |
301-330 |
331-360 |
Сумма по месяцам |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
50000 |
550000 |
40000 |
40000 |
40000 |
40000 |
40000 |
40000 |
40000 |
40000 |
40000 |
40000 |
40000 |
440000 | |
32000 |
32000 |
32000 |
32000 |
32000 |
32000 |
32000 |
32000 |
32000 |
32000 |
320000 | ||
25600 |
25600 |
25600 |
25600 |
25600 |
25600 |
25600 |
25600 |
25600 |
230400 | |||
20480 |
20480 |
20480 |
20480 |
20480 |
20480 |
20480 |
20480 |
163840 | ||||
16384 |
16384 |
16384 |
16384 |
16384 |
16384 |
16384 |
114688 | |||||
13107,20 |
13107,20 |
13107,20 |
13107 |
13107 |
13107 |
78643,20 | ||||||
10485,76 |
10485,76 |
10485,76 |
10486 |
10486 |
52428,80 | |||||||
8388,61 |
8388,61 |
8388,61 |
8388,6 |
33554,43 | ||||||||
6710,89 |
6710,89 |
6710,89 |
20132,66 | |||||||||
5368,71 |
5368,71 |
10737,42 | ||||||||||
4294,97 |
4294,97 | |||||||||||
Общая сумма |
2018719,48 |
Подсчитаем комиссию за факторинговое обслуживание (тарифы с НДС): ежедневная ставка на выплаченное финансирование 0,0373%; ставка комиссии за административное управление 1,4% от поставки.
От поставки с учетом НДС, что соответствует 1,95% от поставки без НДС:
(0,0373х0,8х30)% + 1,4% = 2,3%
Закупочная цена за год - 2 018 719,48 руб., комиссия с НДС – 46 431 руб.
Доход за минусом закупочной цены и комиссии – 197 223 руб. в год, годовой оборот – 2 018 719,48 руб. (кроме того, 7 066 руб. к зачету по уплате НДС).
Факторинг является более гибким инструментом, чем кредит, т.к. при кредитовании жестко фиксированы сроки возврата денег. Факторинговое обслуживание подразумевает возможные задержки со стороны покупателей. Такого рода задержки не портят кредитную историю поставщика и не вынуждают его платить штрафы за несвоевременность погашения кредита.
Кроме того, в приведенном расчете цена при поставке по факту и цена при поставке с отсрочкой одинаковы, хотя на практике у подавляющего числа поставщиков они отличаются, и разница цене часто выше банковской комиссии.
Рассмотрим образец с некой условной фирмой "Х". Предположим, что организация "Х" осуществляет равномерные отгрузки с интервалом 10 дней. Сумма поставки составляет 100 ед., срок отсрочки - 30 дней, цена ресурсов - 15%, а время, затраченное на приобретение и доставку партии товара, составляет 10 дней. Итого: на финал месяца дебиторская задолженность составит 300 ед.
Предположим, что фирма "Х", произведя отгрузку 1 января, решает схватить кредит в размере 300 ед. на приобретение трех партий товара, которые будут отгружены, соответственно, 10, 20 и 30 января. Забирать отдельные транши кредита под закупку каждой партии товара достаточно проблематично. К тому же это влечет за собой дополнительные затраты и неудобства: достаточно сложно метко спрогнозировать, когда как раз будет осуществлена отгрузка и возникнет надобность закупки нового товара. Удерживать же большие запасы готовой продукции - значит выводить из оборота ресурсы, которые должны приносить прибыль.
Вот, 1 января получили кредит 300 ед. Для закупки партии товара, которая будет отгружена 10 января, нам необходимо всего 100 ед. Получается, что проценты за "оставшиеся" 200 ед. кредита выплачиваются нами впустую. Эту количество кредита мы не используете либо используете не по назначению, а значит, неэффективно. Обстановка повторится после этого 10 января, но только мы будем переплачивать уже не за 200 ед., а "всего" за 100. Вот расчет наших затрат:
1.Это то, что мы должны были уплатить за возможность удовлетворения наших реальных потребностей:
100ед. 15% / 365 . 10дн . 3 = 1,23ед.
2.Это то, что мы переплатили из-за неоптимального выбора инструмента и неэффективного использования ресурсов:
200ед. 15% / 365 . 10дн + 100ед. . 15% / 365 . 10дн = 1,23 ед.
В итоге стоимость кредита вместо ожидаемых 15% годовых составила 30% годовых.
Рассмотрим экономическую эффективность применения факторинга на примере все той же условной фирмы "Х" с ежемесячным объемом продаж 400 ед. и отсрочкой платежа единственный месяц. Предположим, что фирма "Х" не применяет факторинг. Скрытые затраты (упущенная выгода) в связи с предоставлением коммерческого кредита ее покупателям могут достичь 15% Допустим, что по официальным данным инфляция за год составит 12% и будет равномерной в течение года (о фактической инфляции с учетом скрытой инфляции мы можем только догадываться). Следовательно, фирма "Х" в ожидании платежа от своих дебиторов за месяц теряет 1% от оборота. Это при условии, что дебиторы заплатят сквозь 30 дней, а платежная дисциплина наших контрагентов, как правило, оставляет жаждать лучшего.
От 1 до 3% (а в некоторых случаях до 5%) фирма переплачивает за сырье и материалы. Во-первых, из-за отсутствия свободных денежных средств "Х" не может обретать сырье по предоплате или по факту, что чаще всего дешевле. Значит, фирма вынуждена сама прибегать к коммерческому кредиту у своих поставщиков. Отличие цене при предоплате и оплате с отсрочкой, как правило, составляет 1-3%. Во-вторых, "Х" не может употребить скидкой за приобретение большего объема товара. А это ещё 1-2% от стоимости сырья/материалов.
Если предположить, что
доля сырья в себестоимости
В обмен на ускорение оборота и уменьшение рисков неоплаты факторинговый агрегат немаловажно снижает рентабельность бизнеса. Для примера: если партия товара стоит 120 рублей при себестоимости 100 рублей и торговой наценке 20 рублей, пятипроцентная факторинговая комиссия составляет шесть рублей, то есть съедает 30 процентов прибыли. Нет смысла пользоваться факторингом, так как плата за него сводит к нулю прибыль. При норме прибыли 2,5 процента нельзя жертвовать даже двумя. При маленькой торговой наценке факторинг не всегда интересен клиенту.
Затраты на факторинговые услуги оправданы лишь в случае острой нехватки оборотных средств компании или ее сотрудничества с недобросовестными (в том числе неплатежеспособными) клиентами, с большими рисками. И все-таки подобные риски момент либо не готов хватать на себя вовсе, либо работает с ними на других условиях.
В ситуации, когда платежеспособность должника вызывает серьезные сомнения или фирма обращается к фактору с просроченной задолженностью (то есть использует его как коллектора), цена услуг последнего значительно возрастает. В этом случае финансовая компания предлагает клиенту куда меньший объем возврата - не 97 процентов, а 60−70.
Формирование системы
управления банковскими рисками
стало заботой не только собственников
и высшего менеджмента
Недостаточная развитость факторинговых услуг в России обусловлена не только коллизиями российского законодательства и чрезмерной его зарегулированностью, но также и отсутствием четкого понимания механизмов риск-менеджмента факторинговых услуг среди российских банков. Это делает данную операцию в глазах банковского сообщества одной из самых высокорискованных банковских операций.
На текущей момент все большое внимание уделяется качеству оказываемых банком услуг, а также оптимизации бизнес-процессов, связанных с поддержанием устойчивости и прибыльности банковской системы в целом. Наиболее значимыми являются вопросы, связанные с оценкой и минимизацией рисков при проведении различных банковских операций. Актуальность этих вопросов связана также с тем, что банки являются конечными носителями рисков, что обусловлено неразвитостью рынка страхования кредитных рисков в России.
Выделении в кредитной
организации независимых
Как при любой банковской операции, проведение факторинговой операции сопряжено с рисками. В связи с тем, что данная операция является молодой для российской банковской системы, у специалистов окончательно не сформированы методика и необходимый инструментарий по оценке и предупреждению рисков, связанных с ее проведением. Принято считать, что факторинг наиболее рискованный банковский продукт по сравнению с кредитом и прочим смежными банковскими продуктами (в связи с тем, что это беззалоговое финансированием). Однако при понимании сущности факторинговых операций и умелой организации процесса их осуществления факторинг становится менее рискованным, чем прочие наиболее распространенные формы финансирования (такие как кредит и овердрафт) и условные обязательства (например, гарантия).
Информация о работе Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N»