Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:09, дипломная работа
Целесообразность и эффективность применения данного финансового инструмента определяется условиями функционирования хозяйствующих субъектов. Для организации, продающей денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары (работы, услуги). Потребность в тщательном анализе эффективности осуществления факторинговой сделки для всех ее участников будет способствовать дальнейшему развитию рынка факторинговых услуг в нашей стране.
Введение 5
1. Факторинг, как услуга кредитной организации 8
1.1. Понятие, сущность и виды факторинга 8
1.2. Тенденции развития факторинговых услуг 20
1.3. Проблемы факторинговых услуг в российских кредитных организациях 33
2. Технологии и перспективы факторинга в российских кредитных организациях 40
2.1. Организационно-правовые аспекты факторинговых услуг кредитной организации 40
2.2. Технологические аспекты факторинговых услуг в кредитной организации 44
2.3. Перспективы развития факторинга в российских кредитных организациях 47
3. Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N». 73
3.1. Эффективность факторинговых услуг для банка 73
3.2. Эффективность факторинговых операций для клиента 82
3.3. Эффективное управление рисками при осуществлении факторинговых операций 87
Заключение 97
Спискок использованных источников 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Рэнкинг российских факторов по объему уступленных им денежных требований в 2007 г. 105
Факторинг - это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности. Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает "тот, кто делает".
Факторинг начал активно развиваться в Англии в 14 веке, что было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности. В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции, факторы играли роль связующего звена между производственными организациями и конечными покупателями продукции. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.
Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибутора товаров.
Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами "делькредере" немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Делькредере гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.
В Европе факторинг получил развитие начиная с 50-х годов XX века. Именно в этот период организации стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп начал формироваться устойчивый "рынок покупателя", где покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Таким образом, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, что связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер (т.е. каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом) и не всегда возможно.
При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков.
Начиная примерно с середины
80-х годов факторинговая
С середины ХХ века начал
развиваться международный
В 1968 году была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией с 190 членами из более чем 50 стран мира. В 2003 году на нее приходилось 47,8% рынка внутреннего факторинга и 63,9% рынка международного факторинга. Как и IFG, она разработала свою систему передачи данных.
Рост объемов рынка
сопровождался и развитием
История развития факторинга в России насчитывает лет 20, из которых лишь 7 последних лет можно по настоящему считать годами развития рынка.
Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.
В 1989 г. появилось письмо Госбанка СССР №252 "О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги". В 1992 г. Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал "Тверьуниверсалбанк", позже был принят "Мосбизнесбанк". На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ "Менатеп", и "Международный московский банк", и многие другие. Безусловным лидером рынка тогда был "Международный московский банк" с объемом факторинговых сделок 70 млн. долл. США в год. После кризиса 1998 года был определенный всплеск факторинга, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом.
В I полугодии 2007 объем рынка факторинга составил 7,3 млрд. долл., на 97% покрыв результат предшествующего полугодия (II полугодие 2006 года).Чтобы понять, каким образом развивается рынок факторинга в течение года, нужно проанализировать показатели деятельности Факторов за I и II полугодия 2006 г. (см. график 1). Как показал наш анализ, большинству крупных Факторов основной объем денежных требований был уступлен во II полугодии 2006 года. Банк "Система" в самой острой форме отобразил общий тренд, показав разницу между полугодиями на целый порядок. Дело в том, что первую факторинговую сделку банк заключил в 2005 г., поэтому I полугодие 2006 года стало для КБ «СИСТЕМА» временем бурного развития.
Согласно данным исследований "Эксперт РА" за 2006 год, объем денежных требований, уступленных в I и II полугодиях 2006 года составил соответственно 3,5 и 7,5 млрд. руб.,.Это означает, что между полугодиями объем уступленных требований делится примерно как 1:2 . Конечно, данная оценка несколько искажается за счет того, что в исследовании за 2006 г. в объеме уступленных требований Факторами учитывались не только требования, под которые предоставлено финансирование, но и сделки, при которых оказывались услуги без выплаты финансирования (например, страхование или управление дебиторской задолженностью). Среди Факторов, принимавших участие в полугодовом исследовании, такие сделки учитывались лишь компанией НФК. Вместе с тем, по оценкам специалистов, на долю денежных требований, под которые не предоставлялось финансирование, но оказывался комплекс услуг, связанный с управлением дебиторской задолженностью, в общем объеме уступленных в 2006 году денежных требований пришлось не более 5,6%. Эта доля не столь значительна, чтобы предположить, что отраженный на диаграмме рост объема уступленных требований во II полугодии 2006 г. по сравнению с первыми месяцами года является исключительно результатом включения услуг нефинансового характера в расчет показателя. Тем более, что в общем объеме требований, уступленных НФК в 2006 году, доля требований, уступленных Фактору в I полугодии, находится примерно на том же уровне, что и у основных конкурентов компании.
Рисунок 1 – Объем денежных требований, фактически уступленных факторам в I и II полугодиях 2006 года, тыс. руб.
Причина колебаний спроса на факторинговые услуги заключается в сезонном характере бизнеса клиентов Факторов, работающих в основном в сфере торговли. Сезонность наблюдается как в спросе дебиторов на продукцию клиентов, так и в потребности получения отсрочки платежа по поставкам этих товаров. Наиболее «низкими» периодами в факторинговом бизнесе обычно являются январь и летние месяцы (снижение деловой активности, связанное с новогодними праздниками и периодом отпусков), в то время как осень, напротив, – самый доходный сезон. Также, именно на конец года приходится пик активности Факторов по привлечению новых клиентов. Отсюда существующие сезонные диспропорции по росту рынка. Сбалансированность портфеля позволяет таким Факторам в периоды снижения спроса по компаниям одной отраслевой принадлежности использовать пропускные способности на обслуживание компаний других сегментов. Кроме того, если спрос на факторинговое финансирование действительно подвержен колебаниям, то, например, услуги по управлению дебиторской задолженностью пользуются стабильным спросом, поэтому предложение Факторами дополнительных сервисов, помимо финансирования, также позволяет им более равномерно наращивать факторинговый портфель в течение года. По нашим прогнозам, в ближайшие годы установленная пропорция роста за I и II полугодия соответственно "один к двум" в среднем по рынку будет сохраняться. Следовательно, для реализации прогнозов о ежегодном удвоении рынка Факторам необходимо в I полугодии повторять результат предшествующего полугодия (то есть, фактически, бороться с сезонным спадом), а в оставшиеся месяцы компенсировать слабую динамику первого полугодия удвоением объема уступленных требований. Что мы и наблюдаем в 2007 году: за первые 6 месяцев года объем рынка составил 7,3 млрд. руб., что очень близко к результатам II полугодия 2006. Теперь, чтобы ожидания двукратного годового роста оправдались (объем уступленных требований в 2007 году достиг 22 млрд. руб.) за II полугодие российским Факторам нужно не менее чем вдвое превзойти результат первых 6 месяцев 2007 года.
Потенциал рынка финансирования под активы, так называемого Сommercial finance, огромен. Факторинг лишь часть этого гигантского сегмента. Активы крупнейшего российского банка — Сбербанка России — к началу 2008 года достигли 200 млрд. долларов. Активы американской компании GE Commercial Finance превысили 300 млрд. долларов. Профиль этой компании — Сommercial financing (CF) или Asset based lending (ABL) — финансирование бизнеса, обеспеченное имеющимися у заемщика активами: дебиторской задолженностью, оборудованием, товарами на складе, сырьем, недвижимостью, нематериальными активами.
Большинство из этих активов выступают в качестве обеспечения и при кредитовании корпоративных клиентов банком. Отличие CF от банковского финансирования состоит в отношении к обеспечению. Банк, требуя залог, рассчитывает прежде всего на то, что нежелание утратить предмет залога будет мотивировать заемщика платить. При этом банк вынужден оценивать финансовое состояние заемщика, поскольку необходимость реализации предмета залога — это тоже риск. CF-компания фактически выкупает актив, рассчитывая лишь на собственное умение им управлять. Это позволяет при принятии решений не базироваться на оценке финансовых рисков самого заемщика и, соответственно, предлагать ему более выгодные условия. И, если заемщик выполняет свои обязательства перед финансовой компанией, он продолжает свободно пользоваться и распоряжаться активом. Главная цель финансовой компании — получить выгоду от эффективного управления активом, будь то проценты по ссуде, обеспеченной данным активом, комиссия за его администрирование по просьбе клиента или доход с его продажи.
Рисунок 2 – Динамика рынка факторинга в разрезе полугодий, млрд. руб.
Отдельные услуги, традиционно входящие в комплекс Commercial financе — факторинг, ссуды, обеспеченные товарно-материальными запасами, финансирование под оборудование (лизинг и рассрочка платежа), финансирование на покупку коммерческой недвижимости, — уже давно существуют в России. Но их провайдерами являются лизинговые и факторинговые компании, в большинстве своем созданные при банках, и сами банки. Поэтому российские организации привыкли воспринимать эти услуги как часть банковского бизнеса. «Со временем клиенты, безусловно, оценят преимущества работы с commercial finance компаниями, — уверен Илья Волков, управляющий директор ФК “Еврокоммерц”, — когда именно это произойдет, зависит, разумеется, от динамики развития рынка. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что небанковское финансирование не будет восприниматься как что-то экзотическое уже через три-пять лет».
О разнице между тем, что предлагается сейчас в России, и тем, что называется «Truth ABL», рассказывает директор по маркетингу компании МФК «Траст» Людмила Климанова: «При реализации финансирования “Truth ABL” оцениваются все активы потенциального клиента, начиная с дебиторской задолженности и заканчивая основными средствами компании. Для каждого актива применяется собственный коэффициент финансирования — он может быть равным 0,9 для дебиторской задолженности, 0,5 для основных средств, 0,7 для товарно-материальных запасов. Клиент имеет возможность получить финансирование сразу под все свои активы, не обращаясь к разным финансовым институтам: банкам, лизинговым и факторинговым компаниям по отдельности, а начав сотрудничество только с CF-организацией. И даже лозунг рекламной кампании, используемый во всем мире для продвижения финансового продукта ABL, звучит так: “More money!”».
Информация о работе Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N»