Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:09, дипломная работа
Целесообразность и эффективность применения данного финансового инструмента определяется условиями функционирования хозяйствующих субъектов. Для организации, продающей денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары (работы, услуги). Потребность в тщательном анализе эффективности осуществления факторинговой сделки для всех ее участников будет способствовать дальнейшему развитию рынка факторинговых услуг в нашей стране.
Введение 5
1. Факторинг, как услуга кредитной организации 8
1.1. Понятие, сущность и виды факторинга 8
1.2. Тенденции развития факторинговых услуг 20
1.3. Проблемы факторинговых услуг в российских кредитных организациях 33
2. Технологии и перспективы факторинга в российских кредитных организациях 40
2.1. Организационно-правовые аспекты факторинговых услуг кредитной организации 40
2.2. Технологические аспекты факторинговых услуг в кредитной организации 44
2.3. Перспективы развития факторинга в российских кредитных организациях 47
3. Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N». 73
3.1. Эффективность факторинговых услуг для банка 73
3.2. Эффективность факторинговых операций для клиента 82
3.3. Эффективное управление рисками при осуществлении факторинговых операций 87
Заключение 97
Спискок использованных источников 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Рэнкинг российских факторов по объему уступленных им денежных требований в 2007 г. 105
Существуют некоторые виды CF-услуг, до сих пор не распространенные в России, например так называемый Vendor financing — финансирование до 100% средств, необходимых клиенту CF-компании для закупки оборудования или иных видов активов у конкретного продавца (вендора).
Но основной актив, с которым работают CF-компании, — это дебиторская задолженность, а ключевой бизнес — факторинг — индустрия, которая уже достаточно давно развивается и в России. Правда, пока российский факторинг выглядит весьма скромно по сравнению с крупными западными рынками: в 2006 году его объем составил 11 млрд долларов, или 8,7 млрд евро. Для сравнения: объем факторингового рынка США по итогам 2006 года превысил 127 млрд долларов — и это только четверть от общего объема американского рынка Commercial finance. Причем нельзя сказать, что существующий объем рынка ABL в США является следствием недостаточного развития банковской системы. По итогам 2006 года в США на 100 тыс. человек приходится 33,2 точки банковского обслуживания, в то время как в России этот показатель, по данным АРБ, составляет менее 14.
В Америке направление факторинга растет несколько медленнее, чем рынок CF в целом: в 2006 году прирост составил соответственно 12,7 и 16,5%. «В США рынок ABL развивается на протяжении двадцати лет, тогда как в Европе всего четыре-пять лет. Причем львиную долю роста европейского рынка факторинга обеспечивает именно ABL-финансирование. В то же время есть ряд европейских стран, в которых до сих пор из-за “недружественного” законодательства такой услуги в принципе не существует, например Испания и Португалия», — рассказывает Людмила Климанова. Учитывая существующие позитивные тенденции в российской экономике, стабильность политической ситуации, относительно слабую институциональную насыщенность России банковскими услугами и темпы роста рынка факторинга в России (российский рынок факторинга ежегодно увеличивается на 80–100% последние три года), потенциал развития и других направлений Сommercial finance в нашей стране огромен.
Обратившись к опыту других рынков, мы увидим, что во всем мире факторинг развивается по схожим сценариям. На первом этапе, поняв, что услуга востребована, на рынок выходит ряд игроков, среди которых значительное число — универсальные банки, предоставляющие в основном исключительно финансирование под уступку/залог денежного требования (Invoice discounting). При этом применяются, как правило, те же технологии и подход к управлению рисками, что и при кредитовании.
Далее финансовый поток, направляемый в обмен на уступаемые денежные требования, постепенно начинает обрастать дополнительными услугами, такими как управление дебиторской задолженностью, ее взимание, страхование рисков, — так появляется полноценный факторинг (Full factoring). В России граница между двумя этапами несколько размыта: многие банки заявляют услугу Full factoring, но на практике предлагают Invoice discounting. На второй ступени, хотя количество услуг расширяется, но оказываются эти услуги всегда под один и тот же актив — денежные требования. Сегодня большинство участников российского факторингового рынка уже перешли на второй этап, предлагая помимо финансирования иные услуги, входящие в комплекс факторинга. Среди банков-факторов многие выделили факторинговое направление бизнеса в отдельную компанию или планируют это сделать в обозримом будущем. Это делается для того, чтобы избежать конкуренции факторинга с другими банковскими продуктами и применять единый подход к анализу кредитных рисков в банке и единый же подход к оценке рисков при финансировании под активы — в компании.
На третьем этапе, если финансовая структура планирует предлагать не только факторинг, но и предоставлять финансирование и оказывать услуги под иные активы помимо дебиторской задолженности, отсутствие специализированной сети дистрибуции станет критичным. Произойдет это потому, что те активы, под которые оказывают свои услуги Asset based lenders, пересекаются с теми, которые выступают в качестве залога при банковском кредитовании (недвижимость, оборудование, товары в производстве).
В итоге мы получаем два типа финансовых институтов, универсальных по выбору активов, под которые выдается финансирование, но специализированных с точки зрения единства используемых подходов к управлению рисками, — банки и CF-компании.
Хотя указанные в схеме способы финансирования бизнеса клиентов различаются по уровню сложности, нельзя сказать, что какой-то из них лучше/совершеннее, чем другой: эти способы для разных клиентов призваны решать разные задачи. Выбор заемщика между банковскими услугами и услугами CF, предоставляемыми под одни и те же активы, будет зависеть от финансового состояния компании-клиента, от качества его активов и, самое главное, от потребности в объемах финансирования и стратегии ведения бизнеса. В некоторых случаях для средней активно развивающейся компании обращение к услугам CF-компании может стать лучшим способом получить финансирование в требуемом объеме. «Необходимо помнить о том, что процедура мониторинга активов компании — это весьма дорогостоящее мероприятие, поскольку речь идет не просто о первоначальной оценке активов, но и о постоянном отслеживании (на ежемесячной основе) состояния активов клиента. Поэтому маловероятно, что такая услуга может быть предложена мелким клиентам. Для CF-компаний это будет просто не выгодно», — отмечает Людмила Климанова. Для консервативного крупного клиента более предпочтительным может стать банковский кредит. В то же время одна и та же компания, диверсифицируя источники своего фондирования, может пользоваться и банковскими, и CF-инструментами финансирования, используя при этом CF преимущественно для финансирования оборотного капитала. В данном ключе банки и CF-компании не являются конкурентами, а взаимно дополняют друг друга на финансовом рынке. К тому же вне зависимости от того, осуществляется ли финансирование банком или CF-компанией, все финансовые операции в любом случае проводятся через счета в банках и не уходят из банковской системы.
В 2007 году лидер российского факторингового рынка — компания «Еврокоммерц» заявила о своем намерении осваивать рынок Commercial finance и предложить своим клиентам возможность получения финансирования не только под уступку дебиторской задолженности, но и под иные существующие у них активы, в том числе товарные запасы и оборудование. «Мы уверены в дальнейшем динамичном росте индустрии небанковского финансирования, а соответственно и в том, что туда пойдут и другие игроки рынка факторинга, — делится прогнозами Илья Волков, — сколько будет участников рынка, сказать пока трудно, но то, что активный рост числа компаний данного сегмента рынка произойдет не завтра — факт».
Большинство сегодняшних участников рынка факторинга не захотят или не смогут предоставлять полный комплекс услуг на основе ABL, ограничившись факторингом и/или Invoice discounting. Развитие бизнеса CF требует существенных инвестиций в специальные технологии, системы управления рисками и развитие каналов дистрибуции, что не всегда укладывается в планы акционеров универсального банка, предлагающего факторинг, и с финансовой точки зрения не для всех доступно.
Участники рынка, которые сфокусируются на услугах ABL, будут вкладывать деньги как в качественный рост, так и в покупку портфелей других факторов, увеличивая свою долю в общем объеме рынка. Число игроков, позиционирующих свои услуги как полноценный факторинг, будет сокращаться. Дальнейшее развитие технологий сделает возможным появление компаний, которые будут предоставлять услуги Commercial finance не только под уступку дебиторской задолженности, но и под иные виды активов.
Хотя и обнаруживается интерес к России со стороны участников иностранных рынков Сommercial finance, ожидать их выхода на отечественный рынок в ближайшее время не следует. Тяга западных компаний к российскому рынку охлаждается двумя существенными факторами. Во-первых, амбиции иностранцев серьезно ограничивает недостаточная эффективность российской судебной системы для ведения бизнеса по привычным для них стандартам. Во-вторых, российский финансовый рынок молод, и на нем только начинают развиваться институты, способные обеспечить инфраструктуру оценки кредитных рисков (в частности, кредитные бюро). Имея хорошую юридическую закалку и собственную наработанную базу по дебиторам, российские факторы обладают значительно большими шансами преуспеть на отечественном рынке Commercial finance, чем крупные и опытные западные игроки. «Несмотря на огромный интерес ведущих факторинговых компаний нашей страны к данному продукту, им неизбежно придется столкнуться с налоговыми и законодательными проблемами, такими как, например, сложная, долговременная и с неоднозначным результатом законодательная процедура реализации залогового обеспечения», — предостерегает Людмила Климанова. Commercial finance — один из немногих сегментов финансового рынка, где российские институты имеют существенное преимущество перед западными игроками. Кроме того, CF-компании работают в секторе B2B и не имеют отношения к кредитованию физических лиц. Это позволяет таким компаниям не испытывать влияния негативных тенденций на внешних рынках. Вот почему даже в условиях мирового кризиса ликвидности ABL-компании могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны крупных инвесторов, желающих зарабатывать на российском рынке. [7, c.135].
Факторинговый рынок имеет огромный потенциал роста, но развитию рынка мешает отсутствие ясного законодательства в отношении субъекта факторинга. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности. Гражданский кодекс России устанавливает, что финансирование под уступку денежного требования могут осуществлять не только банки, но и другие коммерческие организации, имеющие соответствующее разрешение. Однако порядок лицензирования для небанковских факторинговых компаний до сих пор не установлен. Поэтому факторы предпочитают не рисковать и работают под банковской лицензией.
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не упоминает факторинг в качестве объекта своего действия. В статье 825 Гражданского кодекса говорится, что финансирование под уступку денежного требования могут заключать организации, имеющие соответствующие разрешения. В результате этой юридической коллизии регулированием факторинга занимается Банк России, но лишь по отношению к банкам, представляющим этот вид услуг в числе прочих.
Еще в 2006 году Минэкономразвития разработала поправки в Гражданский кодекс, отменяющие лицензирование факторинга. В прошлом году документ приняли в первом чтении. Как надеются участники рынка, процесс ускорится и закон вступит в силу уже в 2009-м.
Даже среди профессионалов нет единого понимания, что же считать факторингом. Необходим закон, который дал бы четкое определение явления и ликвидировал терминологическую путаницу. Например, зачастую кредитные организации, предлагающие услуги invoice discounting (финансирование под уступку денежного требования) позиционируют ее как full factoring (полный факторинг), включающий, помимо финансирования, управление рисками, информационно-аналитическое обслуживание и другой клиентский сервис. Большинство клиентов не понимают, почему один и тот же продукт имеет такой большой разброс на рынке по стоимости (схема).
Отчасти такое невнимание к правовому положению факторов объясняется незначительными до недавнего времени объемами этого рынка. В пользу того, что факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков, говорят прежде всего соображения управления ликвидностью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг – не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка. С другой стороны в банке конкурировать за существующие для финансирования средства будут несколько направлений. Условно говоря, есть 10 рублей, но надо дать 15 рублей на факторинг, 20 рублей – на кредит и так далее, и приходится выбирать между различными направлениями финансирования. А если у специализированной факторинговой компании есть 10 рублей, понятно, что, кроме как на факторинг, она эти деньги направить никуда не может.
В этом плане, если банк сталкивается с дефицитом ликвидности и с аналогичными проблемами сталкивается факторинговая компания, то, как правило, клиентам компании хоть что-то достается, пусть и не все, на что они рассчитывали, а клиентам банка может не достаться ничего, потому что было принято решение направить существующие деньги на другие проекты.
Эксперты утверждают, что знаковым для рынка факторинга событием стала регистрация 27 июля 2007 Ассоциации факторинговых компаний. Инициаторами создания профессионального объединения стали «Национальная факторинговая компания», «Межрегиональная факторинговая компания «Траст» и факторинговая компания «Еврокоммерц». Сейчас в планах ассоциации значатся налаживание диалога с властью, выработка «Кодекса участников рынка», создание единой статистической базы данных, развитие связей с зарубежными коллегами. Планируется, что членами ассоциации станут большинство российских факторинговых компаний, осуществляющих свою деятельность практически во всех регионах России. Во всем мире капитал обращается очень быстро, успешному бизнесу необходимо учиться работать так же быстро, при этом сокращая затраты. Так работает факторинг. Факторинг – это полный спектр услуг, направленный на содействие росту продаж клиента, т.е. на главную коммерческую цель любого бизнеса. Продуктовый ряд включает в себя, как правило, услуги по защите от кредитных рисков посредством выдачи поручительства за дебиторов клиентов; услуги по экспертизе и управлению дебиторской задолженности; услуги по финансированию под залог дебиторской задолженности. Но главное, факторинг позволяет автоматически использовать необходимые для бизнеса ресурсы.
Существуют и другие
сложности. Так зачастую официальная
финансовая отчетность российских компаний
не соответствует
Кроме того, в большинстве банков и факторинговых компаний в качестве документов, устанавливающих право требования, используются счет – фактуры и товарные накладные. В случае если организация работает с несколькими десятками покупателей, учет операций становится очень громоздким. Решить проблему можно при помощи внедрения электронного документооборота, но считанные единицы из числа факторов пока имеют в своем арсенале подобные системы.
На рынке факторинга ощущается недостаток профессионалов. Проблема отрасли заключается в том, что российская система высшей школы никак не может наладить выпуск соответствующих специалистов. В результате большинство компаний образованием и повышением квалификации занимаются прямо на рабочем месте путем передачи знаний новичкам более опытными сотрудниками. Такой процесс занимает неоправданно много времени.
Информация о работе Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N»