Понятие и классификация основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:27, реферат

Краткое описание

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и классификация основных средств.docx

— 253.67 Кб (Скачать файл)

Понятие и классификация основных средств

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

В соответствии с ПБУ 6/01(11), который введен в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

  • использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  • организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Для организации учета основных средств важное значение имеют следующие предпосылки: классификация основных средств, установление принципов оценки основных средств; установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров.

В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.

По отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) группировка основных средств позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства организации разделяются на производственные основные средства основной деятельности, производственные основные средства других отраслей, непроизводственные основные средства.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и пр.

К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

По степени использования основные средства разделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе (резерве), стадии достройки, до-оборудования, реконструкции и частичной ликвидации, консервации.

В зависимости от принадлежности основные средства разделяются на:

  • принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

  • находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; полученные организацией в аренду.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, т.е. законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими в совокупности одну функцию.

Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.

Арендуемые основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

 

 

 
1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ

 

Основные средства организации разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет, необходима классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отрасли хозяйства, степени пользования и по принадлежности. 
В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные. 
К основным средствам производственного назначения относятся: машины, станки, аппараты, инструменты, вычислительная техника, а также здания основных и вспомогательных цехов, отделов и служб, предназначенные для производственного процесса. 
Основные средства непроизводственного назначения непосредственно не участвуют в процессе производства, но их используют для обеспечения культурно-бытовых нужд работников организации (основные средства жилищно-коммунального хозяйства, поликлиник, мед. пунктов, клубов, стадионов, дет. садов и т.п.). 
Для обеспечения учета основных средств по отраслям предусмотрена классификация, т.е. деление их на следующие группы: промышленность; сельское хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; связь; строительство; торговля и общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт; информационно-вычислительное обслуживание; ЖКХ; здравоохранение; физ. культура и социальное обеспечение; народное образование; культура и т.д. 
По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Собственные основные средства организации числятся у нее на балансе, а арендованные принадлежат другой фирме, эксплуатируются временно за определенную плату, учитывается за балансом без начисления амортизации - текущая аренда. 
 
Различают три оценки основных средств: 
1. Первоначальную. 
2. Восстановительную. 
3. Остаточную. 
Первоначальная стоимость складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение периода нахождения в организации. 
Первоначальной стоимостью полученных объектов основных средств по договору дарения, безвозмездно в процессе приватизации, а также в качестве субсидий признается их рыночная стоимость на дату оприходования. 
Первоначальная стоимость объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бух. учете. 
Первоначальная стоимость за вычетом суммы износа называется остаточной стоимость основных средств. 
 
Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства основных средств, т.е. приобретение или строительство инвентарных объектов, исходя из действующих цен на момент переоценки.

 

В начало

 

2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И  АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ  И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкома РФ по статистике от 30.10.97г. №71а "Об утверждении, унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплату, основных средств и нематериальных активов, работ в капитальном строительстве". 
 
К ним в частности относятся: 
1. Ф № ОС-1. Акт (накладная) приемки-передачи основных средств. Составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. Документ применяется для учета вводов объектов в эксплуатацию за исключением тех случаев, когда ввод объектов в эксплуатацию. 
 
2. Ф № ОС-3. Акт приемки-сдачи отремонтированных реконструированных и модернизированных объектов. Применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта к реконструкции и модернизации. Составляется в двух экземплярах:  
первый - остается в организации,  
второй - передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию. 
 
3. Ф № ОС-4. Акт на списание основных средств. Применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных). Составляется в двух экземплярах: 
первый - передается в бухгалтерию,  
 
второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств. 
 
4. Ф № ОС-4а. Акт на списание автотранспортных средств. Применяется для оформления списания автотранспортных средств. Составляется в двух экземплярах:  
первый - передается в бухгалтерию вместе с документами, подтверждающими снятие с учета в ГИББД, 
второй - остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств. 
 
5. Ф № ОС-6. Инвентарная карточка учета основных средств. Применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств. Форма составляется в одном экземпляре. 
 
6. Ф № ОС-7. Акт о приемке оборудования в монтаж. Применяется для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Составляется в 2-х экземплярах. 
 
7. Ф № ОС-15. Акт приемки-передачи оборудования в монтаж. Предназначен для оформления передачи оборудования монтажным организациям. 
 
8. Ф № ОС-16. Акт о выявленных дефектах оборудования. Оформляется при выявлении дефектов в процессе ревизии, монтажа или испытании оборудования.

 

В начало

 

3. АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Поскольку основные средства изнашиваются постепенно следует обеспечить накапливание их источников, необходимых для восстановления окончательно износившихся объектов. Этот процесс обеспечивается путем включения в издержки производства или обращения сумм амортизационных отчислений, которые называются амортизационными. Размеры амортизационных отчислений установится в % к балансовой стоимости основных средств и называется нормами амортизационных отчислений. 
 
Амортизационные отчисления рассчитывают ежемесячно по основным средствам, числящимся на 1-е число отчетного месяца, в целых рублях (без копеек). Амортизацию прекращают начислять со следующего месяца выбытия основных средств и начисляют со следующего месяца после месяца поступления. Амортизация отчисления не производится по: 
- объектам основных средств, полученным за счет бюджета по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищного фонда; 
- объектам внешнего благоустройства и других аналогичных объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства; 
- специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п. объектам; 
- продуктивному скоту, буйволам, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста; 
- приобретенным изданиям (книгам и т.п.). 
 
Амортизация не начисляется также на те объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки). 
Начисление амортизации отражается в разработочной таблице № 6,9, в бухгалтерском учете ежемесячно, независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.  
Для учета амортизационных отчислений используется счет 02 "Износ основных средств", на котором происходит накапливание соответствующих сумм. Счет 02 - пассивный. Сальдо-кредитовое, отражает не только сумму износа всех объектов основных средств организации с начала их эксплуатации, но и одновременно суммой, возмещенной их стоимости через амортизационные отчисления; оборот по кредиту - суммы начисленной амортизации за отчетный период. 
02 - 91 
20, 23, 25, 26 - 02 
 
Согласно ПБУ 6/97 "Учет основных средств" организации могут выбрать способ начисления амортизации для разных групп однородных объектов основных средств исходя из установленных способов: 
- линейный способ; 
- способ уменьшения остатка; 
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; 
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). 
 
Необходимо отметить, что самым распространенным остается линейный способ расчета амортизации, для чего организации используют нормы амортизации, установленные Постановлением Совета Министров от 22.10.90г. №1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства РФ". 
При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. 
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта. 
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта.

 

В начало

 

4. УЧЕТ СРЕДСТВ НА РЕМОНТ

 

Большое внимание на предприятии надо уделять ремонту основных средств. Своевременность ремонта и надлежащее его качество обеспечивают ритмичность работы, сокращение простоев, увеличивают срок службы основных средств. 
С целью поддержания основных средств в рабочем состоянии на предприятии проводятся капитальный и текущие ремонты. Источником финансирования расходов на текущий и капитальный ремонт является единый ремонтный фонд. Он образуется за счет себестоимости продукции и рассчитывается по установленным нормативам. Если нормативы отсутствуют, то ремонтный фонд определяется исходя из суммы сметы на текущий ремонт и норм амортизационных отчислений на капитальный ремонт. 
Предприятие учитывает образование и использование ремонтного фонда на сч. 96/2 (субсчет "Ремонтный фонд основных средств"). Ремонтные работы предприятие может проводить как силами сторонних организаций подрядчиков, так и собственными силами. 
При подрядном способе все виды ремонтных работ выполняет сторонняя организация согласно договору с оплатой их по сметной стоимости. Сдачу объектов в эксплуатацию оформляют актом приема сдачи отремонтированных объектов (ф. №ОС-3). 
Без образования ремонтного фонда-затраты на ремонт включаются в себестоимость в том периоде, когда они осуществлены. 
Образуется ремонтный фонд (счет 96) за счет ежемесячных отчислений на основе сметы затрат на все виды ремонта. 
Отчисления в ремонтный фонд отражаются: 20, 23, 25, 26, 29, 44 - 96 
 
1) Ремонт подрядным способом: 
а) предъявлен счет подрядной организации за законченные и оформленные актом приемки работы по ремонту фонда: 96 - 60 
б) оплачено подрядчику: 60 - 51 
 
2) Ремонт хозяйственным способом: 
а) списываются фактические расходы на выполненный хозяйственным способом ремонт - 23-10, 70,69; 
б) списывается фактическая себестоимость законченного ремонта основных средств: 96-23; 
в) организация может списывать все затраты по ремонту в дебет 97 счета: 97-10, 70,69.

 

В начало

 

5. КОНСЕРВАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Консервация - это вывод отдельных объектов основных средств из эксплуатации из-за сокращения объема производства или смены ассортимента продукции выполняемых работ и услуг, ликвидации структурных подразделений. 
Решение на консервацию основных средств может принять руководитель организации или федеральные органы исполнительной власти или министерства и ведомства. 
Для осуществления консервации приказом руководителя организации назначается комиссия. Комиссия оформляет протокол решение о консервации основных средств с указанием перечня объектов, причины сроков консервации. На основании протокола комиссии составляется акт о переводе основных средств на консервацию, который утверждается руководителем организации, и подписывается членами комиссии и МОЛ-ми, за которыми числились эти объекты. 
 
Эти объекты остаются в составе баланса и затраты по содержанию законсервированных объектов включаются в состав внереализационных расходов, в Д 91 "Прочие доходы и расходы". 
Если на консервацию переводят объекты непроизводственного назначения, то затраты на их содержание списываются за счет нераспределенной прибыли в Д счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". 
По объектам основных средств, переведенным на консервацию на срок более 3-х месяцев, амортизационные отчисления не начисляются. 
Не облагаются налогом на имущество только те объекты, которые законсервированы по решению органов власти.

 

В начало

 

6. УЧЕТ ПЕРЕОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Положением по бухгалтерскому учету (6/97) разрешено не чаще 1 раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным ценам. Суммы переоценки и возникающие разницы относятся на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством РФ. 
Целью переоценки, особенно в период инфляции является проведение балансовой стоимости основных средств в соответствующие с действующими ценами и условиями воспроизводства. 
Порядок отражения результатов переоценки утвержден приказом Минфина РФ от 19.12.1995г. №130 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996г." 
 
В бухгалтерском учете фактической переоценки отражается на счетах в следующем порядке: 
- при переоценки основных средств производственного назначения ее суммы отражаются по Д 01 - К 83, а суммы износа: Д 83-02 
- при переоценки основных средств непроизводственного назначения ее суммы отражаются 01-84, а суммы износа 83-02. 
Результаты переоценки фиксируются в Форме №11, представляемой в стат. органы.

 

В начало

 

7. УЧЕТ АРЕНДОВАННЫХ ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ, ЛИЗИНГ

 

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение. 
Арендодатель сданное в аренду имущество учитывает на своем балансе в составе собственных основных средств соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств.  
Передача в аренду имущества, производится по договору аренды и оформляется приемо-передаточным актом. 
 
Финансовые результаты от сдачи в аренду имущества арендодатель отражает на прибыли или доходах будущих периодов. Производственные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает в Д счета 99 "Прибыли и убытки" с кредита счетов 10, 70, 69 и др. 
Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли: 99-02. 
Начисление арендной платы за отчетный период отражается по Д 76 - К 99. 
Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу, облагается НДС. Начисление НДС отражается Д 99 - К 68. Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды отражается по Д 76 - К 98. Поступившие арендные платежи записывают в Д 51/52 К 76. При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы. 
Арендодатель: 
1. Начислена арендная плата авансом за будущие отчетные периоды: 76-98 76/2-98-НДС 
Начислена арендная плата: 
76-99 -99-НДС 
2. Поступила арендная плата: 51-76 
3. Начислено амортизационное отчисление по арендованным основным средствам: 99-02 
4. Арендная плата, полученная авансом в соответствующем отчетном периоде относится на доходы отчетного периода: 98-99. 
Арендатор: 
1. Получены в аренду основным средством: Д 001 
2. Начислена арендная плата: 20, 23, 25, 26, 44-76 
3. Перечислена арендная плата: 76-51 
4. Начислена арендная плата авансом: 97-76 
5. Отражение ранее оплаченной арендной платы по наступлению отчетного периода: 20, 23-97 
6. Затраты на капитальный ремонт арендованных основных средств: 
- за счет арендатора: 20, 23, 25, 26, 44-23, 96, 76 
- за счет арендодателя: 76-23, 76, 96, 60 
7. Возврат основных средств арендодателю: К 001 
Организация бухгалтерского учета лизинговых операций осуществляется в соответствии с Временным положением о лизинге, утвержденным Постановлением правительства РФ от 29 июня 1995г. № 633. 
Учет у лизингодателя. 
Затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений по приобретению лизингового имущества, отражается на счете 08 "Капитальные вложения", 4 субсчет "Приобретение отдельных объектов О.С.". 
1) Приобретенное для лизинга имущество: 
01-08 
 
2) Амортизация стандартная: 
20-02 
 
3) Поступление платежей от лизингополучателя: 
51-62 
 
4) При выкупе имущества лизингополучателем (списание на реализацию): 
91-01 
 
5) Износ по имуществу: 
02-91 
 
6) На реализованное лизинговое имущество начисляется НДС: 
Д 91-К 68 
 
7) Финансовый результат: 
91-99 
 
Если лизинговое имущество реализовано ниже себестоимости, то финансовый результат: 
99-91 
 
Лизингополучатель 
1) Лизинговое имущество учитывается у лизингополучателя: 
Д 001 
 
2) Начисление лизинговых платежей: 
20-76 
 
3) Уплата: 
76-51 
 
4) Если предусматривается выкуп оборудования, то стоимость списывается с забалансового счета Д 01 (по первоначальной стоимости) - К 02 (на сумму износа).

Информация о работе Понятие и классификация основных средств