Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:30, курсовая работа
Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплаты дивидендов акционерам банка.
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в большинстве развитых стран. Кроме того, сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т.п.
Потребительское кредитование получило широкое распространение в развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.
Введение 3
1. Теоретические основы потребительского кредитования 5
1.1 Экономическая сущность потребительского кредитования 5
1.2 Виды потребительского кредитования 12
2. Анализ современного состояния потребительского кредитования в России 18
2.1 Оценка рынка потребительского кредитования в России 18
2.2 Особенности потребительского кредитования в Сахалинской области 31
3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования Российской Федерации 38
Заключение 48
Список использованных источников 51
Каждый вопрос имеет максимально возможный балл, который будет выше для таких важных вопросов, как профессия, и ниже для таких вопросов, как возраст.
После окончательного подсчёта очков вручную или с помощью компьютера банк определяет, какую услугу разумнее предоставить клиенту: ссуду или овердрафт.
Некоторые банки в установленном порядке запрашивают информацию о заявителе в кредитных справочных агентствах, другие делают это только в крайних случаях.[10. С.43-44]
Следует уточнить, что не каждый может получить потребительский кредит. Для финансового учреждения, предоставляющего кредит, важно знать, что его деньги будут возвращены вместе с процентами и остальными выплатами. Уменьшить кредитный риск позволяет ''кредитная история'' – это накопленные в течение длительного времени сведения о получении и возвращении заёмщиком банковских кредитов. Такие сведения позволяют судить о надёжности исполнения заёмщиком принятых на себя обязательств о возврате полученных средств.
Таким образом, потребительскому кредитованию присущи следующие виды:
2. Анализ современного состояния потребительского кредитования в России
2.1 Оценка рынка потребительского кредитования в России
По данным ЦБ РФ, на 1 января 2011 г. кредитные организации России предоставили кредиты физическим лицам на сумму 1 212 871 млн. руб. С 2005 по 2011 гг. величина кредитов населению увеличилась с 0,5 до 2,3 % ВВП, а к 2013 г. этот показатель должен достичь 5% ВВП, в соответствии с рисунком 2.
Рисунок 2.1 Динамика объемов потребительского кредитования (в % к объему ВВП)
Агентство «РБК.Рейтинг» совместно с проектом MoneyGuide подготовило рейтинги самых потребительских банков по итогам 2010 года. Всего в рейтинге приняло участие 93 банка. Совокупный объем выданных беззалоговых кредитов всех участников рейтинга в прошлом году превысил 1.1 трлн. руб. (таблица 2.1).
В региональной структуре рынка по-прежнему доминировал Центральный Федеральный Округ, на который пришлось порядка 30% всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных кредитов оказались Приволжский и Сибирский Федеральный Округ, на которые пришлось 20% и 15% рынка соответственно.
Таблица 2.1
Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в 2009-2011 гг.
№ |
Банк |
Выдано беззалоговых кредитов в 2011 году* (тыс. руб.) |
Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.2010 (тыс. руб.) |
Выдано беззалоговых кредитов в 2009 году* (тыс. руб.) |
Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.2010 (тыс. руб.) |
1 |
Сбербанк |
429 284 180.00 |
643 757 755.80 |
419 746 075.40 |
596 615 830.40 |
2 |
Русский Стандарт |
156 923 717.10 |
137 075 101.90 |
174 606 469.90 |
155 489 843.40 |
3 |
ВТБ 24 |
103 453 970.00 |
129 754 430.10 |
54 433 254.70 |
60 258 466.20 |
4 |
Альфа-Банк |
51 908 479.60 |
41 254 857.60 |
37 595 604.80 |
27 630 048.90 |
5 |
Ренессанс Кредит |
46 911 568.50 |
41 517 284.50 |
40 344 183.40 |
32 892 883.00 |
6 |
Росбанк |
34 609 963.80 |
57 849 095.70 |
35 842 560.30 |
46 765 946.40 |
7 |
Восточный Экспресс |
30 850 294.40 |
17 767 873.00 |
26 505 233.10 |
15 328 259.00 |
8 |
ОТП Банк |
30 250 887.30 |
17 861 212.00 |
24 764 260.00 |
17 768 937.10 |
9 |
Русфинанс Банк |
28 090 017.40 |
22 947 745.20 |
15 473 983.00 |
9 912 483.00 |
10 |
Райффайзенбанк |
25 094 137.60 |
32 095 749.40 |
19 525 812.60 |
23 173 805.10 |
11 |
Кредит Европа Банк |
21 166 573.50 |
17 424 186.00 |
14 715 597.20 |
13 653 670.00 |
12 |
УРСА Банк |
17 714 851.60 |
24 248 200.20 |
29 594 542.70 |
26 153 918.70 |
13 |
Транскредитбанк |
17 022 320.00 |
30 596 584.00 |
17 955 266.00 |
21 514 916.00 |
14 |
Уралсиб |
15 028 625.40 |
20 210 416.80 |
17 208 335.90 |
19 816 796.70 |
15 |
Смоленский Банк |
11 410 023.50 |
3 366 076.10 |
9 639 393.40 |
2 717 526.40 |
16 |
Газбанк |
10 802 692.00 |
3 320 029.00 |
17 916 725.00 |
3 589 649.00 |
17 |
УБРР |
9 788 903.10 |
11 478 638.00 |
9 359 365.50 |
8 244 810.50 |
18 |
Балтийский Банк |
7 132 943.00 |
5 941 653.50 |
9 199 920.00 |
5 516 932.40 |
19 |
МБРР |
7 042 661.90 |
5 979 888.10 |
6 185 444.30 |
4 985 178.20 |
20 |
Пробизнесбанк |
6 221 204.00 |
8 615 553.00 |
8 820 313.00 |
7 583 022.00 |
Условия предоставления кредитов некоторыми банками по состоянию на 01.03.2011 представлены в приложении. В целом, структура рынка кредитования физических лиц (рисунок 2.2.) отражает уровень экономического развития регионов и их долю в общероссийском ВВП.
Рисунок 2.2 Региональная структура рынка потребительского кредитования на 01.10.2011
ЦФО - Центральный федеральный округ
ПФО – Приволжский федеральный округ
СФО – Сибирский федеральный округ
УФО – Уральский федеральный округ
СЗФО – Северо-Западный федеральный округ
ЮФО – Южный федеральный округ
ДФО – Дальневосточный федеральный округ
В валютной структуре рынка доминировали рублевые кредиты (порядка 85% общего объема кредитного портфеля), а срочная структура рынка указывает на преобладание долгосрочных кредитов (более 3 лет). На долю кредитов срочностью от 1 до 3 лет пришлось порядка 18% кредитного портфеля, а на кредиты срочностью от 6 месяцев до 1 года - почти 10%.
Активный рост потребительского кредитования, наблюдавшийся в прошлые годы, закончился. По некоторым оценкам, объем беззалоговых кредитов, выданных физическим лицам за I полугодие 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, снизился более чем на 40%.
Данный результат ожидаем, если учесть, что само количество желающих получить кредит с начала кризиса значительно сократилось, что на фоне растущих ставок по потребительским кредитам и ужесточению правил их получения выглядит вполне закономерно. Многие банки и сами не заинтересованы в развитии данного сегмента - слишком высоки риски не возврата.
Агентство «РБК. Рейтинг» подготовило очередной рэнкинг банков по объему выданных беззалоговых кредитов за I полугодие 2011 года. Результаты рэнкинга оказались значительно хуже прошлогоднего. При этом снизились не только объемы выданных кредитов (а у некоторых банков они сократились почти в 4 раза, что, впрочем, пока не носит массового характера), но и количество самих участников, многие из которых не захотели раскрывать свои показатели. Так, за 2010 год, количество участников сократилось почти на 10%, при этом многие из них в прошлом показывали довольно внушительные результаты, занимая в рэнкинге не последние места (таблица 2.2).
Отсутствие в рэнкинге двух активных игроков: «Сбербанка» и «Русского Стандарта», позволило «ВТБ 24» занять первое место, значительно опередив других участников. Объем выданных беззалоговых кредитов за I полугодие 2011 года составил более 33 млрд. руб., что почти на 14 млрд. руб. больше аналогичного показателя «Альфа-банка», занимающего второе место, третье место занимает «ХКФ-БАНК» с результатом 12 млрд. руб.
Таблица 2.2
Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2011 году
№ |
Банк |
Выдано беззалоговых кредитов за I полугодие 2011 года (тыс. руб.)* |
В том числе кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., зарегистрированными на территории Москвы и Московской области (тыс. руб.) |
В том числе кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., зарегистрированными на территории Санкт-Петербурга (тыс. руб.) |
1 |
ВТБ 24 |
33 029 193.86 |
6 014 344.94 |
2 455 110.31 |
2 |
Альфа-банк |
19 290 217.81 |
5 099 786.35 |
1 073 940.14 |
3 |
ХКФ-БАНК |
12 324 567.00 |
899 292.00 |
491770 |
4 |
Россельхозбанк |
11 588 710.50 |
77 049.03 |
38 170.95 |
5 |
Русфинанс Банк |
10 988 107.18 |
523 985.86 |
328 060.21 |
6 |
ОТП Банк |
9 390 975.76 |
- |
- |
7 |
Восточный Экспресс |
9 083 578.12 |
48 298.12 |
98 752.34 |
8 |
Газбанк |
5 001 514.26 |
- |
- |
9 |
Росбанк |
4 510 505.65 |
211 196.61 |
51 181.50 |
10 |
Уралсиб |
3 783 641.44 |
339 101.61 |
274 998.83 |
По размеру портфеля беззалоговых кредитов на 1 июля 2011 года также лидирует «ВТБ 24» с результатом более 139 млрд. руб., а вот второе и третье места занимают: «Россельхозбанк» (55.11 млрд. руб.) и «Росбанк» (52 млрд. руб.), соответственно.
Что касается регионального разреза потребительского кредитования, то отметим следующее. По данным исследовательской группы ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», в 2009 г. по числу выданных кредитов лидировали Центральный и Поволжский Федеральные округа (около 1/3 и 1/5 всего объема соответственно). Меньше всего - 4% - выдали потребительских кредитов кредитные организации Дальневосточного Федерального округа - рисунок 2.3.
Рисунок 2.3 Региональная структура рынка потребительского кредитования
По данным BusinessVision, проводившего опрос среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Краснодара, Нижнего Новгорода и др. в 2009 г. в 41 % случаев потребительский кредит брался с целью приобрести бытовую технику, в 37% -для покупки компьютерной техники, в 15% - одежды, в 6% - автомобиля, в 1% случаев - на другие нужды (покупка жилья, лечение, туризм)- рисунок 2.4.
Рисунок 2.4 Предпочтения заемщиков (в % от суммы кредитов, взятых в 2009 г.)
Основными предпосылками развития банков стал рост экономики России, увеличение реальных доходов населения вследствие этого роста, а также постепенное заполнение рынка потребительского кредитования конкурентоспособными игроками, предоставляющими потребителям кредитные услуги на конкурентоспособных ценовых условиях.
Структура рынка потребительского кредитования в течение 2010 г. претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущим годом.
В частности, структура рынка несколько сместилась в пользу целевых кредитов (автокредитование, товарное кредитование, ипотека), доля которых выросла примерно на 10 %. Наиболее быстрорастущим сегментом рынка было автокредитование, доля которого выросла более чем на 7 %. На целевые кредиты по итогам 2010 г. пришлось порядка 62 % объема портфеля кредитов, выданных физическим лицам.
В региональной структуре рынка по-прежнему доминировал Центральный федеральный округ, на который пришлось порядка 30 % всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных кредитов оказались Приволжский и Сибирский федеральный округ, на которые пришлось 20 % и 15 % рынка соответственно. В целом, структура рынка кредитования физических лиц отражает уровень экономического развития регионов и их долю в общероссийском ВВП.
В валютной структуре рынка доминировали рублевые кредиты (порядка 85 % общего объема кредитного портфеля), а срочная структура рынка указывает на преобладание долгосрочных кредитов (более 3 лет). На долю кредитов срочностью от 1 до 3 лет пришлось порядка 18 % кредитного портфеля, а на кредиты срочностью от 6 месяцев до 1 года - почти 10 %.
В течение 2009 - до сентября 2011 гг. развитие рынка потребительского кредитования развивался бурными темпами, увеличился спрос на кредиты со стороны населения, росли доходы домашних хозяйств. Росту рынка способствовал ряд факторов, в числе которых продолжающийся рост экономики страны, сопровождаемый ростом доходов населения, появление на рынке новых игроков и новых кредитных продуктов и, как следствие, снижение ценовых условий кредитования.