Прибыль коммерческого банка и факторы, ее формирующие (на примере Газпромбанка)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Вопросы становления двухуровневой банковской системы, развития и повышения эффективности для деятельности коммерческих банков нашли отражение в работах российских учёных и специалистов С.Б. Барнголыд, Л.Г.Батраковой, А.С. Булатова, И.В. Вишнякова, А.Г. Грязновой, М.Б. Диченко, В.В. Иванова, А.Ю. Казака, В.В. Киселева, В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Р.Г. Ольховой, Г.С. Пановой, М.А. Песселя, В.И. Петровой, Г.С. Поповой, В.И. Рыбина, К.К. Садвакасова, и зарубежных специалистов в области банковского дела: Т.Коха, Дж. Синки, А. Томпсона, С. Фишера, Г. Шмалена.

Содержание

Введение 3
1. Прибыль как экономическая категория. Прибыль коммерческих банков и ее отличительные особенности 9
1.1. Анализ сущности, функций прибыли и её роли в современной рыночной экономике 9
1.2. Классификация факторов внутренней и внешней среды, влияющих на рост прибыли предприятий в условиях рыночной экономики 13
1.2.1. Общеэкономические факторы 13
1.2.2. Влияние политической обстановки 14
1.2.3. Межбанковская конкуренция 16
1.3. Особенности анализа прибыли коммерческого банка 23
1.3.1. Операции и услуги коммерческих банков 23
1.3.2. Управление прибылью коммерческого банка 32
2. Операции и услуги коммерческих банков, методики анализа прибыли коммерческого банка 37
2.1. Анализ прибыли коммерческого банка 37
2.2. Структурный анализ доходов 40
2.3. Структурный анализ расходов 43
2.4. Структурный анализ финансового результата 46
Показатели 47
2.5. Система финансовых коэффициентов для оценки прибыльности 49
2.6. Факторный анализ уровня прибыльности банка 50
2.7. Методы текущего регулирования прибыли 51
3. Анализ прибыли коммерческого банка на примере ОАО «Газпромбанк» 54
3.1. Анализ банковского баланса ОАО «Газпромбанк» 55
3.2. Анализ доходов, расходов и прибыли ОАО «Газпромбанк» 70
3.3. Факторный анализ уровня прибыльности банка 87
3.4. Показатели прибыльности “Газпромбанка” 91
Заключение 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 103

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Прибыль, прежде всего, выполняет  функцию меры эффективности общественного производства, поскольку она определяет конечный результат финансово-хозяйственной деятельности субъекта экономики. В любой рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась признаком компетентного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете, финансовые результаты (валовая прибыль или убыток) деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

Прибыль выступает и  в качестве меры накопления. В данной функции прибыль выступает основным источником общественного воспроизводства на расширенной основе. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Если доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, будет недостаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников, то процесс общественного воспроизводства вообще может прекратиться.

Выделяется функция прибыли как средство регулирования перелива капитала. Объективно капитал находит то место в отраслевой структуре, которое является более выгодным (различный уровень нормы прибыли). Это закон, который не знает ни хозяйственных, ни государственных границ. Поэтому в современной экономике можно наблюдать перелив капитала не только между отраслями хозяйства внутри страны, но и между различными государствами.

Функции прибыли выступают во взаимосвязи  и взаимообусловленности. Функция  прибыли как средство регулирования перелива капитала создает условия, при которых предприятие и отрасль могут успешно развиваться. Основу этого развития обеспечивает функция меры накопления. А функция меры эффективности экономики дает возможность определить (оценить) уровень этого развития.

1.2. Классификация факторов внутренней и внешней среды, влияющих на рост прибыли предприятий в условиях рыночной экономики

 

Факторам внешней окружающей среды, влияющей на рост прибыли предприятия, в отечественной управленческой науке как на более раннем периоде, так и в настоящее время не уделялось достаточно внимания. Следовательно, проблема остается малоисследованной и особенно такие ее факторы, как:

    • Общеэкономические факторы;
    • Влияние политической обстановки;
    • Межбанковская конкуренция;

Рассмотрим указанные  факторы более подробно.

1.2.1. Общеэкономические факторы

 

Прежде всего необходимо отметить, что факторы, препятствующие развитию банковской деятельности, могут быть разделены на внешние по отношению  к банковскому сектору и внутренние.

К числу внешних факторов относятся: невысокие темпы структурных  преобразований в экономике, низкая ликвидность, недостаточная капитализация, слабая достоверность отчетности многих отечественных предприятий и  недостаточная транспарентность большинства  из них, низкий уровень монетизации экономики, слабость законодательной защиты прав кредиторов (в том числе обеспеченных), серьезные недостатки судебной системы, недостаточное правовое обеспечение возможностей банковского надзора, недостаточный уровень странового рейтинга России.

К числу внутренних факторов можно  отнести низкое качество управления во многих кредитных организациях, включая недостаточную эффективность  систем управления рисками и внутреннего  контроля, нетранспарентную структуру  собственности, слабое развитие современных банковских технологий.

Недостаточное развитие банковской деятельности ограничивают главным образом высокие  риски.

Совокупный капитал банковского  сектора составляет около 4% ВВП, что  существенно меньше аналогичных  показателей не только развитых, но и основной части развивающихся стран.

1.2.2. Влияние политической обстановки

 

Базовым условием успешного реформирования банковского сектора является проведение государством адекватной политики в  данной сфере. Целью государственной  политики в отношении банковской системы и финансового сектора экономики в целом является обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для кредитных организаций, и базироваться на коммерческих интересах и соблюдении пруденциальных принципов ведения бизнеса.

Государственная политика в отношении  банковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночных начал деятельности кредитных организаций и использовании преимущественно косвенных методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере. Воздействие государства на банковский сектор осуществляется главным образом путем формирования адекватной законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг, а также контроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов.

Непосредственное влияние на функционирование банковского сектора через участие в капитале кредитных организаций носит ограниченный характер с общей тенденцией к сокращению этого участия в перспективе. Вместе с тем, с учетом переходного характера экономики и степени устойчивости банковского сектора в ближайшие несколько лет государство вынуждено будет сохранить достаточно весомую долю своего участия в капитале российских банков.

В отношении банковского сектора  государство:

  • обеспечивает развитие законодательных основ системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
  • не вмешивается в операционную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством;
  • не допускает каких- либо привилегий для отдельных кредитных организаций или их клиентов; строго соблюдает законодательно установленные принципы антимонопольного регулирования и поощрения конкуренции на финансовых рынках; обеспечивает развитие законодательных норм и правоприменительной практики, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным путем.

1.2.3. Межбанковская конкуренция

 

Конкурентоспособность – одна из главных отличительных особенностей любой фирмы, в том числе и коммерческого банка. Она определяется как ее преимущество по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Это сравнение может основываться как на качественных характеристиках продукции и оказываемых услуг, так и на основе количественных (единичных, групповых, интегральных) характеристик. Следует отметить одно важное обстоятельство. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы. Это означает, что оценка конкурентоспособности фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары (услуги) - субституты. Выявить конкурентоспособность можно только сравнивая фирмы между собой как в рамках отрасли, так и в масштабе всей страны и даже мирового рынка.

Условия конкуренции на рынке услуг населению (наиболее перспективный источник привлечения средств) существенно различаются в Москве и регионах. Для столичного розничного рынка характерны:

  • сильная конкуренция между банками, (в Москве расположены 56% российских банков);
  • устойчивый спрос на достаточно широкий спектр банковских продуктов (помимо депозитов — пластиковые карточки, потребительский кредит, доверительное управление средствами, международные переводы и др.), что обусловлено более высокими стандартами жизни в столице.

Как показывает анализ динамики депозитов, на московском рынке ключевыми факторами  конкурентоспособности (в порядке  убывания) являются:

  • оценка вкладчиками надежности банка;
  • разнообразие предоставляемых финансовых услуг;
  • способность предложить более высокие процентные ставки по депозитам при том же уровне надежности.

С точки зрения оценки надежности наивысшим приоритетом обладают крупные государственные и иностранные  банки, за ними следуют остальные  крупные банки.

В регионах конкуренция, как правило, идет между Сбербанком и одним-двумя местными банками. Население имеет низкий уровень сбережений и потому придерживается консервативной стратегии их размещения. В этих условиях уровень процентных ставок и разнообразие предлагаемых услуг не играют существенной роли, а успех на рынке фактически зависит от одного фактора — оценки вкладчиками уровня надежности банка. Как и в Москве, она тесно связана с участием государства, в том числе региональных властей в его капитале, а также с размером банка.

Причина сдержанности иностранных банков на российском рынке состоит в отсутствии масштабных каналов размещения средств внутри страны с приемлемым для них уровнем рисков. Круг их заемщиков весьма узок — дочерние структуры зарубежных фирм и ряд крупных экспортно-ориентированных российских компаний. В этих условиях приток дополнительных платных ресурсов может привести лишь к неоправданному росту стоимости пассивов и уменьшению и без того невысокой прибыльности операций иностранных банков. (Сейчас отношение прибыли к активам у них почти в два раза ниже, чем в среднем по банковской системе.)

Сбербанк — крупнейший участник рынка вкладов – заметно уменьшил свою долю на этом рынке (на 2,6% по сравнению  с 1 октября 2002 г.). Присутствуя во всех регионах, контролируя львиную долю рынка, Сбербанк, тем не менее, не может поддерживать лидерство среди крупных банков по динамке роста привлеченных от населения средств. Это связано с начавшимся процессом восстановления доверия населения к коммерческим банкам, а также с более высоким качеством и разнообразием предоставляемых этими банками услуг.

Таким образом, можно  провести классификацию факторов роста  прибыли предприятия в условиях рыночной экономики (см. рисунок 1).

Рис. 1. Классификация факторов роста  прибыли предприятия4

 

Под факторами внешней  среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что для роста прибыли предприятия необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

Внешняя среда организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

Деления факторов внешней  среды на факторы прямого и  косвенного воздействия не производится. Возникает вопрос: а нужно ли такое  деление? Да, такое деление необходимо.

К факторам прямого воздействия на рост прибыли предприятия можно отнести:

  • сырье и материалы;
  • наличие денежных средств (капитала);
  • трудовые ресурсы;
  • нормативные законы (система законов);
  • потребители;
  • конкуренты;

Поставщики - это группа предпринимателей, отдельные предприятия, обеспечивающие непрерывный производственный процесс путем поставки предприятию  сырья, энергии, капитала, трудовых ресурсов, комплектующих изделий как внутри данной страны, так и за ее пределами.

Сырье и материалы. Несмотря на то, что мы уже называли перечень сырья и материалов в разделе "Поставщики", тем не менее следует  отметить, что предприятие не может  успешно функционировать, если не будет  в достаточном количестве обеспечено сырьем, материалами, комплектующими изделиями, так как отсутствие какого-либо одного вида материалов ведет к нарушению производственного процесса. Положительным примером бесперебойного обеспечения сырьем и материалами могут служить фирмы Японии.

Капитал. Для успешной работы предприятия ему необходим  собственный капитал, т.е. оплаченный капитал, прибыль и другие доходы. Капитал основной, включающий стоимостную  оценку всего имущества, срок амортизации  которого превышает один год, а также  капитал инвесторов (банков, акционеров, частных лиц).

Трудовые ресурсы. Обеспечение  предприятия рабочей силой соответствующей  квалификации, способной выполнить  поставленные задачи.

Государство. Обеспечивает эффективное функционирование предприятий  с различными формами собственности за счет разработки таких законов, включая налоговую политику, которые отвечали бы интересам предпринимателей, государства и обеспечивали стабильность развития экономики.

Потребители. Продукция  предприятия производится не ради ее производства, а ради того, чтобы ее покупали потребители. Именно потребители определяют, какие товары и услуги им необходимы и по какой цене они будут реализовываться. Следовательно, предприятие должно вести постоянную работу в поисках своего потребителя, своей рыночной ниши.

Информация о работе Прибыль коммерческого банка и факторы, ее формирующие (на примере Газпромбанка)