Проблемы и перспективы развития пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Стремительное развитие технического прогресса за последние несколько лет не могло не сказаться на развитии банковских технологий, несмотря на консерватизм этой сферы общественной жизни. Применение компьютеров позволило не только значительно сократить трудовые затраты при совершении банковских операций, унифицировать бухгалтерский учет, ускорить взаиморасчеты, но и дало возможность широкого внедрения принципиально новых банковских продуктов. К числу таких продуктов, несомненно, относится и осуществление взаиморасчетов посредством пластиковых карт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БАНКОВСКИХ КАРТ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ 5
1.1 Пластиковые карты как особый вид банковских услуг 5
1.2 Экономико-организационные основы использования пластиковых карт 14
1.3 Основные понятия, применяемые в системе безналичных платежей 24
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ
СБЕРБАНКА РОССИИ 27
2.1 Анализ структуры банковских операций 27
2.2 Анализ организации работы с международными пластиковыми картами
в банке 32
2.3 Анализ количественных показателей по картам АС «Сберкарт» 48
3 РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ
КАРТ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА.docx

— 565.64 Кб (Скачать файл)

В указанной схеме важное место занимает вопрос контроля за не превышением суммы покупок  над остатком по счету, а также  блокирования операций с украденными (утерянными) картами.

Исходя из этих соображений, эмитент обычно вводит процедуру  авторизации. Авторизация - разрешение, которое должен получить у организации-эмитента сотрудник пункта обслуживания во время  оформления операции. Авторизационный запрос обычно включает номер карточки, срок ее действия и сумму операции, а также иногда некоторую другую информацию, связанную с обеспечением безопасности операции. Практически всегда авторизационный центр лишь подтверждает возможность или невозможность оплаты запрошенной суммы данной карточкой. По тем же соображениям безопасности и тайны вклада в авторизационном запросе не фигурирует имя держателя карточки и его остаток на счете.

Рассмотрим эту схему  с коммерческой точки зрения. Для  клиента желательно, чтобы такая  карточка принималась в возможно большем количестве коммерческих точек  и банковских учреждений. С увеличением  числа пунктов обслуживания растут и доходы самого эмитента. Так изначально в карточном бизнесе возникает  потребность в создании максимально разветвленной системы [13].

Здесь важна для всех участников именно система, поскольку, если имеется  только один эмитент, пусть даже очень  крупная компания, то число ее клиентов измеряется тысячами. Количество филиалов и отделений - максимум несколькими  десятками. Допустим, этот эмитент выдал  карточки всем своим клиентам.

Необходима коммерческая сеть магазинов и других предприятий  обслуживания, где эти карточки принимались  бы в качестве средства платежа. При  этом любой клиент заинтересован, чтобы  магазин (банкомат, заправочная станция), был максимально приближен к месту его пребывания в конкретный момент времени. Совершенно ясно, что ни один, даже самый мощный финансовый институт не сможет организовать густую сеть обслуживания, охватывающую всю страну. Но без создания такой сети невозможно заинтересовать в приобретении карточки широкий круг пользователей.

С другой стороны, руководство  любой торговой компании при решении  вопроса о приобретении оборудования, обслуживающего пластиковые карты, прежде всего заинтересуется вопросом о количестве своих собственных клиентов (покупателей), уже имеющих карты, поскольку при отсутствии таковых значительные средства, вложенные в карточный проект останутся замороженными. В результате возникает противоречие: мало магазинов - неинтересно клиентам, мало клиентов - неинтересно магазинам.

Из вышеизложенного вытекает два важных вывода. Во-первых, карточный  бизнес состоит из двух тесно взаимосвязанных  и взаимозависимых частей: клиенты-держатели  карточек и коммерческая сеть, в  которой данные карточки принимаются  в качестве платежного средства. В  связи с этим в более выгодной ситуации среди прочих коммерческих компаний находятся именно банки, поскольку  у них есть и то, и другое. Во-вторых, одного банка, даже очень большого, для создания конкурентоспособной  системы недостаточно, предпочтительно  объединение нескольких банков. Кроме  всего прочего, это также дешевле  и эффективней для самих банков. Так появляется необходимость в  карточке с единым названием, эмблемой и изготовленная в едином стандарте, которая тем не менее имеет своеобразный дизайн и логотип выпустившего ее банка.

Именно этим путем развивались  Виза, Мастер Кард и Европей, которым принадлежит сейчас около 70% мирового карточного рынка.

Но в такой межбанковской  ассоциации необходимо связующее звено - организация, которая проводила  бы расчеты между эмитентами. Ведь клиент одного банка может прийти за покупкой в магазин, обслуживаемый  другим банком. И в этом случае все заинтересованы, чтобы оплата карточкой не просто состоялась, но и все расчеты были произведены максимально быстро. Это можно осуществить только имея единый центр, обрабатывающий операции, то есть осуществляющий процессинг. Такая центральная процессинговая компания может выполнять в платежной системе еще и другие важные функции, например, авторизацию.

Таким образом, в развитую платежную систему входят: банки-эмитенты карт; банки-эквайреры - «владельцы коммерческой сети», работающие с магазинами (от англ. Acquirer); магазины и другие сервисные точки; расчетные банки; центральная и связанные с ней региональные компании, обрабатывающие операции (процессинговые компании)[1].

Однако самое главное  в платежной системе - клиенты-пользователи карточек, поскольку именно они, в  той или иной форме, оплачивают содержание остальных участников системы.

Держатель карточки получает от магазина покупку в кредит, поскольку  не передает в кассу непосредственно  наличные деньги в момент получения  товара. Магазин, представив слип, получает от своего банка денежное возмещение покупки. Банк магазина непосредственно  или через расчетный банк платежной  системы получает эту же сумму  от банка-эмитента данной карточки. Банк-эмитент  получает деньги с клиента путем  их списания с его счета. Если клиент и торговое предприятие имеют  счета в одном банке, то этот банк вообще может обходиться без услуг  процессинговой компании, при условии  что сам проводит авторизацию.

В соответствии с вышеприведенной  схемой, в разных направлениях движутся финансовые средства и документы. Так, магазин, отпуская клиенту товар, получает от него взамен слип с распиской  на соответствующую сумму. Банк магазина возмещает последнему сумму товаров, проданных держателем карточек, строго в соответствии с представленными  слипами. Переведя данные слипов (операций) в электронную форму, банк создает  из них файл, отправляет его в процессинговую компанию и получает через расчетный банк возмещение на соответствующую сумму. Документом на данном этапе является электронный файл (журнал), созданный в установленном формате и соответствующим образом зашифрованный. В компании в процессе обработки всех принятых файлов происходит сортировка операций, представленных к оплате в систему за этот день и формируются файлы для банков-эмитентов. Такой файл является документом, на основании которого процессинговая компания получает от банка-эмитента средства, соответствующие сумме всех операций, проведенных держателями карточек данного банка. Банк-эмитент на основании электронных журналов проводит дебетование или кредитование карточных счетов клиентов. Впоследствии для каждого клиента формируется выписка по его счету, включающая все операции, прошедшие за определенный период (как правило, 1 месяц). Для держателей кредитных и расчетных карт выписка является документом, на основании которого клиент должен оплатить свой долг банку на заранее оговоренных условиях. В случае с дебитными и предоплатными картами выписка лишь информирует клиента о движении средств по его счету[13].

При большом объеме операций в платежной системе создается  несколько процессинговых центров, чтобы разгрузить центральную процессинговую компанию от лишних информационных потоков, а расчетный банк от лишнего движения средств. Банк, одновременно работающий по выпуску карточек и обслуживанию коммерческой сети, также заинтересован  в такой «автоматизации», поскольку  ему не приходится выплачивать комиссию за обмен информацией с центром.

Однако, чтобы получить такое преимущество, банку необходимо создать свой процессинговый центр. В такой развитой зрелой платежной системе банк, имеющий свой процессинговый центр, становится банком 1-го уровня. Это означает, что он может обрабатывать операции и служить расчетным банком для других банков, работающих в данной платежной системе. Банки 2-го уровня также получают выгоду от такого сотрудничества, поскольку им не требуется делать крупные инвестиции.

Заключаемые с банками 1-го уровня агентские соглашения, как  правило, составляются таким образом, что банки-агенты несут расходы  только в случае реальной работы с  клиентами, причем эти расходы перекрываются  доходами, получаемыми с держателей карточек.

Такая двухуровневая система  уже формируется в России по карточкам  «Виза». Крупные коммерческие банки, вступившие раньше других в эту платежную  систему, наращивают количество выпущенных карточек не только за счет своих собственных  клиентов, но и благодаря привлечению  к сотрудничеству других банков, не имеющих возможности или намерения  самостоятельно эмитировать международные  карточки.

Естественно, что в платежной  системе происходит не только перевод  средств клиентов, но и движение комиссий, взимаемых учреждениями, участвующими в цепочке, поскольку вся работа строится на коммерческой основе. При этом взимание комиссий в операциях получения наличных денег принципиально отличается от оплаты покупок в магазинах.

Банк, выдающий держателю  карточки наличные деньги, фактически его кредитует, и в международных  системах эта операция называется «кассовым  авансом». Поэтому банк клиента при  возмещении суммы «кассового аванса»  выплачивает также и комиссию за кредитование, которое было произведено  банком, обслужившим его клиента.

Для магазинных операций в  системах вводится так называемая плата  за обмен (interchange fee). Ее цель - компенсировать банку-эмитенту период между списанием суммы в пользу магазина и ее оплатой держателем карточки.

Пластиковые карты это  особый вид банковских услуг, т.к. происходит: замена живых денег на «электронные»  с целью использования реальных денежных средств в качестве кредитных ресурсов; развитие безбумажной технологии, позволяющей значительно увеличить количество операций с минимальным увеличением штатного персонала; привлечение на обслуживание крупных клиентов - юридических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) широким массам населения (сети автозаправочных станций, магазинов и т.п.); сокращение перевозок денежной наличности; обеспечение сохранности наличных денежных средств; предотвращение оборота фальшивых купюр; получение дополнительного дохода от участия банка в платежных операциях торговых точек; высокая информативность на всех уровнях системы, позволяющая получать актуальную информацию на любой момент времени; централизованный контроль над всем процессом денежного обращения; интеграция банка в мировую финансовую систему, обеспечение для своих клиентов возможности расчетов не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами[1].

 

    1. Экономико-организационные основы использования пластиковых карт

 

В ходе развития платежных  систем возникли разные виды пластиковых  карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.

С точки зрения механизма  расчета выделяются двусторонние и  многосторонние системы. Двусторонние карточки возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, где владельцы карточек могут  использовать их для покупки товаров  в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.). В отличие от этого многосторонние системы, которые возглавляют национальные ассоциации банковских карточек, а  так же компании, выпускающие карточки туризма и развлечений (Американ Экспресс), предоставляют владельцам карточек возможность покупать товары в кредит у различных торговцев  и организаций сервиса, которые  признают эти карточки в качестве платежного средства. Карточки этих систем так же позволяют получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.

Другое деление карточек определяется их функциональными характеристиками, кредитные и дебетовые карточки.Кредитные карточки связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров или получении кассовых ссуд.

Дебетовые карточки предназначены  для получения наличных денег  в банковских автоматах или покупки  товаров с расчетом через электронные  терминалы. Суть дебетной карты в том, что проведенная по ней операция в тот же день списывается с банковского счета клиента. Если сумма операции превышает остаток по счету, то операция не проводится. Поэтому для дебетных карт требуется авторизация по каждой операции и, следовательно, сводится к минимуму риск возникновения несанкционированного кредита[14].

Иногда выделяют особую категорию - платежные карточки как разновидность  кредитных карточек. Отличие состоит  в том, что общая сумма долга  при использовании карточки должна погашаться полностью в течение  определенного времени после  получения выписки без права  продления кредита.

Имеются различия в использовании  карточек в системах основанных на бумажной технологии (paper-based systems), или в электронных системах (electronic systems). В “бумажных” системах держатель ставит свою подпись на торговом счете или другом документе, подготовленном торговцем, что является подтверждением его разрешения дебетовать свой счет в банке. Затем торговый счет направляется эмитенту карточки как основание для выплаты соответствующей суммы торговцу (кредитование его счета) и списание денег со счета владельца карточки. В электронной системе держатель карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи он вводит с помощью клавиатуры секретную комбинацию цифр, что при правильном наборе является санкцией на дебетование его банковского счета.

Пластиковая карточка - это  персонифицированный платежный  инструмент, предоставляющий пользующемуся  карточкой лицу возможность безналичной  оплаты товаров и услуг, а также  получения наличных средств в  отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие  карточку предприятия торговли/сервиса  и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (приемную сеть).

Особенностью продаж и  выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а  средства в их возмещение поступают  на счета обслуживающих предприятий  чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший  их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых  классом карточки.

При выдаче карточки клиенту  осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие  идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи  или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка  обслуживания делает запрос платежной  системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации  зависит от схемы платежной" системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания[11].

Традиционно авторизация  проводится "вручную", когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS - Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры - секретный ПИН-код (ПИН - Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством - банкоматом, который и проводит авторизацию[15].

Информация о работе Проблемы и перспективы развития пластиковых карт в России