Проблемы и перспективы развития пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Стремительное развитие технического прогресса за последние несколько лет не могло не сказаться на развитии банковских технологий, несмотря на консерватизм этой сферы общественной жизни. Применение компьютеров позволило не только значительно сократить трудовые затраты при совершении банковских операций, унифицировать бухгалтерский учет, ускорить взаиморасчеты, но и дало возможность широкого внедрения принципиально новых банковских продуктов. К числу таких продуктов, несомненно, относится и осуществление взаиморасчетов посредством пластиковых карт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БАНКОВСКИХ КАРТ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ 5
1.1 Пластиковые карты как особый вид банковских услуг 5
1.2 Экономико-организационные основы использования пластиковых карт 14
1.3 Основные понятия, применяемые в системе безналичных платежей 24
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ
СБЕРБАНКА РОССИИ 27
2.1 Анализ структуры банковских операций 27
2.2 Анализ организации работы с международными пластиковыми картами
в банке 32
2.3 Анализ количественных показателей по картам АС «Сберкарт» 48
3 РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ
КАРТ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА.docx

— 565.64 Кб (Скачать файл)

Безналичный денежный оборот представляет собой часть денежного  оборота, в котором движение денежных средств осуществляется в безналично-денежной форме в порядке перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика в банке на счет получателя, путем зачета взаимных требований, а также с использованием других банковских операций. В наиболее общем виде безналичные расчеты представляют собой совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода[13].

Что касается сущности электронных  денег, то за последние три десятилетия  термин «электронные деньги» получил  широкое распространение как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе.

Существует множество  научных работ, посвященных тем  или иным аспектам развития электронных  денег. Вместе с тем следует признать, что в настоящее время отсутствует  единое мнение относительно понятия  «электронные деньги». В российском законодательстве вместо термина «электронные деньги» используется понятие «предоплаченный  финансовый продукт», под которым  понимаются «денежные обязательства  кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и/или физических лиц  по оплате товаров или услуг, и  в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме

Западные специалисты  предпочитают так называемый технологический  подход к определению электронных  денег.

Согласно Директиве Европарламента и Союза ЕС 2000/46/ЕС «О деятельности в сфере электронных денег  и пруденциальном надзоре над институтами, занимающимися этой деятельностью», электронные деньги представляют собой «денежную стоимость, представленную в виде требования к эмитенту, которая:

1) хранится на электронном  устройстве;

2) эмитируется после получения  эмитентом денежных средств, сумма  которых не менее выдаваемой  денежной стоимости (следует заметить, что в первоначальной редакции  вместо данного критерия фигурировал  другой: «создается для предоставления  в распоряжение пользователей  в качестве заменителей монет и банкнот и для осуществления переводов денежных средств электронным способом в ограниченном размере»;

3) принимается в качестве  платежного средства предприятиями,  отличными от эмитента.

На практике под «электронными  деньгами» зачастую понимают так  называемые «электронные платежи», осуществляемые посредством «электронных кошельков», - программ, работающих непосредственно  в интернет-пространстве и оперирующих средствами со счета пользователя.

В России распространены две  системы осуществления расчетов с помощью «электронных денег» - международная система WebMoney и российская система Яндекс. Деньги. Принципиальное различие между этими системами, помимо страны их происхождения (WebMoney разработана американскими специалистами, Деньги - российская система), состоит в том, что WebMoney требует установки на компьютер пользователя дополнительной программы-терминала, собственно «электронного кошелька», с помощью которого и осуществляются расчеты, в то время как оперировать средствами в системе Яндекс. Деньги можно с помощью Интернет-браузера: вся информация о счетах клиентов хранится на едином сервере, что делает эту систему несколько менее безопасной.

Пополнять свой «электронный кошелек» можно двумя способами - либо путем покупки предоплаченного  финансового продукта - специальной  карты, либо путем перечисления денег  на счет, которое может быть осуществлено как в наличной (в том числе  через специальные денежные терминалы), так и в безналичной форме.

«Электронные деньги»  получили в настоящее время в  сети Интернет широкое распространение, практически все интернет-магазины и сервисные службы принимают оплату с помощью «электронных денег» различных систем - и WebMoney, и Яндекс [14].

 

  1. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ

СБЕРБАНКА РОССИИ

 

 

    1. Анализ структуры банковских операций

 

Сейчас в России происходит становление «индустрии» пластиковых  карточек. Во всем мире в сферу обращения  пластиковых карточек вовлечены  миллионы торговых, гостиничных предприятий  и предприятий разнообразнейших услуг; число пользователей таких  карточек приближается к 500 миллионам. С карточками работают почти все  банки развитых и развивающихся  стран.

Немаловажную роль играет и ресурсная база банков, позволяющая  постоянно развивать и совершенствовать технологическую и техническую  базу. Это, в свою очередь, дает возможность  банкам постоянно совершенствовать и расширять круг услуг, предоставляемых  своим клиентам.

Как известно, доминирующими  расчетно-платежными системами стали  «Europay», «VISA» и «American Express», являющиеся транснациональными корпорациями. Платежные инструменты этих систем используются во многих странах мира и во внутреннем, и во внешнем платежном обороте.

Когда говорят об успехах  банковского пластика, то забывают, что в развитых странах основным типом карточек являются кредитные, которые для банков имеют значение не столько как самоценный банковский продукт, сколько как канал кредитования. Соответственно, выпуская кредитную  карточку, банк думает не столько о  комиссионных, которые он получит  за ее обслуживание, сколько о процентах, которые заемщик заплатит за «карточную»  ссуду. В России все по-другому. Основным типом эмитируемых карточек  

являются не кредитные, а расчетные, выпускаемые в рамках зарплатных проектов. Однако в последнее время ситуация должна измениться, поскольку кредитные карточки эмитируются более высокими темпами, чем дебетовые[14].

Совокупный портфель кредитных  карт за первое полугодие вырос на 26,1% и достиг 287,0 млрд рублей. При этом во втором квартале рынок рос гораздо быстрее (на 39,5 млрд рублей), чем в первом (на 19,9 млрд рублей).

Казалось бы, причина быстрого роста на поверхности: это полноценный  запуск программы кредитных карт Сбербанком России. Однако не все так  просто. Сбербанк стал лидером по абсолютному  приросту, но 73% прироста обеспечили другие банки.

Портфель Сбербанка за первое полугодие вырос на 16,1 млрд рублей до 41,5 млрд рублей. После сворачивания активности в секторе в последние годы снова стал расти лидер - банк «Русский стандарт». Его портфель вырос на 3,5 млрд рублей почти до 53 млрд рублей. Впрочем, темпы роста Сбербанка позволяют прогнозировать, что уже в конце года крупнейший банк страны займет первое место.

Согласно данным ЦБ, по итогам первого полугодия 2011 года в России эмитировано более 157,7 млн карт (рост г/г - около 18%), объем операций по картам в 2010 году составил около 12,1 млрд рублей, в первом полугодии 2011 года - 7,05 млрд рублей (рост г/г - около 31,5%). Впрочем, при этом 88,4% операций (в денежном выражении) приходятся на снятие наличных средств. На долю собственно безналичной оплаты товаров и услуг по картам приходится только 11,6%. Показатели улучшаются, но довольно медленно - в целом в 2010 году соотношение выглядело как 90,6% и 9,4% соответственно.

Доля кредитных карточек в общем объеме эмитированных  банками пластиковых карт за 2011 год  не изменилась по сравнению с 2010-м и составляет 16%[15].

С распространением кредитных  карт банки получают больше процентных доходов по кредитам. А это в  свою очередь означает, что банки  заинтересованы в разностороннем развитии карточного бизнеса не меньше, чем пользователи карт.

Высокими темпами в 2010 году продолжался рост инфраструктуры обслуживания банковских карт в стране. Общее количество банкоматов увеличилось. Банкоматы имеют 530 банков (45% от общего количества банков и НКО), наименьшая доля банков, имеющих банкоматы среди средних и малых московских банков и дочек нерезидентов. Впрочем, эта группа лидирует по динамике за последний год. А за последние два года в лидерах Сбербанк и банки федерального уровня.

 

Таблица 1- Динамика оборотов в банкоматах по группам банков за 2010-2012гг.

Группа

Количество банков в группе

Количество банков с банкоматами

Доля банков с  банкоматами

Прирост оборотов в банкоматах

2010г

2012г

Сбербанк

1

1

100

60

156

Крупные банки

4

2

50

41

135

Федеральные банки

21

21

100

48

154

Отраслевые банки

21

20

95

51

109

Нерезиденты

59

21

36

118

141

Московские

504

181

36

68

127

Региональные

566

285

50

77

104

Итого

1176

531

45

60

141


 

С целью анализа все  банки разделены на следующие  группы (в скобках численность  банков в группе): "Сбербанк" (1) - выделен в отдельную группу в  силу высокого веса в банковской системе, " Крупные банки " (4) - банки с  долей участия государства близкой к 100%: ВТБ, Россельхоз банк, Ханты-Мансийский, Российский банк развития, "Федеральные банки" (21) - крупные банки, имеющие филиалы в 15 и более субъектах РФ. "Отраслевые банки" (21) - крупные банки, специализирующиеся на отдельных банковских операциях либо обслуживающие отрасль или группу предприятий, "Нерезиденты" (59) - банки со стопроцентным иностранным капиталом, "Московские" (504) - средние и малые московские банки, не вошедшие в другие группы. "Региональные" (566) - региональные банки, не вошедшие в другие группы.

Как говорит статистика ЦБ, 90-98% всех средств поступающих на карты снимается наличными. Снятие наличных идет как через банкоматы, так и через кассы банка. Доля банкоматов в общем объеме снятий сильно колеблется у разных банков - от 50 до 90 процентов (данные опроса). Большинство  специалистов сходятся во мнении, что  банкомат более выгоден банку  для обслуживания карт. Но не все  банки могут позволить масштабные вложения в банкоматные сети, кроме  того, снимать крупные суммы клиенты  предпочитают в кассах [6].

Перспективность банкоматов подтверждает статистика, обороты по банкоматам (данные из отчетности банков) растут в год на 5-10 % быстрее, чем обороты по снятию наличных.

Обороты по снятию наличных уменьшаются, а обороты по безналичным  расчетам увеличиваются - это означает, что люди стали больше доверять безналичным  расчетам и признали их преимущество.

Деятельность Сбербанка  России служит примерным ориентиром для всех прочих российских коммерческих банков.

Выпуск Сбербанком России большого количества карт в Москве, где наблюдается острейшая конкуренция  на рынке банковских карт (на каждого  жителя города приходится 1,5 карты), стал возможен благодаря многолетней  целенаправленной работе банка по совершенствованию  услуг и тарифов, развитию инфраструктуры обслуживания банковских карт, обеспечению  безопасности расчетов по банковским картам и проведению специальных маркетинговых мероприятий. Количество карт международных платежных систем Visa и MasterCard составило 16,99 млн. карт (84% от общего объема эмиссии).

Количество торгово-сервисных  точек, с которыми Сбербанк России заключил договоры о приеме банковских карт в качестве платежного средства, составило 38,8 тыс., из которых 34,0 тыс. обслуживают  операции по международным картам.

Таким образом, Сбербанка  России успешно функционирует на рынке банковских карт. Темпы внедрения  карточных проектов, а также уровень  развития сети эквайринга оставляют приятные впечатления и открывают широкие перспективы для более глубокого проникновения на рынок банковских карт.

Ключевым фактором успеха Банка в достижении поставленных целей является качественное изменение  системы взаимоотношений с клиентами. Наряду с этим, одним из основных факторов успеха станет качественное повышение скорости прохождения  платежей в расчетной системе  Сбербанка России.

Банк будет более эффективно использовать имеющиеся конкурентные преимущества, к которым относятся  доверие клиентов, более чем полуторавековая история, богатые традиции и опыт обслуживания частых лиц. Значительная ресурсная база и капитал Банка позволяют предоставлять крупные и долгосрочные кредиты и инвестиции, занимать лучшие среди российских банков позиции для привлечения средств на международном финансовом рынке. Широкая филиальная сеть обеспечивает доступность Банка для клиентов, возможность оперативного перераспределения ресурсов, комплексного обслуживания многофилиальных клиентов во многих регионах. Уникальные конкурентные преимущества дает собственная расчетная система, позволяющая обеспечить межрегиональные расчеты в реальном режиме времени.

 

2.2 Анализ организации работы с международными пластиковыми картами в банке

 

Активное развитие бизнеса  пластиковых карт привело к тому, что карты становятся инструментом конкурентной борьбы банков не только за вкладчика, но и за заемщика. В  последнее время наряду с потребительским  экспресс-кредитованием многие банки стали активно предлагать своим клиентам кредитные карты. По мнению экспертов, в скором времени кредитные карты станут преобладать на рынке потребительского кредитования. Так, по данным ЦБ РФ, по итогам 2011 года объем эмиссии кредитных карт в России превысил 200 тыс., при этом эмиссия именно кредитных карт за прошедший год возросла в 4,3 раза, а объем транзакций — в 2,3 раза.

В обращении появились  не только традиционные продукты на основе карт Сlаssiс/Mаss или Gоld с овердрафтным режимом ведения счета, но и ряд новых кредитных продуктов от международных платежных систем, таких, как Vizа Еlесtrоn Instаnt или MаstеrСаrd Еlесtrоniс, которые ориентированы на массового потребителя.

Естественно предположить, что конкуренция на рынке пластиковых  карт в ближайшие годы ожесточится (учитывая, что операции по картам можно отнести в настоящее время к наиболее доходным видам банковской деятельности). Реализация зарплатных схем позволяет банкам получить доступ к дополнительным дешевым ресурсам, аналогичным расчетным счетам организаций, остатки по которым можно довольно точно прогнозировать. Издержки обслуживания карточных счетов достаточно низкие вследствие высокой степени автоматизации. Довольно существенны для банков и комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также эквайринговые поступления. С распространением кредитных карт банки получают больше процентных доходов по кредитам. А это в свою очередь означает, что банки заинтересованы в разностороннем развитии карточного бизнеса не меньше, чем пользователи карт.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития пластиковых карт в России