Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:06, курсовая работа
Пластиковая карточка в мире уже давно превратилась в важнейший инструмент не только банковской системы, но и повседневной жизни. "Пластиковые деньги" или "пластиковые карточки" - широкое понятие, включающее в себя кредитные, расчетные, депозитные и многие другие карточки. Помимо вышеперечисленных, пластиковые карточки используются в качестве визиток, клубных карточек, клиентских карточек постоянных покупателей.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие и виды пластиковых карт и их место в платёжной системе страны……………………………………………………………………………...4
2. История развития пластиковых карт и платёжных систем 17
3. Состояние рынка пластиковых карт в России 28
4. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
На начальном
этапе российские банки выдавали
карты международных платёжных
систем с большой осмотрительностью
и на достаточно жёстких условиях.
В середине 90-х годов в тарифах
по выдаче и обслуживанию пластиковой
карты международной платёжной
системы любого банка обязательно
присутствовала такая позиция, как
«страховой депозит» или «гарантийное
покрытие». Страховой депозит –
это сумма, размещаемая на отдельном
счёте клиента (её размер зависит
от платёжного лимита по карте), которая
недоступна клиенту для расчётов
с использованием выданной ему карты
и возвращается клиенту только в
случае закрытия карточного счёта. Предполагается,
что страховой депозит в
Очень скоро российские банки – полноправные члены международных платёжных систем открыли для себя новый бизнес – распространение своих карт через банки-агенты. При распространении карт по агентской схеме банк-агент, заключив специальный договор с банком-эмитентом, получал право распространять среди своих клиентов карты этого банка. Здесь следует подчеркнуть, что с точки зрения международных платёжных систем российский банк-агент не был эмитентом карт, поскольку не имел никаких договоров с платёжными системами, не являлся их членом. Более того, платёжные системы могли не подозревать о его существовании, поскольку с их точки зрения все выпущенные банком-агентом карты являлись картами банка-эмитента. Что касается позиции Центрального банка РФ, тут ситуация была несколько иная. В соответствии с нормативным документом Банка России13 банк-агент считался эмитентом карт, если в банке-агенте открывались и велись карточные счета клиентов. Поскольку некоторые банки – полноправные члены международных систем предоставляли своим агентам такую возможность, а некоторые – нет, то именно в соответствии с этим критерием Банк России и определял, являлся банк-агент эмитентом или нет.
Перед клиентами банки-агенты, как правило, не афишировали свою посредническую роль. Клиентам всегда объявлялось, что банк эмитирует международные карты, даже если на самом деле банк-агент всего лишь принимал наличные от клиентов и перечислял их в банк-эмитент на специальные карточные счета. В любом случае – велись карточные счета у агента или у эмитента – все расчёты между банками по операциям с выданными картами производились через корреспондентские счета, открытые в банке-эмитенте (таких счетов могло быть несколько – расчётный рублёвый, расчётный валютный, специальный корсчёт со страховым депозитом).
В процессе развития агентского бизнеса некоторые банки пошли на создание специальных партнёрских программ (например, программа «Альянс» Мост-Банка). В этом случае банки-агенты получили возможность выпускать карты нейтрального дизайна, содержащего наименование программы, и с указанием названия банка-агента.
На определённом этапе бурное развитие агентских схем в России стало вызывать беспокойство у Visa International. Данная платёжная система стала вести планомерную целенаправленную работу по выявлению таких неофициальных «эмитентов» и приданию им официального статуса в рамках своей платёжной системы. Связано это было с двумя важными факторами. Во-первых, законное беспокойство у Visa вызывал рост числа неофициальных участников платёжной системы, которые активно пользовались престижным международным брэндом и фактически ничего не платили за это. И во-вторых, что тоже было существенно, этот рост «банков-неплательщиков» привёл к реальному снижению уровня сервиса держателей карт. И вот примерно со второй половины 90-х годов у банков-эмитентов появились программы, позволявшие банкам-агентам вступать в международные платёжные системы на правах ассоциированных членов при спонсорстве полноправных членов. Агентские же схемы (по крайней мере по линии Visa Int) фактически сошли на нет.
В итоге к 2005 году более чем десятилетнего развития карточного бизнеса в российских банках, во-первых, существенно снизились тарифы на получение и обслуживание всех видов карт (показателен хотя бы пример с картами класса Electron – в рамках зарплатных проектов, да и не только, они давно уже выдаются бесплатно). Во-вторых, расширился продуктовый ряд (в этом ряду появились и заняли прочное место полноценные кредитные карты – «кредитки» - в некотором роде заветная мечта советского обывателя). В-третьих, расширилась сфера применения карт – банки стали выпускать карты в рамках так называемых кобрэндинговых или совместных с небанковскими компаниями программ – сетями торговых магазинов, авиакомпаниями, ресторанами. И в четвёртых, сам карточный бизнес в российских банках по уровню своей организации стал более унифицированным, эффективным и дружественным по отношению к держателю карты и даже к «клиентам с улицы». Так, бурное развитие потребительского кредитования в период с 2000-2004 годах привело к тому, что во многих крупных магазинах банки стали размещать небольшие офисы, в которых покупателям магазина кредитная карта оформляется и выдаётся в течение 15-20 минут.
Состояние карточного бизнеса в России за последние годы более подробно будет рассмотрено в следующей главе.
О масштабах рынка банковских карт свидетельствует, прежде всего, международная статистика. По данным Комитета по платёжным и расчётным системам Банка международных расчётов составим диаграмму, которая наглядно показывает динамику количества пластиковых карт в РФ и динамику количества транзакций, совершаемых по одной карте. Они демонстрируют общую тенденцию поведения держателей банковских карт и позволяют сделать выводы относительно особенностей влияния социально-экономической среды на развитие рассматриваемого платёжного инструмента.
Рис.3.1 Количество пластиковых карт в России (млн. шт.) и количество транзакций по одной ПК (шт/год)
Анализируя рынок пластиковых карт в РФ, необходимо отметить, что происходит постоянный рост количества пластиковых карт, выпущенных в России и количества транзакций, совершаемых по ним.
Убедительный рост объемов эмиссии и развития инфраструктуры обслуживания, появление новых продуктов и решений на рынке позволяют надеяться, что при условии благоприятной макроэкономической среды рынок продолжит успешное развитие в ближайшие годы.
Объёмы рынка банковских карт продолжают умеренно расти, о чём свидетельствуют показатели темпов роста. Динамика количества пластиковых карт представлена в таблице 3.114.
Таблица 3.1
Количество ПК в России за 2005-2013гг.
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Кол-во ПК (млн.шт.) |
54,61 |
74,58 |
103,04 |
118,63 |
123,99 |
142,31 |
167,6 |
209,4 |
210,8 |
Темп роста |
155,85 |
136,57 |
138,16 |
115,13 |
104,52 |
114,78 |
117,78 |
124,94 |
100,7 |
Анализируя временной ряд можно сделать следующие выводы: темп роста то возрастает, то падает, особенно резкое падение наблюдается в 2008 году, что связано с кризисом.
Так, только у одного лидера рейтинга «Сбербанка» количество пластиковых карт в обращении выросло почти на 17% и по состоянию на 1 января 2013 года превысило отметку в 82 млн. штук, по сравнению с 68 млн. штук на января 2012 года (Приложение 1).
По данным Банка России, количество банковских карт, эмитированных российскими кредитными организациями, в 2012 г. возросло на 19,7% до рекордных 239,545 млн. шт. на 1 января 2013 г. Структура пластиковых карт по типам карт сложилась следующим образом (по данным на 1 января 2013 г.): расчетные карты – 169,010 млн. шт. (70,6%), из них расчетные карты с «овердрафтом» – 31,788 млн. шт. (13,3%); кредитные карты – 22,483 млн. шт. (9,4%) и предоплаченные карты – 48,052 млн. шт. (20,1%).
На рисунке 3.2 представлена динамика количества пластиковых карт, эмитированных российскими банками, в 2008-2013 гг.
Рисунок 3.2. Динамика количества банковских карт, эмитированных кредитными организациями России, в 2008-2013 гг., тыс. ед.
По данным Центрального банка России, объем операций, совершенных с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов, в 2012 г. увеличился по сравнению с 2011 г. на 32,5% до рекордных 21,284 трлн. руб. В том числе объем операций по снятию наличных денежных средств возрос на 28,3% до 18,018 трлн. руб., объем безналичных операций по оплате товаров и услуг – на 61,9% до 3,266 трлн. руб. Как следствие, удельный вес безналичных операций в структуре операций с пластиковыми картами повысился с 12,6% в 2011 г. до 16,5% в 2012 г.
При этом количество операций, совершенных с использованием банковских карт, в 2012 г. увеличилось на 38,6% до рекордных 5,602 млрд. ед., в том числе количество операций по снятию наличных денежных средств – на 16,3% до 2,844 млрд. ед., количество безналичных операций по оплате товаров и услуг – на 72,8% до 2,758 млрд. ед. Доля безналичных операций в количестве операций с банковскими картами возросла в 2012 г. до 52,2% против 39,5% в 2011 г.
Таблица 3.2
Рейтинг банков по количеству «активных» пластиковых карт в обращении на 1 июля 2013 года15
№ |
Банк |
Количество пластиковых карт в обращении (шт.) |
Изменение (шт.) |
1 |
Сбербанк |
58 262 731 |
10 470 243 |
2 |
ВТБ 24 |
12 019 072 |
1 680 393 |
3 |
Уралсиб |
5 360 071 |
-1 025 500 |
4 |
Росбанк |
2 625 578 |
-778 949 |
5 |
СКБ-банк |
2 146 911 |
786 622 |
6 |
Транскредитбанк |
1 959 828 |
-80 528 |
7 |
Кредит Европа Банк |
1 738 474 |
221 929 |
8 |
Москомприватбанк |
1 623 413 |
188 600 |
9 |
Райффайзенбанк |
1 504 314 |
258 553 |
10 |
Промсвязьбанк |
1 430 312 |
211 427 |
Так, крупнейшим банком по количеству активных пластиковых карт в обращении на 1 июля 2013 года вновь стал «Сбербанк». По данным его анкеты, клиенты этого крупнейшего банка России имеют на руках 58.2 миллиона пластиковых карт. Ровно год назад, то есть по состоянию на 1 июля 2012 года, у клиентов было почти 47.8 миллионов карт. Рост за год составил 21.9%, или чуть менее 10.5 млн шт.
По количеству активных пластиковых карт «Сбербанк» действительно недосягаемый лидер. И, судя по всему, этот статус-кво в ближайшие годы вряд ли будет нарушен. Банк сейчас активно распространяет среди своих многочисленных клиентов пластиковые карты - как расчетные, так и кредитные. При этом у «Сбера» есть весомый аргумент - наличные платежи граждан, совершать которые гораздо проще, имея на руках «пластик». Банально, не нужно стоять в очереди, чтобы провести платеж через кассу. Отрыв «Сбербанка» от своего ближайшего конкурента составляет 46.2 миллиона карт. Иными словами, у «ВТБ 24», который находится на второй строчке, их в 5 раз меньше - 12 с не большим миллионов штук. Впрочем, и это довольно много. За год «ВТБ 24» также нарастил количество активных пластиковых карт в обращении. В процентном соотношении рост составил 16.3%.
Замыкает тройку лидеров «Уралсиб». Согласно анкете этого участника рейтинга (которая есть в распоряжение агентства), на 1 июля 2013 года активных пластиковых карт у него почти 5.4 млн шт., что, впрочем, меньше, чем было в обращении ровно год назад, а именно на 16%.
В целом, из десятки лидеров, снижение объема карт в обращении наблюдается у трех банков. Помимо «Уралсиба», в этот список вошли «Росбанк» и «ТрансКредитБанк».
Что касается рейтинга банков по количеству выпущенных карт за I полугодие, а в этот выпуск, согласно методике, могли войти не только активные карты, то тут в десятке лидеров практически все те же участники. Но есть и небольшие исключения.
Например, по общему объему активных карт в обращении на 1 июля 2013 года «Банк Москвы» занимает 14 место, а в рейтинге по количеству выпущенных он в тройке лидеров, как раз на третьем месте. По данным его анкеты, которая поступила в агентство с небольшой задержкой, банк выпустил за первые шесть месяцев 2013 года чуть более 1 миллиона пластиковых карт, и это при том что 1.1 млн карт у него всего в обращении на 1 июля 2013 года. Какое количество из этого внушительного выпуска будет в итоге активно, покажет время. Тем более что большинство (порядка 92%) - это как раз новые карты, количеством перевыпущенных банк похвастаться не может - их всего 84 тысячи.
Первое же место в этом рейтинге также занимает «Сбербанк», выпустивший с начала года порядка 22.8 млн пластиковых карт. Более половины, а это около 66.1%, - новые, оставшаяся часть – перевыпущенные старые.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт