Источник – [21, c. 25].
По окончании отчетного
периода на основании данных Журнала
регистрации проведенных ревизий
и проверок и принятых по ним решений
составляется Отчет о контрольно-ревизионной
работе (форма 2-ревизия). Он состоит
из шести разделов и заполняется
по следующей форме (табл.2.2):
Таблица 2.2.
Отчет о контрольной
работе
|
Код строки |
Всего |
В т.ч. бюджетные |
Центральным аппаратом |
1.Проведено ревизий и проверок: |
|
|
|
|
1.1.Количество подведомственных
предприятий, организаций, учреждений,
имеющих право юридического лица, всего |
010 |
|
|
|
1.2.Количество проведенных ревизий,
всего |
020 |
|
|
|
В том числе комплексных |
022 |
|
|
|
1.3.Количество предприятий,
охваченных ревизиями |
030 |
|
|
|
1.4.Количество проведенных тематических
и других проверок |
040 |
|
|
|
1.5.Количество предприятий,
ревизии на которых не проводились более
3-х лет |
050 |
|
|
|
2.Ревизиями и проверками выявлено
ущерба, всего |
60 |
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
2.1.Незаконных расходов денежных
средств и материальных ценностей |
|
|
|
|
количество предприятий |
070 |
|
|
|
сумма |
072 |
|
|
|
2.2.Недостач, хищений денежных
средств и материальных ценностей |
|
|
|
|
количество предприятий |
080 |
|
|
|
сумма |
082 |
|
|
|
2.3.Прочие суммы ущерба – количество
предприятий |
090 |
|
|
|
сумма |
092 |
|
|
|
Продолжение таблицы 2.2
|
Код строки |
Всего |
В т.ч. бюджет-ные |
Центра-льным аппара-том |
2.4.Из общей суммы ущерба (строка
060) – причинен ущерб в особо крупных размерах: |
|
|
|
|
количество случаев |
100 |
|
|
|
сумма |
102 |
|
|
|
3.Выявлено нецелевое использование
бюджетных средств и средств внебюджетных
фондов – сумма |
110 |
|
|
|
4.Выявлено излишков – сумма |
120 |
|
|
|
5.Приняты меры по результатам
ревизий и проверок |
|
|
|
|
5.1.Возмещено ущерба, всего |
130 |
|
|
|
В том числе взыскано с
виновных лиц, включая суммы начетов |
132 |
|
|
|
5.2.Восстановлено нецелевое
использование бюджетных средств и средств
внебюджетных фондов |
140 |
|
|
|
5.3.Издано приказов и распоряжений |
150 |
|
|
|
5.4.Число лиц, привлеченных к
дисциплинарной и материальной ответственности,
включая лишение премий |
|
|
|
|
Всего |
160 |
|
|
|
В том числе освобождено
от занимаемой должности |
170 |
|
|
|
5.5.Передано в следственные
органы |
|
|
|
|
количество материалов |
180 |
|
|
|
на сумму |
190 |
|
|
|
5.6.Доначислено платежей в бюджет
и внебюджетные фонды |
200 |
|
|
|
5.7.Подготовлено обзорных писем
по результатам ревизий и проверок: |
210 |
|
Х |
|
Окончание таблицы 2.2
|
Код строки |
Всего |
В т.ч. бюджет-ные |
Центра-льным аппара-том |
5.8.Предотвращено незаконных
и необоснованных расходов, всего |
220 |
|
|
|
6.Численность контрольно-ревизионнных
работников |
|
|
|
|
по штату |
240 |
|
|
|
фактически |
250 |
|
|
|
Источник – [9, c. 107].
Обследование в отличие
от проверки охватывает более широкий
спектр финансово-экономических показателей
обследуемого экономического субъекта
для определения его финансового
состояния и возможных перспектив
развития. При этом не обязательно
проверяются первичные бухгалтерские
документы, могут проводиться контрольные
замеры работ, расход топлива, электроэнергии,
проверка скрытых объектов финансирования
и налогообложения путем опроса,
анкетирования, инспекции на месте,
наблюдения и т.п.
Анализ как метод финансового
контроля должен быть системным и
пофакторным. Он предполагает детальное
изучение периодической или годовой
финансово-бухгалтерской отчетности
с целью общей оценки результатов
финансовой деятельности и ликвидности,
обеспеченности собственным капиталом
и эффективности его использования.
Надзор производится контролирующими
органами за экономическими субъектами,
получившими лицензию на тот или
иной вид финансовой деятельности,
и предполагает соблюдение ими установленных
правил и нормативов.
Наблюдение - постоянный контроль
со стороны кредитных организаций
за использованием выданной ссуды и
финансовым состоянием предприятия-клиента;
неэффективное использование полученной
ссуды и снижение платежеспособности
может привести к ужесточению условий
кредитования, требованию долгосрочного
возврата ссуды.
В результате применения методов
финансового контроля ежегодно доначисляются
в бюджет суммы, пресекается незаконное
и неэффективное использование
средств, виновные должностные лица
привлекаются к материальной, административной,
дисциплинарной и уголовной ответственности.
- ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Всеобъемлющий характер финансового
контроля предопределяет большое количество
структур, в той или иной мере
осуществляющих функции в той
или иной области. Система органов,
осуществляющих финансовый контроль,
может быть классифицирована на органы,
для которых контрольные функции
в области финансов не являются основными,
и органы, специально созданные для
осуществления финансового контроля.
Система органов финансового
контроля в Республике Беларусь может
быть представлена на рисунке 3.1.
Рис 3.1 Система органов
контроля в Республике Беларусь
Источник - собственная разработка.
Рисунок составлен на основе изучения
экономической литературы.
Высшим специализированным
органом финансового контроля является
Комитет государственного контроля.
Согласно Указу Президента Республики
Беларусь № 510 от 16 октября 2009 г. «О совершенствовании
контрольной (надзорной) деятельности
в Республике Беларусь», этот орган
осуществляет контроль за исполнением
республиканского бюджета, использованием
государственной собственности, исполнением
актов Президента Республики Беларусь,
Парламента Республики Беларусь, Правительства
Республики Беларусь и других государственных
органов, регулирующих отношения
государственной собственности, хозяйственные,
финансовые и налоговые отношения, а также
по иным вопросам в соответствии с законодательными
актами и решениями
Президента Республики Беларусь [13].
В функции комитета входит
осуществление контроля за:
- исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
- сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств;
- расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально-экономических программ;
- инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов;
- использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов;
- движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг;
- состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти.
Широкими полномочиями в
области финансового контроля наделено
Министерство финансов. Оно, в частности,
осуществляет контроль за состоянием
ведомственного контроля в Республике
Беларусь. К системе министерства
финансов относят:
- главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску (контроль за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета, государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов);
- местные финансовые органы (надзор за соблюдением требований законодательства о страховании, а также за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда; контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций; государственный пробирный надзор; контроль за соблюдением законодательства в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями; контроль за выполнением государственного заказа на поставку драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь; контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, а также лотерейную деятельность и деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, и условий проведения этих игр);
- Департамент по ценным бумагам (контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж);
- Департамент государственных знаков (контроль за разработкой и производством бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты от подделки бланков строгой отчетности).
К специализированным органам
государственного финансового контроля
относится Министерство по налогам
и сборам. Его главной задачей
является осуществление в пределах
своей компетенции контроля за:
- соблюдением проверяемыми субъектами налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
- правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь;
- соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;
- соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций);
- игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
- соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи ;
- соблюдением установленного порядка использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи;
- целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды;
- полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;
- соблюдением законодательства: регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий; регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями; по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения; устанавливающего особые режимы налогообложения; о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками; о ведении кассовых операций.
Практически все функции,
права и обязанности налоговых
органов сконцентрированы в области
контроля. Для их реализации Министерство
по налогам и сборам имеет свои
органы в лице инспекций Министерства
по налогам и сборам по областям,
г. Минску, районам, городам и районам
в городах.
Значительный объем контрольных
полномочий присутствует в деятельности
Национального банка. Касается это,
главным образом, контроля за деятельностью
коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций.
Программа проверки состояния
ведомственного контроля может включать
следующие вопросы:
- организация ведомственного контроля;
- создание контрольно-ревизионных служб;
- наличие положений о ведомственном контроле и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций;
- наличие должностных инструкций;
- своевременность составления планов и их утверждение;
- соблюдение установленной периодичности и сроков проведения ревизий и проверок;
- наличие организаций, в которых не проводились ревизии более двух лет;
- эффективность работы специалистов других служб, привлекаемых к ревизии финансово-хозяйственной деятельности;
- проведение в ходе ревизий инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- качество составляемой документации;
- организация внутрихозяйственного учета и экономического анализа;
- правильность установленных размеров возмещения материального ущерба;
- повышение квалификации работников;
- своевременность составления отчетности о контрольно-ревизионной работе;
- взаимодействие с правоохранительными и другими контролирующими органами;
- принимаемые меры по устранению и недопущению недостатков в работе.
Общественный контроль осуществляют
общественные организации, комитеты и
т.п. Этот контроль осуществляется в
организации и охватывает различные
стороны ее деятельности.
Главное управление аудита
Министерства финансов республики Беларусь
координирует аудиторскую деятельность,
разрабатывает методологию проведения
аудита, обеспечивает соблюдение единых
требований законодательства республики
Беларусь, содействует развитию аудита
и повышению его эффективности.
Управление объединяет аудиторов и
аудиторские организации. Оно контролирует
соблюдение действующих стандартов, устанавливает
формы контроля и периодичность контроля,
осуществляет методологическое руководство,
обеспечивает нормативными документами,
разрабатывает стандарты (правила) по
аудиту и другие документы, которые регламентируют
аудиторскую деятельность.