Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе материалов учебников банковского дела, современной публицистики, рассмотреть возможности применения систем электронных расчетов в розничных банковских услугах, проанализировать работу таких систем на основе имеющегося опыта работы российских банков, современного законодательства и технологической оснащенности современных коммерческих банков, определить возможные перспективы развития этих систем.
В курсовой работе освещены аспекты систем электронных расчетов в современном коммерческом банке с точки зрения:
- современного уровня банковских услуг;
- развития технической и информационной базы банков и их клиентов;
- технологии работы электронных банковских продуктов;
- безопасности проведения расчетов;
- правовой базы;
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1: Теоретические аспекты систем электронных расчетов в банковском деле……………………………………………………………………………..5
1.1 Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов…………………………………………………………………….....6
1.2 Платежные системы………………………………………………………9
1.3 Удаленное банковское обслуживание………………………………….12
1.4 Достоинства и недостатки электронных банковских услуг………………………………………………………………………..…14
Глава 2: Электронные системы расчетов в России………………………...18
Глава 3: Анализ кредитоспособности ОАО «Актис»……………………...23
Заключение…………………………………………………………………...28
Список используемой литературы………………
- возможность вступления
в платежную систему
- мобильность;
- возможность зачисления и вывода средств несколькими способами;
- разнообразие способов
взаимодействия с платежным
- относительная комфортность проведения микроплатежей;
- возможность использования
дополнительных сервисов в
К недостаткам электронных платежных систем в современных российских условиях следует отнести:
- неразвитую инфраструктуру
хранения и трансферты
- зависимость пользователей
от аппаратных средств и
- некоторые платежные
системы находятся вне
- низкую безопасность;
- конфиденциальность.
Процессинговый центр – специализированная сервисная организация – обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций – фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках – членах Платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками Платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная Платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.
Если говорить более "простым"
языком то в данном случае Процессинговые
центры электронных платежей представляют
собой некий посреднический сервис
– шлюз между поставщиком товаров
или услуг, желающим принимать платежи
на свой банковский счет через Интернет,
и банком, предоставляющим услуги
интернет-банкинга. Таким образом, поставщику
не надо заключать большое количество
договоров на обслуживание в сфере
интернет-банкинга с несколькими
десятками банков, эту роль берут
на себя процессинговые центры, что
позволяет максимально
В настоящее время, процессинговые
центры сотрудничают не только с банками,
но и с различными системами электронных
платежей, превращаясь, таким образом,
в универсальный платежный
Рассмотрим подробнее крупнейшие российские процессинговые онлайн-центры.
FakturaPay
В декабре 2002 межбанковский
процессинговый центр электронных
документов Faktura.ru объявил о запуске
нового расчетного сервиса – FakturaPay.
Промо-сайт открылся в июле 2003 г. Подключение
к сервису FakturaPay позволяет поставщикам
предоставить своим клиентам возможность
оплаты покупок непосредственно
со своих сайтов в режиме онлайн.
Оплата покупок с использованием
платежного сервиса FakturaPay – это
стандартный безналичный
Поставщикам и интернет-магазинам
для подключения к FakturaPay необходимо
установить специальное ПО, которое
предоставляется бесплатно, и разместить
на своем сайте специальную
Система ASSIST создана петербургской компанией Reksoft и запущена в эксплуатацию в апреле 1998 г. в качестве платежного интернет-шлюза. Одной из основных задач ASSIST было обеспечение платежей по кредитным картам для интернет-магазина "О3ОН". Полный коммерческий запуск системы электронных платежей ASSIST состоялся в апреле 1999 г. В это же время начались переговоры с рядом крупных банков и процессинговых компаний. В 2000 г. ASSIST подключился к "Альфа-Банку" и банкам, обслуживаемым процессингом "СТБ-Кард", а в конце 2001 г. – к процессинговому центру компании UCS.
В апреле 2002 г. произошло отделение проекта ASSIST от компании Reksoft. Был расширен отдел технической поддержки и создана группа мониторинга транзакций по кредитным картам. В 2003 г. ASSIST осуществил подключение систем электронных платежей, таких как WebMoney, Rapida, Яндекс.Деньги, CreditPilot и E-Port. В августе 2003 г. компанией Ассист создана и запущена в действие технология более платежей по банковским пластиковым картам на базе идентификатора Assist ID. В декабре 2003 система ASSIST прошла сертификацию по технологии 3D-Secure (VISA) совместно с Балтийским Банком (Санкт-Петербург). Система электронных платежей ASSIST стала первым российским PSP (PaymentServiceProvider), поддерживающим программу аутентификации карт VISA.
Альфа-банк-РБС
Создана компанией "Банковский
производственный" центр совместно
с "Альфа-Банком". Система построена
на основе технологии SET и позволяет
в реальном времени осуществлять
авторизацию платежных
С 30 сентября 2005 г. Альфа-Банк прекращает предоставление услуг интернет-эквайринга, все существующие клиенты будут переданы на обслуживание в систему ASSIST.
"Золотая Корона"
Система "Золотая Корона"
открылась в 1994 г. В 1997 г. открылся пакет
услуг по обслуживанию международных
банковских пластиковых карт. В 1999 г.
состоялся запуск нового карточного
продукта системы "Золотая Корона"
с использованием пластиковой карты
"Золотая Корона – On-line". В 2001 г.
состоялся запуск в промышленную
эксплуатацию программного модуля "Шлюз
внешних платежных систем", использование
которого позволяет любому банку-участнику
системы "Золотая Корона" обслуживать
в своей платежной
Chronopay
ЗАО "ХроноПэй", учредителем
которой является голландская компания
ChronoPay B.V., специализируется в области
проведения транзакций для электронной
коммерции и предоставлении различных
видов услуг, включая традиционный
набор услуг по аутсорсингу расчетных
процессов и консультации по регистрации
номера идентификации предприятия
торговли/услуг в платежной
ЗАО "ХроноПэй" действует как поставщик услуг по процессингу, включающему в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами в области интернет-расчетов на территории Российской Федерации.
Коммуникационные центры обеспечивают субъектам Платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками Платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.
Каждый банк, решивший предоставлять
своим клиентам услуги по обслуживанию
пластиковых карточек, может как
создать свою платежную систему,
так и начать сотрудничать с уже
существующие платежные системы
отечественные или
Сотрудничество с
В течение последних лет условия получения российских карточек клиентами банков стали заметно более либеральными – под влиянием конкуренции тарифы снижаются. Однако их разброс среди банков – эмитентов достаточно высок. Как правило, выбирая определенный банк, клиент получает преимущество по одной группе тарифов, но переплачивает за другие услуги.
Международные карточки, выпускаемые и обслуживаемые российскими банками, имеют достаточно ярко выраженную российскую специфику. Об этом говорят фактическое отсутствие карточек кредитного типа, практика применения страховых депозитов и др.
Чем объясняется столь бурное развитие данной сферы банковских услуг в последние годы? Следует отметить три основных фактора.
Во-первых, обслуживая международную, либо внутреннюю пластиковую карточку, банк добивается привлечения богатых клиентов.
Во-вторых, обслуживая данный круг клиентуры, российские банки сталкиваются с необходимостью восстанавливать связи и производить расчеты через зарубежные банки, придерживаясь стандартов, принятых в мировой банковской практике, в целях интеграции с мировой банковской системой. Однако, чтобы стать партнером зарубежного банка в обслуживании общих клиентов, российскому банку необходимо достичь высокого уровня развития, в том числе в сфере новых технологий.
В-третьих, анализируя опыт развития денежно кредитной сферы на Западе, можно сделать вывод, что в перспективе наша страна будет широко использовать пластиковые карты в качестве инструмента денежного обращения.
В тоже время следует иметь в виду, что пластиковые карточки международных систем предполагают наличие валютных средств. Следовательно в России потенциальными их обладателями может стать ограниченное число лиц. Реальных же владельцев международных карточек еще меньше, поскольку банки требуют наличия довольно значительного остатка средств на счете, а в случае с кредитными картами – еще и крупного страхового депозита в иностранной валюте.
В целом анализ работы российских банков с международными карточками показывает, что существует опасность финансовой, технической и интеллектуальной зависимости от западных влияний, поставок программного обеспечения и комплектующих, идей.
Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях
Важнейшим направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейшей электронной техники является представление им электронных услуг в магазинах. В системах межбанковских электронных переводов денежных средств в торговых организациях осуществляется перечисление средств со счета покупателя на счет продавца в момент покупки или в отдельных случаях с отсрочкой платежа по желанию клиента. Большинство операций выполняется при помощи пластиковых карточек, которые вышли на передовые позиции в организации платежного оборота высокоразвитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки. В последние годы ведутся работы по внедрению многоцелевых карточек, которые можно использовать как кредитные, платежные, чековые гарантийные карточки.
Карточка для пользования
данными системами –
С точки зрения проблем внедрения пластиковых карт можно сказать:
- карточный бизнес в настоящий момент уже довольно сильно развит как во всем мире, так и в России;
- технологически этот
вид бизнеса очень
- для внедрения банковских
продуктов, основанных на
- при довольно сильной
унификации банковских карт, оборудования,
используемого в карточном
- в результате этого
разнообразия, многие банки, занимающиеся
эти бизнесом, эмитируют и обслуживают
множество различных карточек, различных
платежных систем, с целью предложить
наиболее полный пакет
Информация о работе Система электронных расчетов в коммерческом банке