Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:57, дипломная работа
Целью дипломного исследования является выявление форм и методов привлечения денежных средств населения коммерческого банка.
Исходя из данной целевой установки, в работе поставлены следующие задачи:
– выявить роль и значение денежных средств в формировании ресурсной базы коммерческих банков;
– провести анализ практической деятельности исследуемого банка по привлечению средств населения;
Вместе с тем нельзя не отметить, что в количественном выражении наибольший прогресс виден все-таки по количеству накопительных вкладов, абсолютный прирост которых составил на конец 2006 г. 22659 счетов.
Второе место занимают срочные вклады, что связано с особенностями и условиями этого вклада (небольшой размер первоначального и дополнительного взносов позволяют привлечь население с небольшим уровнем дохода и, кроме того, имеется возможность получения процентного дохода ежемесячно). Очевидно, что тенденция к росту этих вкладов в общей структуре привлеченных средств населения не случайна и объясняется несомненной привлекательностью этих видов вкладов для людей с небольшими накоплениями.
Третье место занимают вклады до востребования. Их доля в структуре вкладов в 2006 г. претерпела существенные изменения и сократилась с 16,9 % в 2005 г. до 12,8 % в 2006 г. В количественном отношении прирост здесь также наблюдается минимальный – 5997 счетов. В первую очередь это связано с низкими процентными начислениями по вкладу.
Графическая модель структуры вкладов в 2005-2006 г.г. представлена на рисунках 2.3, 2.4.
Рисунок 2.3 – Структура вкладов населения в 2005 г.
Рисунок 2.4 - Структура вкладов населения в 2006 г.
Если же рассмотреть структуру вкладных операций со стороны стабильности депозитной базы, то необходимо отметить, что в Доп.офисе № 5 ОАО «Далькомбанк» преобладают главным образом стабильные, но далеко не самые дешевые для банка ресурсы.
2.3 Оценка эффективности вкладных операций
Рассмотрим коэффициенты и показатели, характеризующие состояние вкладных операций банка.
Коэффициент
оборачиваемости вкладов
Оборот по расходу вкладов
Ко = ———————————— (2.1)
Среднегодовой
остаток по вкладам
Средний срок хранения вкладного рубля
365
Ко
Коэффициент
оборачиваемости вкладов и
Имеющиеся
данные свидетельствуют о стабильности
вкладов и возможности
Наиболее стабильными вкладами являются:
- накопительные вклады - 2281 день;
- срочные вклады - 290 дней.
Вклады до востребования могут быть использованы в качестве ресурсов только для предоставления «коротких» кредитов на срок 2-4 месяца.
Таблица 2.4 - Средний срок хранения вкладного рубля
Виды вклада |
Обороты по Расходу |
Среднегодо- вой остаток |
Оборачивае- мость вкладов |
Срок хранения, дней |
Всего по вкладам |
771687 |
404534 |
1,91 |
191,1 |
В том числе: |
|
|
|
|
Срочные вклады |
194848 |
154776 |
1,26 |
290 |
До востребования |
221814 |
27947 |
7,94 |
46 |
Накопительные вклады |
1548 |
9951 |
0,16 |
2281 |
Для получения наиболее полной информации проводится анализ процентных ставок по вкладам и депозитам физических лиц, что позволяет судить о стоимости ресурсов для банка. Стоимость ресурсов - это величина процента, уплачиваемая банком по вкладным операциям. Стоимость зависит от срока хранения денежных средств. Чем больше длительность хранения, тем больше процентный доход, выплачиваемый банком и тем самым больше расходы банка. В то же время нельзя говорить о стоимости ресурсов, не учитывая тот доход, который банк получает при размещении этих ресурсов. Поэтому проведем анализ процентных ставок по вкладам физических лиц (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Анализ процентных ставок по вкладам физических лиц
Срок вклада |
Средний процент, % |
Средний срок, дней |
Сумма, тыс. руб. |
До 91 дня |
4,5 |
94 |
1159 |
От 91 до 181 дня |
8,0 |
230 |
19806 |
От 180 до 370 дней |
10,0 |
397 |
46819 |
От 370 до 740 дней |
11,0 |
760 |
240091 |
Свыше 740 дней |
11,5 |
850 |
51 |
ИТОГО: |
|
|
307926 |
Депозитная политика доп. офиса № 5 ОАО «Далькомбанк», как и всего банка в целом, направлена на привлечение средств на более длительный срок, о чём свидетельствует увеличение процентных ставок в связи с увеличением срока хранения средств.
Прибыль банка формируется благодаря тому, что банки, хотя и уплачивают клиентам проценты по вкладам, но получают с клиентуры более высокий процент по ссуде.
В российской практике на уровень процентов по вкладным операциям влияет динамика общей экономической ситуации в стране, учетная ставка Центрального банка и особенно инфляционные процессы. Поэтому банки заинтересованы в расширении вкладных операций для привлечения новых клиентов с целью пополнения и укрепления ресурсной базы.
В силу этого Доп. офис № 5 ОАО «Далькомбанк» в исследуемый период были введены новые виды вкладов и депозитов на различные суммы и сроки хранения в рублях. На часть вкладов в этот же период были повышены процентные ставки, что можно рассматривать как одну из мер социальной поддержки населения, поскольку 5,5 % вкладчиков банка - пенсионеры.
ОАО «Далькомбанк» привлекает денежные средства, осуществляя эмиссию пластиковых карт «Золотая корона». Платежная система «Золотая Корона» вывела на рынок принципиально новый продукт - банковский картсчет. Впервые владелец пластиковой карты «Золотая Корона» управляет своими средствами, используя весь спектр возможностей от привычного терминала в магазине до современных мобильных и интернет–технологий. «Золотая Корона» - не только надежная копилка, кредитный инструмент, средство расчета, но и помощник в решении различных социальных, житейских проблем. Она как нельзя лучше отвечает современному образу жизни человека, ценящего время и более требовательно подходящего к качеству услуг.
Банк открывает карточные счета на имя клиента и привязывает к счету микропроцессорные пластиковые карты. Карточный счет – это банковский счет физического лица, представляющий собой денежные средства населения, предназначенные для осуществления платежей, переводов, расчетов, и получения наличных с использованием пластиковых карт. Вкладчик имеет право ежедневно расходовать денежные средства в пределах остатка на лицевом счете без специального уведомления об изъятии вклада.
ОАО «Далькомбанк» открывая
В заключение отметим, что в 2006 году, как и в предыдущие годы, основным направлением деятельности доп.офиса № 5 ОАО «Далькомбанк» явилось предложение банковских продуктов и услуг населению и юридическим лицам. В ходе проведенного анализа было выявлено, что в структуре предпочтений потребителей банковских продуктов и услуг исследуемого банка в последние годы важный отличительный момент состоит в признании того факта, что происходит качественное изменение потребностей в банковских услугах – все большее количество вкладчиков отдает предпочтение накопительным и срочным вкладам, в основном на длительный срок.
Проведенный анализ динамики и структуры вкладных операций доп.офиса № 5 ОАО «Далькомбанк» г.Хабаровск полностью подтвердил данное утверждение. Все это является свидетельством того факта, что процентная политика исследуемого банковского учреждения направлена на привлечение средств на более длительный срок, о чём свидетельствует рост процентных ставок в связи с увеличением срока хранения средств.
Вместе с тем в условиях ужесточающейся конкурентной борьбы между банковскими учреждениями, необходимо искать пути совершенствования деятельности по предоставлению своих продуктов и услуги. Это связано с тем, что по мере роста доходов граждан, стабилизации общеэкономической ситуации, возврата доверия к российской финансовой системе будет усиливаться конкуренция со стороны коммерческих банков.
3 Направления совершенствования деятельности банка по привлечению денежных средств населения
3.1 Опыт зарубежных банков по привлечению средств населения.
В условиях перехода к рынку, учитывая тенденции развития банковского дела доп. офису № 5 ОАО «Далькомбанк» необходимо совершенствовать методы работы, прежде всего в области привлечения сбережений индивидуальных вкладчиков.
Для привлечения средств во вклады коммерческому банку следует шире использовать зарубежный опыт. Интересными в этой области являются банковские предложения таких услуг, как:
- разработка различных
программ по привлечению
- предоставление клиентам-
- проведение широкой открытой рекламы по привлечению клиентуры;
- использование «тихой» целевой рекламы (по почте, по телефону);
- использование высокой процентной ставки по вкладам инвестиционного характера с выплатой премии по окончании срока вклада;
- выплату постоянным вкладчикам премии «за верность банку».
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, для вкладчиков стимулом служат условия привлечения денежных средств и уровень процентов, выплачиваемых банком по вкладам. С точки зрения банка процент наряду с планами привлечения во вклады средств клиентов представляет собой инструмент управления процессами формирования и использования денежных накоплений и одновременно средств в конкурентной борьбе за пассивы.
Одной из основных функций всех банков при привлечении денежных средств является обеспечение платежного механизма или перевода средств. Стремясь заинтересовать вкладчиков в хранении сберегательных вкладов, банки США, например, открывают «нау-счета», имеющие смешанный режим функционирования, которые обеспечивают возможность чековых расчетов. С одной стороны, средства, находящиеся на таких счетах могут использоваться для расчетов, с другой стороны, - являются своеобразными финансовыми инвестициями, приносящими инвесторам определенные доходы. Такие счета гарантируют вкладчику более высокий процент, чем по срочному вкладу, и возможность параллельно использовать счет в качестве расчетного, путем выставления платежного обязательства, подобно чеку.
Другие счета, - «ATS-счета», - позволяют клиенту в случае исчерпывания текущего вклада автоматически перечислить деньги со сберегательного вклада.
Коммерческие банки России, в том числе и доп. офис № 5 ОАО «Далькомбанк», могут также использовать опыт зарубежных коммерческих банков, в частности банков США, предлагающих населению пакет различных услуг.
Отличительной особенностью зарубежных сберегательных организаций является их специализация на обслуживании населения наряду с выполнением традиционных банковских операций по обслуживанию всех типов клиентов. В сберегательных институтах за границей, как правило, выплачиваются более высокие проценты по депозитным счетам частных лиц, чем в коммерческих банках. Это позволяет им привлекать значительные денежные средства.
Индивидуальным вкладчикам кроме депозитных операций банки предлагают управление финансовыми активами, ведение коммунальных счетов, расчеты по потребительскому кредиту и другие.
Опыт зарубежных стран комплексного банковского обслуживания клиентов постепенно внедряется отечественными коммерческими банками, которые начинают выполнять новые услуги (трастовые, консультационные, лизинговые, валютные и т.д.), удовлетворяя все более сложные потребности клиентов. Такой подход повышает их конкурентоспособность в привлечении кредитных ресурсов и новых клиентов.
Немалую роль в привлечении и удержании клиентов играет установление оптимального соотношению между ценой и качеством предоставляемых услуг. В целях повышения производительности банки направляют свои усилия на снижение издержек и рационализацию банковских операций, часто игнорируя оптимизацию цен на свои продукты и услуги, хотя именно они оказывают наиболее сильное влияние на объем прибыли. Структура цены банковского продукта очень сложна, поскольку интегрирует многочисленные элементы: помимо классического процента она включает издержки, комиссионные, различные платежи и т.д., в том числе и отражающие рейтинг и имидж самого банка.
Информация о работе Совершенствование банковского обслуживания физических лиц