Современная банковская система, её структура и функционирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы и пути ее совершенствования.
Исходя из целей работы, вытекают следующие задачи:
определить сущность банковской системы;
охарактеризовать банковскую систему РБ;
определить пути и этапы формирования банковской системы РБ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Общая характеристика банковской системы…………………....…………...... 5
1.1 Банковская система: понятие, признаки и типы………..……………………...5
1.2 Банковская система Республики Беларусь………..……………………………7
2 Тенденции развития банковской системы Республики Беларусь ...…………..12
2.1 История развития банковской системы Республики Беларусь ……….…….12
2.2 Состояние банковского сектора Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………….…..………………….....16
2.3 Основные проблемы развития банковской системы…..…………………......20
3 Пути совершенствования и дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь …………………………………………………………...….22
3.1 Цели, задачи и направления развития банковской системы……..………….22
3.2 Государственная политика в отношении банковского сектора……………..27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников………………………………………….......32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.51 Кб (Скачать файл)
        • банковская деятельность (или выполнение отдельных операций) возможна исключительно на основании лицензии;
        • коммерческие банки независимы в своей деятельности, недопустимо вмешательство в их работу со стороны государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РБ;
        • разграничивается ответственность между коммерческими банками и государством. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство — по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соглашение об обратном или государство не приняло на себя такую ответственность;
        • центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков и осуществляет банковский надзор; для поддержания стабильности и устойчивости кредитной системы обязательно соблюдение установленных Национальным банком РБ экономических нормативов;
  • вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбора банка;
  • вкладчикам обеспечивается возврат денежных средств;
  • клиентам гарантируется банковская тайна по операциям, счетам и вкладам (депозитам). Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;
  • банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечивая не только количественное соответствие между ресурсами и кредитными вложениями, но и в целом между пассивными и активными операциями, добиваясь соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);
  • взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на договорных началах как обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности [8, с. 313-314].

Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные  учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банковская система  Республики Беларусь является двухуровневой  и состоит из Национального банка  Республики Беларусь и коммерческих банков.

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в  интересах Республики Беларусь.

 Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения центральных органов Национального банка — город Минск.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь, настоящим  Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим  в своей деятельности.

 Национальный банк  подотчетен Президенту Республики  Беларусь.

Функции и права Национального  банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, иными  законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

  • Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • Развитие и укрепление банковской системы РБ;
  • Обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального  банка [1, с. 19].

Основные задачи заключаются  в выработке и проведении денежно-кредитной  политики, выдаче лицензий и осуществлении  надзора за юридическими лицами, занимающимися  банковской деятельностью.

Кроме того, Национальному  банку РБ также предписано выполнение следующих функций:

  • во взаимодействии с правительством Республики Беларусь разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
  • быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
  • устанавливать правила осуществления расчетов в Республике Беларусь;
  • устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций;
  • осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с законами;
  • выполнять самостоятельно или по поручению правительства Республики Беларусь все виды банковских операций;
  • регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определять порядок расчетов с иностранными государствами;
  • организовывать и проводить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организовывать его составление;
  • в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Республики Беларусь в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публиковать соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществлять иные функции в соответствии с законодательством [2, с. 63-64].

Вторым уровнем банковской системы РБ являются банки.

Термин "банк" происходит от итальянского слова «banco», что в переводе означает семья, лавка менялы, денежный стол. Менялы не только осуществляли обмен монет и хранение ценностей, но и способствовали появлению безналичного (вексельного) платежа. Банки возникли первоначально как частные коммерческие образования, элементы торгово-рыночной инфраструктуры. Государственные банки появились позже частных и заняли в сфере экономических отношений свою нишу [2, с.40].

Согласно ст. 69 Банковского  кодекса Республики Беларусь  Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном  законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

Банк может создаваться  в форме акционерного общества или  унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут  создаваться в соответствии с  законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные  банки, имеющие лицензию на осуществление  всех видов банковских операций, а  также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление  отдельных банковских операций.

На практике функционируют  разнообразные банки, их можно классифицировать следующим образом:

1. В зависимости от  организационно-правовых форм и  форм собственности выделяют  государственные, акционерные, кооперативные,  частные и смешанные банки.  Государственную форму собственности  чаще всего имеют центральные  банки. Капитал Национального  банка РБ принадлежит государству.  Коммерческие банки в рыночном  хозяйстве чаще всего являются  частными (по международной терминологии  понятие частного банка относится  не только и даже не столько  к банкам, принадлежащим отдельным  лицам, сколько к акционерным  и кооперативным банкам). В централизованной  системе хозяйства коммерческие  банки, как правило, бывают  государственными.

  1. По функциональному назначению — эмиссионные, депозитные, коммерческие, инвестиционные, ипотечные, сберегательные, клиринговые банки.
  2. По характеру выполняемых операций — универсальные, специализированные банки.
  3. По числу филиалов — бесфилиальные и многофилиальные банки.
  4. По сфере обслуживания (территориальный принцип) - региональные, межрегиональные, национальные, международные банки.
  5. По масштабам деятельности и размерам капиталов — малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.
  6. Банки специального назначения и кредитные организации [2, с. 43-44].

Взаимоотношения между банками  осуществляются в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали. Взаимоотношения  по вертикали – это отношения  между Национальным банком РБ и коммерческими  банками; по вертикали – отношения  партнерства и конкуренции между  различными низовыми звеньями банковской системы (коммерческими банками).

Взаимоотношения между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими  банками основываются на экономических  методах взаимодействия. К данным методам относится установление экономических нормативов, выполнение которых обязательно и контроль за ним осуществляет управление надзора  за деятельность коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь [2, с. 56].

Наряду с экономическими методами воздействия на деятельность коммерческих банков, Национальный банк применяет и административные. Однако эти методы воздействия являются скорее вынужденными и не должны иметь систематический характер.

За нарушение законодательства к банкам и специализированным кредитно-финансовым учреждениям Национальным банком могут  быть применены следующие меры:

  • наложение штрафа;
  • изменение экономических нормативов;
  • приостановление лицензии;
  • замена высших руководителей (включая главного бухгалтера);
  • аннулирование лицензии;
  • внесение запрета на осуществление отдельных банковских операций на срок до одного года, а также открытие филиалов на срок до одного года;
  • передача банка и специализированного кредитно-финансового учреждения во внешнее управление;
  • реорганизация или ликвидация [2, с. 60-61].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Тенденции развития банковской системы Республики Беларусь

 

2.1 История развития банковской системы Республики Беларусь

 

 

До недавнего времени  датой образования банковской системы  в Беларуси было принято считать 3 января 1922 г. – дату начала работы в Минске Белорусской конторы  Госбанка при Наркомате финансов Белорусской ССР.

Однако проведенные исследования архивных материалов, изучение коллекций  финансовых документов и ценных бумаг  позволили получить неопровержимые документальные свидетельства того, что первое банковское учреждение на территории современной Беларуси появилось  как минимум на полвека раньше. А именно – 8 января 1870 г., когда был  подписан Указ Сената Российской Империи  об учреждении в Гомеле городского общественного банка. С этого  времени и берет свое начало история  становления и развития банковской системы Беларуси.

Почему же именно небольшой  Гомель, а не крупный губернский центр стал первым белорусским городом, имеющим банк? Дело в том, что во второй половине XIX века в Российской Империи, в том числе и на территории современной Беларуси, было развернуто интенсивное железнодорожное строительство. Так, в 1862 г. трасса Петербург – Варшава  прошла через Гродно, в 1868 г. на Рижско-Орловской  линии отмечены станции Витебск  и Полоцк, в 1871 г. дорога Москва –  Брест соединила Оршу, Борисов, Минск, Барановичи.

Каждый регион, по которому проходила железная дорога, получал  мощный стимул для экономического роста, поскольку железнодорожное строительство  находилось под государственным  покровительством. Не случайно учрежденный  в 1860 г. Императором Александром II Государственный  банк Российской Империи почти сразу  же после своего открытия приступил  к активному кредитованию строительства  железных дорог. Уже в 1861-1864 гг. им выделялись крупные суммы Главному обществу российских железных дорог.

Не остался в стороне  от происходящих процессов и белорусский  Гомель. После отмены в России крепостного  права деловая активность в Гомеле заметно увеличилась, через город  началось строительство Либаво-Роменской  железной дороги, соединяющей Украину  с Прибалтикой, а также Поллесской железной дороги, соединяющей всю  южную часть современной Беларуси, Польшу, Украину. Все это привело  к очень быстрому притоку населения. Для решения насущных вопросов городской  жизни необходимо было полноценное  финансовое учреждение. Возможно, этим и обусловлено появление соответствующего решения Сената об учреждении в Гомеле городского общественного банка [14].

Его основной капитал при  учреждении был определен в 20 тысяч  рублей. В музейном фонде Национального  банка хранится чек этого банка  – неоспоримое "вещественное доказательство" существования банка. Как и многие другие городские банки, это первое в Беларуси частное коммерческое денежно-кредитное учреждение выдавало долгосрочные займы под заклад городских и строительных участков. Капитал этих банков образовывался из средств городского бюджета, а кредитовались в основном средние и мелкие предприниматели. Кредиты предоставлялись также городской управе, местному земству, а прибыль от операций отчислялась на нужды городского благоустройства и благотворительные цели. Впоследствии свои городские банки, кроме Гомеля, появились также в Полоцке, Витебске, Борисове, Могилеве, Игумене.

В связи с развитием  строительства железных дорог в  губернских городах на территории Беларуси открывались отделения Государственного банка Российской Империи (Минск  – 1881, Витебск – 1883, Могилев – 1883, Гродно – 1884). Кроме финансирования нужд железнодорожного строительства, губернские отделения имели право  кредитовать промышленность и торговлю, заниматься обменом ветхих кредитных  билетов на новые и крупных  на мелкие и обратно, оплачивать купоны по процентным бумагам, принимать денежную наличность от юридических и физических лиц для перевода в Госбанк  и его конторы и отделения, принимать вклады, выдавать ссуды  под залог процентных бумаг, акций  и облигаций.

Информация о работе Современная банковская система, её структура и функционирование