Универсальные банки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Процесс глобализации экономики, начавшийся в 20 веке и являющийся сейчас направляющей силой всего человеческого развития, определил необходимость ускорения мобилизации финансовых ресурсов, что привело к существенным трансформациям в кредитно-банковских системах развитых стран. Основные тенденции этих трансформаций выразились, в частности, в усилении концентрации и централизации кредитных институтов, росте групп банков-гигантов, действующих как трансконтинентальные образования и, как следствие, процессах универсализации банков. Тенденция к универсализации характерна для кредитных систем всех развитых стран. Действительно, могут ли сегодня прибыли банков, специализирующихся на отдельных операциях, быть достаточно велики, что сделало бы необязательной их деятельность в других сферах? Не всегда. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций. Одним из путей решений проблемы явилось резкое увеличение числа осуществляемых банками операций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ
1.1 История развития универсальных банков
1.2 Структура, цели и задачи универсальных банков

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ В КР
2.1 История развития универсальных банков в КР
2.2 Анализ деятельности универсальных банков
2.3 Основные формы и виды кредитования универсальных банков

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ В КР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

УНИВЕРСАЛЬ БАНК.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

Отмеченные достижения - это результата рутинной работы по ежедневному анализу индикаторов банковского сектора, поиску эффективных путей выхода из проблемных ситуаций, а также упорного следования той роли, которую должны выполнять как Национальный (центральный) банк страны, так и коммерческие банки страны, так и коммерческие в условиях рыночной экономики.

Развитие банковской системы Кыргызской Республики с момента распада Советского Союза условно можно на три этапа.

Первый этап охватывает период 1991-1995 годы, в течение которого были образованы Национальный (центральный) банк и коммерческие   банки,   которые   сформировали   классическую двухуровневую банковскую систему. 10 мая 1993 года введена национальная валюта - сом, что позволило Национальному банку стать подлинно центральным банком страны, получить полную независимость в формировании основных направлений денежно-кредитной и валютной политики.

Этот этап характеризуются высокой инфляцией и дисбалансами в экономике. Коммерческие банки в этот период расширяли свою деятельность и увеличивали свою доходность за счет инфляционных денег, выдавая в основном централизованные кредиты без достаточного обеспечения. В результате, большинство этих кредитов оказались безвозвратными. Главной проблемой для многих банков в тот период было состояние неплатежеспособности. Одной из основных причин, объясняющих создавшееся положение, были директивные кредиты, выданные правительством республики в 1992-94 годах через отдельные банки,   главным   образом   сельскохозяйственному   сектору   и предприятиям перерабатывающих отраслей2.

Определить природу, масштаб и истинные причины этих проблем сразу не представлялось возможным, так как старая система бухгалтерского учета мало способствовала освещению истинного положения  дел.  К  примеру,  даже  если  банк  оказывался неплатежеспособным, система учета отражала получение прибыли и ее распределение. Введение новых нормативных документов, а также форм отчетности, составленных на основе международных стандартов, позволило показать реальные проблемы банков, что дало возможность планировать и принимать более решительные меры.

Этот период можно назвать периодом активных реформ и закладывания основ законодательной, нормативной, институциональной базы современной банковской системы. Необходимо особо подчеркнуть значительную роль, которую сыграли первые законы «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности» (от 1992 года) в период перехода на рыночные отношения. С самого начала реформ были либерализованы процентные ставки, была введена полная конвертируемость национальной валюты. В дальнейшем это было закреплено принятием закона об операциях с иностранной валютой и принятием в марте 1995 года обязательств по VIII статье соглашений с МВФ. После принятия всех этих законов и актов Кыргызская Республика законодательно закрепила полную конвертируемость валюты по внешним текущим операциям и операциям с капиталом.

Второй этап относится к 1996-1997 годам, когда проводились мероприятия по реструктуризации банков в рамках программы FINSAC (кредит на структурную перестройку финансового сектора).

Этот короткий этап выделяется в отдельный период, поскольку по содержанию проведенных реформ и их результативности он занимает особое место и характеризуется достижением финансовой стабильности в экономике (снижение инфляции), и определенного развития финансового рынка, что позволило банкам последовательно увеличивать свое присутствие в экономике.

В то время состояние банковской системы во многом определялось финансовым положением четырех крупнейших банков, образованных на базе бывших государственных банков СССР. На их долю приходилось примерно 80% суммарных активов системы. При этом все эти банки по состоянию на начало 1995 года были неплатежеспособными.

Для вывода банковской системы из этой ситуации потребовалось осуществление радикальных мер. В 1997 году Национальным банком Кыргызской Республики при содействии Всемирного банка была разработана программа структурной перестройки финансовой системы республики (программа FINSAC).

Основными целями программы реформ, которая должна была получить дальнейшую поддержку с помощью кредита на структурную перестройку финансовой системы (FINSAC) являлись:

*разработка политики и создание правовой среды, которая бы способствовала здоровому росту конкурентоспособной и эффективной системы частных банков;

*ликвидация двух доминирующих и неплатежеспособных банков - АКБ «Кыргызагропромбанк» и Коммерческие банки «Кыргызэлбанк» (сберегательного банка), которые внося системный риск, подавляли рост и развитие своих молодых конкурентов (коммерческие банки, основанные на частной собственности);

*разукрупнение и финансовая реструктуризация с помощью рекапитализации из частных источников еще двух неплатежеспособных бывших государственных банков;

*создание временного агентства по разрешению долговых ситуаций (DEBRA), чтобы помочь возвращению или обеспечить спасение неработающих кредитов и, таким образом, ускорить уже идущую структурную перестройку или ликвидацию обанкротившихся предприятий;

*создание регулятивной основы и системы банковского надзора, а также обеспечение политики поддержки и развитие инфраструктуры, необходимой для развития и роста вновь создающихся небанковских финансовых учреждений;

*разработка единой концепции развития финансовой и банковской системы в удаленных сельских районах и создание специализированных финансовых учреждений.

Реализация   программы   FINSAC   помогла   полностью реорганизовать коммерческие банки, а те, что не смогли выжить, были ликвидированы. Это касалось без исключения и крупнейших банков: АКБ "Кыргызагропромбанк" и Коммерческие банки "Кыргызэлбанк". Просроченные кредитные активы коммерческих банков в 1996-1997 годах были переданы в специальное агенство (DEBRA), которое проводило работу по возврату этих долгов, а задолженности по прошлым централизованным кредитам были переоформлены в ГКО с 10 летним сроком. Таким образом, банкам была предоставлена возможность сбросить с себя балласт неэффективной предыдущей банковской системы и продолжить свою деятельность на качественно новом уровне.

В 1997 году была продолжена ориентация на меры, направленные на дальнейшее снижение инфляции, уровень которой в 1997 году снизился до 14,7%, создание условий для долгосрочного инвестирования и развития рынка капитала, совершенствование банковской и платежной систем.

В этот период деятельность Национального банка и коммерческих банков основывается на (новых) законах «О Национальном банке Кыргызской Республики» и «О банках и банковской деятельности», принятых парламентом страны в июле 1997 года. Согласно действующему законодательству, целью деятельности Национального банка теперь является достижение поддержание стабильности цен.

Основными функциями Национального банка Кыргызской Республики являются:

*определение и проведение денежно-кредитной политики в Кыргызской Республике;

*разработка и осуществление единой валютной политики;

*исключительное право осуществления эмиссии денежных знаков;

*регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики.

В целях приведения отечественного бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами. Национальным банком  были разработаны новые принципы учета и отчетности, которые стали действовать с июля 1997 года. Все банки перешли на признанные в международной банковской практике стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Системные изменения в подходе к стандартам учета привели к наиболее реальному отражению финансового состояния банков, к более адекватному налогообложению. 3

Ликвидация и реорганизация банков осуществлялись таким образом, чтобы основные банковские услуги во всех регионах республики в ходе преобразований были сохранены. В целях сохранения платежной системы и обеспечения банковскими услугами населения всех регионов была создана Расчетно-сберегательная компания. Основная цель денной компании заключается в оказании услуг по проведению платежей и в обеспечении населения гарантированными услугами по хранению сбережений и проведению расчетов.

Был создан механизм регулярного предоставления новой формы отчетности - периодического регулятивного банковского отчета коммерческих банков, который позволяет получать от банков необходимую информацию для осуществления внешнего надзора в соответствии со стандартами, принятыми в мировой банковской практике.

О профессиональном росте банков Кыргызстана в этот период может свидетельствовать не только тот факт, что многие из них стали проводить  ежегодный  аудит  по  международным  стандартам авторитетными аудиторскими компаниями, но и явное повышение доверия к банкам со стороны международных финансовых институтов. Так, например, банками республики было завершено обслуживание первой кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по поддержке малых и средних предприятий частного сектора. ЕБРР принял решение об открытии в последующем второй линии. Весьма показателен и тот факт, что ЕБРР вел переговоры с отдельными кыргызскими банками относительно их капитализации.

Подводя итог сказанному выше, можно выделить основные результаты проведения реформ за период 1992-1997 годы:

*законодательное   закрепление   независимости   работы Национального банка;

*создание либерального режима операций с иностранной валютой;

*улучшение макроэкономической ситуации в республике;

*переход на международные стандарты бухгалтерского учета Национальным банком и коммерческими банками, а также подготовка хозяйствующих субъектов к переходу на международные стандарты бухгалтерского учета;

*повышение доверия к банковской системе.

Третий этап, начавшийся с конца 1998 года и продолжающийся до середины 2001 года. Этот этап характеризуется снижением устойчивости банков на фоне резкого ухудшения внешних условий и внутренних факторов. Развитие коммерческих банков в этот период во многом сложилось под влиянием макроэкономической дестабилизации 1998 года, вызванной влиянием российского кризиса, девальвацией валют стран-торговых партнеров, а также из-за обострения проблем, накопленных внутри банковской системы вследствие неэффективной кредитной политики отдельных коммерческих банков, перекосов в процентной политике, неадекватного мониторинга кредитов, низкого качества управления и нарушений деятельности банков.

В связи с этим НБКР был вынужден предпринять ряд экстренных мер с целью нейтрализации возникшей угрозы системного риска в банковской системе, включая принятие Национальным банком Кыргызской Республики и Правительством Кыргызской Республики при содействии Государственной комиссии по обеспечению программы структурной перестройки финансовой и  банковской системы комплексных мероприятий, обеспечивающих повышение надежности и эффективности  банковской  системы,  способной  удовлетворять потребности экономики страны.

Указанной комиссией была разработана Комплексная стратегия реструктуризации финансовой и банковской систем, призванная четко и эффективно координировать действия всех органов государственной власти в реструктуризации и стабилизации финансовой систем в краткосрочной перспективе являются:

*поддержание (восстановление) способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг населению и экономике;

*реструктуризация отдельных проблемных банков и других финансовых учреждений, ликвидация которых может быть связана со значительными социальными и экономическими издержками;

*повышение ответственности руководителей и акционеров банков, других финансовых учреждений за результаты деятельности;

*увеличение капитала эффективно управляемых банков и других финансовых учреждений, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для  банковского обслуживания потребностей экономики и проведения платежей.

Помимо работы над оздоровлением банковской системы, в настоящий момент настало время для создания системы страхования депозитов. С этой целью Национальным банком Кыргызской Республики разработан проект Закона «О Фонде защиты депозитов» и создана рабочая группа, которая призвана обеспечить внедрение в действие системы защиты депозитов граждан в коммерческие банки республики после принятия закона.

В общем, деятельность коммерческих банков Кыргызской Республики в 2001 году осуществлялась на фоне следующих макроэкономических тенденций:

*низкие темпы инфляции;

*стабилизация валютного курса;

*общее снижение на рынке банковских услуг процентных ставок по привлекаемым и   размещаемым ресурсам.

Развитие банковской системы в 2001 году (не учитывая 4 банка, подвергшиеся процедуре ликвидации) характеризуется, в первую очередь тем, что величина суммарного капитала банковской системы останется на достаточно высоком уровне и на 1 августа 2001 года составляет 1 498,2 млн. сомов и в соотношении с активами банковской системы составляет 31,6%.

В целом по банковской системе продолжилась тенденция роста. Так, за 7 месяцев текущего года суммарные активы увеличились на 10,8% и составили 4 740,7 млн. сомов. При этом 1 343,5 млн. сомов составляют ликвидные . активы, размещенные в кассах и на корреспондентских счетах коммерческих банков.

В перспективе для повышения эффективности и надежности финансовой и банковской систем Национальный банк Кыргызской Республики продолжит работу по развитию небанковских учреждений. К числу небанковских учреждений. К числу небанковских финансово-кредитных  учреждений,  регулируемых  Национальным  банком Кыргызской Республики, в первую очередь относятся Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация (КСФК) и Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов (ФКПРКС). Деятельность КСФК и ФКПРКС характеризуется положительными результатами. По состоянию на 1 января 2001 года в республике действовал 191 кредитный союз с общим капиталом 47 млн. сомов. Сегодня кредитные союзы объединяют более 11 тыс. человек. За отчетный год капитал кредитных союзов вырос на 70%, тогда как количество кредитных союзов возросло на 15%. Это означает, что кредитные союзы в своем развитии перешли на новый качественный уровень развития. Все большее количество жителей в сельской местности вовлекается в процесс микрокредитования. В настоящее время на территории Кыргызской Республики в данном направлении работают множество компаний,  которые способствуют росту материального благосостояния населения на селе, и это еще раз доказывает   необходимость   дальнейшего   развития   системы микрофинансирования   в   Кыргызской   Республике.   Система микрофинансиро-вания может способствовать социальной мобилизации лиц с целью повышения уровня их благосостояния. Деятельность микрофинансовых организаций характеризуется направленностью на людей с низкими доходами с целью повышения уровня их благосостояния.   Деятельность   микрофинансовых   организаций характеризуются направленностью на людей с низкими доходами в отдаленных сельских регионах республики. Для упорядочения и повышения  эффективности  компаний,  работающих в сфере микрофинансирования, разрабатывается проект Закона «О деятельности микрофинансовых организаций» 4.

Информация о работе Универсальные банки