Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа
Актуальность: Процесс глобализации экономики, начавшийся в 20 веке и являющийся сейчас направляющей силой всего человеческого развития, определил необходимость ускорения мобилизации финансовых ресурсов, что привело к существенным трансформациям в кредитно-банковских системах развитых стран. Основные тенденции этих трансформаций выразились, в частности, в усилении концентрации и централизации кредитных институтов, росте групп банков-гигантов, действующих как трансконтинентальные образования и, как следствие, процессах универсализации банков. Тенденция к универсализации характерна для кредитных систем всех развитых стран. Действительно, могут ли сегодня прибыли банков, специализирующихся на отдельных операциях, быть достаточно велики, что сделало бы необязательной их деятельность в других сферах? Не всегда. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций. Одним из путей решений проблемы явилось резкое увеличение числа осуществляемых банками операций.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ
1.1 История развития универсальных банков
1.2 Структура, цели и задачи универсальных банков
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ В КР
2.1 История развития универсальных банков в КР
2.2 Анализ деятельности универсальных банков
2.3 Основные формы и виды кредитования универсальных банков
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ В КР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Подводя итог рассмотрению современной практики по кредитованию индивидуальных заемщиков, следует отметить, что анализ динамики показателей, характеризующих развитие кредитных взаимоотношений Сберегательного банка с населением, свидетельствует о недостатках в процентной политике банка о том, что нередки случаи нецелевого использования ссуд или несвоевременного погашения населением задолженности перед банком. Все это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования кредитных связей коммерческих банков с населением на основе изучения отечественного и зарубежного опыта.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ В КР
Размер банковского сектора Кыргызской Республики сопоставим с размерами банковских секторов соседних государств, в то же время он значительно меньше, чем в постсоциалистических странах, являющихся лидерами в проведении реформ, не говоря уже о европейских государствах. Развитие банковского сектора относительно развития экономики, или то, что обычно называют финансовым проникновением в экономику, еще очень слабое.
Банковский сектор характеризуется относительно низкой прибыльностью, депозиты привлекаются на короткий срок, низок коэффициент отношения кредитов к общему объему активов, высоки административные расходы, а уровень резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (РППУ) колеблется от среднего до высокого. Существует приемлемое количество банков, но их размер очень мал и развитие банковского сектора - это история закрытия одних банков и открытия других.
Анализ действующей организации работ и финансового положения коммерческих банков позволил сделать следующие выводы:
1. Низкий уровень финансового проникновения.
Величина финансового проникновения в Кыргызской Республике сравнима с соседними государствами, но значительно ниже, чем в Латвии, и еще ниже, чем в Польше, и находится в другом измерении по сравнению с Западной Европой. Позитивным является то, что для роста финансового проникновения существует значительный потенциал.
На уровень процентных ставок и процентных разниц влияют инфляционные ожидания, ожидания падения обменного курса. Кроме того, высокий кредитный риск в экономике влияет на высокие процентные ставки по кредитам в долларах и сомах, так и на процентную маржу. Высокий кредитный риск делает рискованным вложение депозитов в банки со стороны вкладчиков и кредитование -для самих банков. Также уровень процентных ставок влияют высокие административные расходы в банках.
Относительно высокие требования по ликвидности в банках в условиях нестабильности также влияют на высокие процентные ставки по кредитам и по депозитам в сомах и на процентную маржу, но это объясняется особенностями экономики переходного периода.
Инфляция (и изменение обменного курса) объясняет значительную часть процентной ставки в сомах. Ставки по депозитам в иностранной валюте выше международного уровня. Это отражает вкладчиками риска банка.
Динамика процентных разниц как в сомах, так и в долларах показывает, что процентная разница может быть, прежде всего, объяснена влиянием факторов, которые воздействуют как на процентные ставки в долларах. Эти факторы - риск, административные расходы и резервные требования.
Анализ балансов банка и отчетов о прибылях и убытках предполагает, что в процентной разнице (маржа) вклад административных расходов составляет 10%-20%. Это очень высокий показатель по международным стандартам. Вклад кредитного риска находится между 1 и 25%. Что касается расходов по созданию резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (РППУ), которые в
прошлом году были невысоки, а в настоящее время выше, то можно сказать, что среднее значение влияния этого фактора на процентную маржу близко к оптимальному, но в отдельных банках эти затраты очень высоки.
В итоге, инфляционные ожидания объясняют большую часть в уровне процентных ставок в сомах, но, тем не менее, оставляют еще значительную часть, которая объясняется влиянием других факторов. Риск и административные расходы являются важнейшими факторами, влияющими на процентную разницу между ставками по депозитам и ставками по кредитованию. Резервные требования тоже оказали свое влияние. Среди выявленных рисков риск обменного курса объясняет около 10% от разницы между процентными ставками в долларах и сомах.
3. Недостаточная капитальная база:
необходимость роста капитализации коммерческих банков предопределяется несколькими факторами. В первую очередь следует отметить, что экономика Кыргызстана имеет открытый характер, а это, в совокупности с плавающим валютным режимом, значительно повышает уязвимость банков к внешним шокам и требует от экономики в целом и банковской системы, в частности, большого запаса прочности и стабильности. Последние негативные события в банковском секторе, наглядно продемонстрировали то, что у коммерческих банков недостаточно необходимых мер и ресурсов для защиты от рисков. Кроме того, высокие процентные ставки на финансовых рынках повышают внутренние риски коммерческих банков, что требует также роста капитальной базы. Повышение капитализации банков позволит в определенной мере повысить соотношение собственных средств к привлеченным и, тем самым, увеличить уровень устойчивости и стабильности банковской системы. Недостаточность капитала кыргызских банков не позволяет им осуществлять долгосрочное и крупное инвестирование экономики, а обслуживание международных
кредитных линий для многих коммерческих банков практически недоступно в силу той же причины - недостаточной капитальной базы.
4. Территориальная концентрация деятельности:
на начало 1999 года в республике действовало 24 коммерческого банка, головные офисы которых расположены на территории г. Бишкек. Создание филиалов в основном ограничено территорией г. Бишкек, Чуйской области (в данном регионе действует 51 филиал) и Ошской области. В настоящее время обеспечение сельской местности банковскими услугами крайне ограничено, и эти услуги предоставляется в основном Расчетно-сберегательной компанией (РСК), которая производит доставку наличности государственным организациям от имени казначейства, региональные отделения которого далее распределяют ее между окончательными получателями. Недостаток банковского обслуживания в сельских районах сказывается на крайне ограниченном наборе услуг и спроса на эти услуги.
В настоящее время у РСК 48 отделений. Большинство отделений, расположенных в сельских районах, убыточные. В РСК открыто около 7 тысяч клиентских счетов, и общая депозитная база составляет 47 млн. сомов, а основные средства - около 25 млн. сомов. На одно отделение приходится приблизительно по 150 клиентов, 1 млн. депозитов и 0,5 млн. сомов основных средств. Если средняя ежемесячная зарплата банковского работника составляет 2000 сомов, то в год она составит 24 000 сомов, или 2,5% от суммы депозитов на каждого работника. Если требуемая ставка прибыльности равна 30% возврат на основные средства по одному отделению должен быть равен 150 000 сомов, или 15% от депозитов. Очевидно, основываясь на вышеприведенных цифрах, что расходы по содержанию отделений делают их убыточными, даже учитывая незначительные операционные расходы.
5. Концентрация активов в рамках финансового сектора, а также торгово-посреднической деятельности, в основном импортной направленности: отраслевая структура кредитования экономики коммерческими банками отличается преимущественным вложением банковских средств в такие отрасли, как торговля и прочие отрасли, а также кредитование населения. В частности, в 1998 году в отраслевой структуре вновь выданных кредитов превалировали кредиты в торговлю и прочие кредиты (на капитальную аренду, коммерческим и посредническим организациям). Их доля составила 74% от общего объема новых кредитов. На долю промышленности, сельского хозяйства и строительства в сумме пришлось всего лишь 10%. Причем, основная часть кредитов представляет собой краткосрочные кредиты.
6. Упрощенная организационная структура деятельности:
нацеленность на традиционные рынки, предложение соответствующего только им набора услуг и стремление ограничить их обслуживание на определенных уровнях затрат, привело к формированию организационной структуры банков, построенной по принципу услуга-подразделение, а так как диапазон услуг (продуктов) однороден и узок, то и организация упрощена, другими словами, деятельность не диверсифицирована, а это означает, что нет возможности хеджирования сделок через участие на различных рынках.
7. Отсутствие эффективной корпоративной системы управления:
основные элементы корпоративного управления определяются как три взаимосвязанных, четко определенных уровня, которые могут быть определены как юридический, структурный и поведенческий. Что касается правовых рамок, установленных законодательно, то в целом для банков они достаточно конкретны, за исключением вопросов, регулирующих поглощение и/или слияние. Это необходимо разработать в ближайшее время. Однако эффективность корпоративного управления зависит не только от того, как сформулированы и исполняются эти законы, но и от структурных и поведенческих характеристик этой системы. В нашей ситуации эти два аспекта определяют невысокий уровень эффективности управления коммерческими банками. В первую очередь это относится к степени концентрации акций: от одной
крайности - один акционер (прямо или через другие лица) владеет всеми акциями банка до другой крайности - очень большое количество мелких акционеров, а во вторую очередь - размеру доли владения акциями менеджеров (должностных исполнительных лиц банка) и самих сотрудников.
Еще одним ключевым моментом является то, что в составе Совета банков практически не представлены профессионалы банковского дела, которые могли бы быть и не владельцами акций, то есть назначенными вне независимости директорами - аутсайдерами. Кроме того, несмотря на то, что учет в банках, в основном, соответствует международным стандартам, управленческая отчетность, которая должна служить основанием для принятия решений, в должном объеме пока не генерируется.
И, наконец, характеристики поведения: (1) способность координировать функции собственников акций (общее собрание акционеров. Совет) и управляющих (менеджеров - Председателя и членов Правления); (2) обеспечение эффективности стимулов для менеджеров по соблюдению интересов, как депозиторов (вкладчиков) банков, так и интересов акционеров; (3) корпоративная реструктуризация (замена менеджмента при неэффективной работе через слияние, покупку-продажу акций, реструктуризация в составе холдинга и.т.д.); (4) гарантирование обеспечения «здоровой» банковской практики; (5) природа связей между партнерами (клиентами, банками), основанная на доверии, т.е. готовность - вступать в долговременные экономические отношения.
Очевидно, что по всем элементам, определяющим эффективность корпоративной системы управления, предстоит сделать еще очень многое: начиная с совершенствования законодательной базы до -главное - систематического обучения и стимулирования ускорения процесса внедрения этой системы.
8. Отсутствие опыта и практики выживания в условиях кризисной ситуации:
предшествующий период экономических реформ с момента получения независимости республики условно можно разделить на три этапа (см. вышеописанное): первый - это 1991-1995 гг., для которого характерна высокая инфляция и дисбалансы в экономике. В этот период коммерческие банки расширяли свою деятельность, увеличивали доходность за счет инфляционных денег, выдавая кредиты без достаточного опыта, второй этап - 1996-1997 гг., когда проведенные мероприятия по реструктуризации банков в рамках программы ФИНСАК, достижение финансовой стабильности в плане снижения инфляции, и некоторого развития финансового рынка, позволили коммерческим банкам последовательно увеличивать свое присутствие на рынке, извлекая и увеличивая свою доходность. Третий этап - 1998 г. - это снижение устойчивости банков на фоне резкого ухудшения внешних по отношению к ним условиям. Практика показала, что в такой период резко возрастает роль менеджмента, понимающего проблему зависимости деятельности банка от реального сектора и макроэкономической ситуации.