Универсальные банки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Процесс глобализации экономики, начавшийся в 20 веке и являющийся сейчас направляющей силой всего человеческого развития, определил необходимость ускорения мобилизации финансовых ресурсов, что привело к существенным трансформациям в кредитно-банковских системах развитых стран. Основные тенденции этих трансформаций выразились, в частности, в усилении концентрации и централизации кредитных институтов, росте групп банков-гигантов, действующих как трансконтинентальные образования и, как следствие, процессах универсализации банков. Тенденция к универсализации характерна для кредитных систем всех развитых стран. Действительно, могут ли сегодня прибыли банков, специализирующихся на отдельных операциях, быть достаточно велики, что сделало бы необязательной их деятельность в других сферах? Не всегда. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций. Одним из путей решений проблемы явилось резкое увеличение числа осуществляемых банками операций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ
1.1 История развития универсальных банков
1.2 Структура, цели и задачи универсальных банков

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ В КР
2.1 История развития универсальных банков в КР
2.2 Анализ деятельности универсальных банков
2.3 Основные формы и виды кредитования универсальных банков

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ В КР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

УНИВЕРСАЛЬ БАНК.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)
  1. Краткосрочный кредит населению на неотложные нужды выдается наличными деньгами на срок до 3 лет в сумме, зависящей от заработка ссудозаемщика. Для оформления ссуды на неотложные нужды клиент предоставляет в банк справки с места работы ссудозаемщика и поручителя с указанием их среднемесячного дохода. После проверки этих документов экономист подсчитывает сумму кредита, возможную к выдаче, которая зависит от размера заработной платы заемщика и срока предоставления ссуды. При этом третья часть заработной платы заемщика умножается на количество месяцев предоставления ссуды. Ссудозаемщик заполняет заявление обязательство на получение ссуды, поручитель оформляет и заверяет поручительство. Данные заемщика заносят в регистрационный журнал и ссуде присваивается очередной номер по балансовому счету-601 "Краткосрочные кредиты на неотложные нужды". По выписанному бухгалтером расходному ордеру клиент получает в банке ссуду наличными при предъявлении паспорта.
  2. Кредит населению под залог ценных бумаг выдается под залог облигаций, акций и других ценных бумаг, реализуемых через учреждения банка и котирующихся на фондовых биржах. Кредит под залог ценных бумаг выдается в размере не более 50 % номинальной стоимости заложенных ценных бумаг, сроком на 6 месяцев под 140 % годовых. Для оформления ссуды под залог ценных бумаг необходимы паспорт заемщика и сами ценные бумаги. После того, как экономист банка убедится в достаточно высоком курсе ценных бумаг на бирже, между заемщиком и банком заключается кредитный договор, в котором определяются условия выдачи и погашения ссуды. Одновременно заключается договор о залоге ценных бумаг, принадлежащих заемщику, и оформляется срочное обязательство. Заложенные ценные бумаги принимаются банком на хранение. Выдача их заемщику производится только после погашения задолженности по ссуде. Если заемщик не погашает ссуду в срок, банк вправе реализовать принятые в залог ценные бумаги. В случае несвоевременного возврата ссуды заемщик уплачивает банку неустойку (штраф) в размере 0.2 % от суммы кредита за каждый день просрочки платежа. При оформлении выдачи данного кредита поручительства не требуется. Все документы по данному виду ссуды заверяются юрисконсультом, после чего данные ссудозаемщика записываются экономистом банка в регистрационный журнал. Погашение ссуды производится в соответствии с кредитным договором частями или в полной сумме.

Подводя итог рассмотрению современной практики по кредитованию индивидуальных заемщиков, следует отметить, что анализ динамики показателей, характеризующих развитие кредитных взаимоотношений Сберегательного банка с населением, свидетельствует о недостатках в процентной политике банка о том, что нередки случаи нецелевого использования ссуд или несвоевременного погашения населением задолженности перед банком. Все это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования кредитных связей коммерческих банков с населением на основе изучения отечественного и зарубежного опыта.

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАНКОВ В КР

 

Размер банковского сектора Кыргызской Республики сопоставим с размерами банковских секторов соседних государств, в то же время он значительно меньше, чем в постсоциалистических странах, являющихся лидерами в проведении реформ, не говоря уже о европейских государствах. Развитие банковского сектора относительно развития экономики, или то, что обычно называют финансовым проникновением в экономику, еще очень слабое.

Банковский  сектор  характеризуется  относительно  низкой прибыльностью, депозиты привлекаются на короткий срок, низок коэффициент отношения кредитов к общему объему активов, высоки административные расходы, а уровень резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (РППУ) колеблется от среднего до высокого. Существует приемлемое количество банков, но их размер очень мал и развитие банковского сектора - это история закрытия одних банков и открытия других.

Анализ действующей организации работ и финансового положения коммерческих банков позволил сделать следующие выводы:

1. Низкий уровень финансового проникновения.

Величина финансового проникновения в Кыргызской Республике сравнима с соседними государствами, но значительно ниже, чем в Латвии, и еще ниже, чем в Польше, и находится в другом измерении по сравнению с Западной Европой. Позитивным является то, что для роста финансового проникновения существует значительный потенциал.

 

  1. Высокий уровень процентных ставок.

На уровень процентных ставок и процентных разниц влияют инфляционные ожидания, ожидания падения обменного курса. Кроме того, высокий кредитный риск в экономике влияет на высокие процентные ставки по кредитам в долларах и сомах, так и на процентную маржу. Высокий кредитный риск делает рискованным вложение депозитов в банки со стороны вкладчиков и кредитование -для самих банков. Также уровень процентных ставок влияют высокие административные расходы в банках.

Относительно высокие требования по ликвидности в банках в условиях нестабильности также влияют на высокие процентные ставки по кредитам и по депозитам в сомах и на процентную маржу, но это объясняется особенностями экономики переходного периода.

Инфляция   (и   изменение   обменного   курса)   объясняет значительную часть процентной ставки в сомах. Ставки по депозитам в иностранной валюте выше международного уровня. Это отражает вкладчиками риска банка.

Динамика процентных разниц как в сомах, так и в долларах показывает, что процентная разница может быть, прежде всего, объяснена влиянием факторов, которые воздействуют как на процентные ставки в долларах. Эти факторы - риск, административные расходы и резервные требования.

Анализ балансов банка и отчетов о прибылях и убытках предполагает,   что   в   процентной   разнице   (маржа)   вклад административных расходов составляет 10%-20%. Это очень высокий показатель по международным стандартам. Вклад кредитного риска находится между 1 и 25%. Что касается расходов по созданию резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (РППУ), которые в

прошлом году были невысоки, а в настоящее время выше, то можно сказать, что среднее значение влияния этого фактора на процентную маржу близко к оптимальному, но в отдельных банках эти затраты очень высоки.

В итоге, инфляционные ожидания объясняют большую часть в уровне процентных ставок в сомах, но, тем не менее, оставляют еще значительную часть, которая объясняется влиянием других факторов. Риск и административные расходы являются важнейшими факторами, влияющими на процентную разницу между ставками по депозитам и ставками по кредитованию. Резервные требования тоже оказали свое влияние. Среди выявленных рисков риск обменного курса объясняет около 10% от разницы между процентными ставками в долларах и сомах.

 

3. Недостаточная капитальная база:

необходимость   роста   капитализации   коммерческих   банков предопределяется несколькими факторами. В первую очередь следует отметить, что экономика Кыргызстана имеет открытый характер, а это, в совокупности с плавающим валютным режимом, значительно повышает уязвимость банков к внешним шокам и требует от экономики в целом и банковской системы, в частности, большого запаса прочности и стабильности. Последние негативные события в банковском секторе, наглядно продемонстрировали то, что у коммерческих банков недостаточно необходимых мер и ресурсов для защиты от рисков. Кроме того, высокие процентные ставки на финансовых рынках повышают внутренние риски коммерческих банков, что требует также роста капитальной базы. Повышение капитализации банков позволит в определенной мере повысить соотношение собственных средств к привлеченным и, тем самым, увеличить уровень устойчивости и стабильности   банковской   системы.   Недостаточность   капитала кыргызских банков не позволяет им осуществлять долгосрочное и крупное инвестирование экономики, а обслуживание международных

кредитных линий для многих коммерческих банков практически недоступно в силу той же причины - недостаточной капитальной базы.

4. Территориальная концентрация деятельности:

на начало 1999 года в республике действовало 24 коммерческого банка, головные офисы которых расположены на территории г. Бишкек. Создание филиалов в основном ограничено территорией г. Бишкек, Чуйской области (в данном регионе действует 51 филиал) и Ошской области. В настоящее время обеспечение сельской местности банковскими услугами крайне ограничено, и эти услуги предоставляется в основном Расчетно-сберегательной компанией (РСК), которая производит доставку наличности государственным организациям от имени  казначейства,  региональные  отделения  которого  далее распределяют ее между окончательными получателями. Недостаток банковского обслуживания в сельских районах сказывается на крайне ограниченном наборе услуг и спроса на эти услуги.

В настоящее время у РСК 48 отделений. Большинство отделений, расположенных в сельских районах, убыточные. В РСК открыто около 7 тысяч клиентских счетов, и общая депозитная база составляет 47 млн. сомов, а основные средства - около 25 млн. сомов. На одно отделение приходится приблизительно по 150 клиентов, 1 млн. депозитов и 0,5 млн. сомов основных средств. Если средняя ежемесячная зарплата банковского работника составляет 2000 сомов, то в год она составит 24 000 сомов, или 2,5% от суммы депозитов на каждого работника. Если требуемая ставка прибыльности равна 30% возврат на основные средства по одному отделению должен быть равен 150 000 сомов, или 15% от депозитов. Очевидно, основываясь на вышеприведенных цифрах, что расходы по содержанию отделений делают их убыточными, даже учитывая незначительные операционные расходы.

 

5. Концентрация активов в рамках финансового сектора, а также торгово-посреднической деятельности, в основном импортной направленности: отраслевая структура кредитования экономики коммерческими банками отличается преимущественным вложением банковских средств в такие отрасли, как торговля и прочие отрасли, а также кредитование населения. В частности, в 1998 году в отраслевой структуре вновь выданных кредитов превалировали кредиты в торговлю и прочие кредиты (на капитальную аренду, коммерческим и посредническим организациям). Их доля составила 74% от общего объема новых кредитов. На долю промышленности, сельского хозяйства и строительства в сумме пришлось всего лишь 10%. Причем, основная часть кредитов представляет собой краткосрочные кредиты.

6. Упрощенная организационная структура деятельности:

нацеленность на традиционные рынки, предложение соответствующего только им набора услуг и стремление ограничить их обслуживание на определенных   уровнях   затрат,   привело   к   формированию организационной структуры банков, построенной по принципу услуга-подразделение, а так как диапазон услуг (продуктов) однороден и узок, то и организация упрощена, другими словами, деятельность не диверсифицирована, а это означает, что нет возможности хеджирования сделок через участие на различных рынках.

7. Отсутствие эффективной корпоративной системы управления:

основные элементы корпоративного управления определяются как три взаимосвязанных, четко определенных уровня, которые могут быть определены как юридический, структурный и поведенческий. Что касается правовых рамок, установленных законодательно, то в целом для банков они достаточно конкретны, за исключением вопросов, регулирующих поглощение и/или слияние. Это необходимо разработать в ближайшее время. Однако эффективность корпоративного управления зависит не только от того, как сформулированы и исполняются эти законы, но и от структурных и поведенческих характеристик этой системы. В нашей ситуации эти два аспекта определяют невысокий уровень эффективности управления коммерческими банками. В первую очередь это относится к степени концентрации акций: от одной

крайности - один акционер (прямо или через другие лица) владеет всеми акциями банка до другой крайности - очень большое количество мелких акционеров, а во вторую очередь - размеру доли владения акциями менеджеров (должностных исполнительных лиц банка) и самих сотрудников.

Еще одним ключевым моментом является то, что в составе Совета банков практически не представлены профессионалы банковского дела, которые могли бы быть и не владельцами акций, то есть назначенными вне независимости директорами - аутсайдерами. Кроме того, несмотря на то, что учет в банках, в основном, соответствует международным стандартам, управленческая отчетность, которая должна служить основанием для принятия решений, в должном объеме пока не генерируется.

И,  наконец, характеристики  поведения:  (1)  способность координировать функции собственников акций (общее собрание акционеров. Совет) и управляющих (менеджеров - Председателя и членов Правления); (2) обеспечение эффективности стимулов для менеджеров по соблюдению интересов, как депозиторов (вкладчиков) банков,   так   и   интересов   акционеров;   (3)   корпоративная реструктуризация (замена менеджмента при неэффективной работе через слияние, покупку-продажу акций, реструктуризация в составе холдинга и.т.д.); (4) гарантирование обеспечения «здоровой» банковской практики; (5) природа связей между партнерами (клиентами, банками), основанная на доверии, т.е. готовность - вступать в долговременные экономические отношения.

Очевидно, что по всем элементам, определяющим эффективность корпоративной системы управления, предстоит сделать еще очень многое: начиная с совершенствования законодательной базы до -главное - систематического обучения и стимулирования ускорения процесса внедрения этой системы.

8. Отсутствие опыта и практики выживания в условиях кризисной ситуации:

предшествующий период экономических реформ с момента получения независимости республики условно можно разделить на три этапа (см. вышеописанное): первый - это 1991-1995 гг., для которого характерна высокая инфляция и дисбалансы в экономике. В этот период коммерческие банки расширяли свою деятельность, увеличивали доходность за счет инфляционных денег, выдавая кредиты без достаточного опыта, второй этап - 1996-1997 гг., когда проведенные мероприятия по реструктуризации банков в рамках программы ФИНСАК, достижение финансовой стабильности в плане снижения инфляции, и некоторого развития финансового рынка, позволили коммерческим банкам последовательно увеличивать свое присутствие на рынке, извлекая и увеличивая свою доходность. Третий этап - 1998 г. - это снижение устойчивости банков на фоне резкого ухудшения внешних по отношению к ним условиям. Практика показала, что в такой период резко возрастает роль менеджмента, понимающего проблему зависимости   деятельности   банка   от   реального   сектора   и макроэкономической ситуации.

Информация о работе Универсальные банки