Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:08, курсовая работа
В современной рыночной экономике центральные банки служат основой и главным звеном денежно-кредитной системы каждого государства, имеющего банковскую систему. Во многих странах совершенствование их деятельности стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Основной проблемой, касающейся центральных банков в любом государстве, является проблема их независимости от властных структур и самостоятельности в проведении своей политики, поэтому рассмотрение полномочий центрального банка является интереснейшим аспектом. Изучение видов «главенствующих банков» в различных странах, позволяет не только сравнить их, но и сделать выводы, касающиеся деятельности центрального банка в нашей стране. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Введение….…………………………………………………………………..............4
1 Правовой статус центральных банков, их цели и основные функции................5
2 Формы организации и роль центральных банков в развитии рыночной экономики…………………………………………………………………………...13
3 Проблема независимости центральных банков…………………………...........17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………...26
Наиболее полно роль Центрального банка как особого органа государственного управления проявляется через выполняемые им функции. Следовательно, исходя из функций, которые выполняет центральный банк, его роль заключается в следующем:
В странах с развитой рыночной экономикой центральный банк является единым эмиссионным органом, который снабжает экономику ликвидными средствами и регулирует важнейшую составную эффективного функционирования хозяйства страны – банковскую систему. Тем не менее, рыночная банковская система не в состоянии работать эффективно без развитого финансового рынка, поскольку влияние денежно-кредитной политики центрального банка передается экономике посредством механизмов денежного, валютного и фондового рынков. Поэтому от эффективности функционирования финансового рынка зависит действенность денежно-кредитной политики центрального банка, степень его независимости в принятии и реализации своих решений.
В переходных экономиках центральный банк функционирует в условиях, когда еще не сформировалась сбалансированная финансовая система, основными элементами которой является банковская система, финансовый рынок, который включает финансовых посредников, пенсионные фонды, инвестиционные, страховые компании при органическом взаимодействии денежного рынка и рынка ценных бумаг. В таких условиях возможным есть лишь частичное денежно-кредитное регулирование экономики и ограниченное использование инструментов денежно-кредитной, валютной и финансовой политики для управления переходной экономикой [16, с. 2].
Первоочередную роль в дальнейшем развитии банковской системы и финансовой инфраструктуры в таких условиях должен сыграть центральный банк. Опыт развитых западных стран убеждает, что достаточно независимый центральный банк может и должен играть ведущую роль в формировании крепкой и стабильной банковской и финансовой систем.
Таким образом, с точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на: государственные, акционерные, смешанные. В настоящее время большинство центральных банков является собственностью государства. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Роль Центрального банка в экономике любой страны по мере ее развития усиливается, так как именно через деньги, через денежно-кредитный механизм идет регулирование развития экономики. Наиболее полно роль Центрального банка как особого органа государственного управления проявляется через выполняемые им функции.
3 Проблема независимости центральных банков
Связь центрального банка с правительством очевидна и с развитием экономики она только усиливается. Но это не означает, что государство безгранично расширяет свое влияние на политику центрального банка. Какой бы правовой статус ни имел центральный банк, он является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства.
В научной литературе нет четкого, устоявшегося и общепризнанного определения независимости центрального банка. Как правило, под независимостью центрального банка понимают комплекс критериев, характеризующих взаимоотношения центрального банка с правительством, а также способность центрального банка самостоятельно устанавливать цели и ориентиры монетарной политики, по своему усмотрению применять инструменты монетарной политики для достижения поставленных целей и принятых ориентиров [13, с. 100].
Проблема независимости центрального банка весьма актуальна, поскольку его автономность является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. Будучи тесно связанным с государством, центральный банк, между тем, преследует несколько иную цель. Он должен обеспечивать стабильность цен, избегая инфляции. Это его долгосрочный план. Правительство же для достижения своих целей широко использует инфляцию, поскольку это наиболее легкий способ решения проблем. Однако он дает лишь временное разрешение трудностей, которые впоследствии неизбежно возникают вновь.
Полномочия центрального банка не могут быть безграничны, т.е. в вопросе о независимости центральных банков нельзя говорить об абсолютной их автономности, поскольку здесь имеет место лишь относительная самостоятельность.
В последнее время в западной литературе в рамках обсуждения проблемы координации деятельности центрального банка и правительства под независимостью центрального банка понимается автономность и подотчетность центрального банка. Принцип автономности и подотчетности центрального банка предполагает:
Обладая такой самостоятельностью, центральные банки для успешного выполнения стоящих перед ними задач должны также иметь своего рода иммунитет против пересмотра принятых ими решений.
Их деятельность не должна подвергаться пересмотру до тех пор, пока не будут приняты соответствующие решения высших законодательных органов.
В то же время, говоря об относительной независимости центральных банков от правительства, следует отметить такой аргумент против их полной автономности, как четкое согласование и тесная увязка денежно-кредитной и финансовой политики центрального банка с экономической политикой государства. И какие бы краткосрочные задачи ни ставило правительство, приоритеты его макроэкономического курса определяют политику центрального банка в долгосрочном плане [12, с. 44].
Независимость центрального банка не должна означать его бесконтрольность. Более того, следует подчеркнуть, что чем более самостоятелен банк в своих действиях, тем прозрачнее должна быть его деятельность и отчетность для аудиторов и уполномоченных наблюдателей от государственной власти. Это справедливо для всех без исключения областей деятельности центрального банка – от проведения денежно-кредитной политики до хозяйственных операций, что позволяет повысить эффективность работы банка и даже смягчить защищающие независимость банка ограничения во взаимоотношениях центрального банка с органами исполнительной власти [17, с. 123].
Современные центральные банки развиваются по направлению усиления независимости от государственных управленческих и законодательных структур. Однако теоретическая и законодательно закрепленная независимость не всегда и не в указанной степени означает их фактическую автономность.
В зарубежной литературе различают политическую и экономическую независимость центрального банка. Степень политической независимости центрального банка определяется наличием у него большей или меньшей самостоятельности по отношению к органам государственного управления при выборе и проведении необходимой денежно-кредитной политики. Под экономической независимостью подразумевается возможность центрального банка использовать свой инструментарий без существенных ограничений [25, с. 19].
Наиболее значимыми факторами независимости центрального банка являются:
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить три главных, которые характеризуют не только теоретическую концепцию независимости, но и используются для эмпирического анализа с помощью индексов независимости:
Одним из самых важных факторов независимости центрального банка является процедура назначения (выбора) руководства (таблица 1).
Таблица 1 - Назначение (выбор) руководства центрального банка
Страны |
Порядок назначения (выбора) |
Австрия, Великобритания,
Дания, |
Руководящие органы центрального
банка (Президент и члены Директората) |
Италия |
Президент банка назначается Советом управляющих центрального банка, в который не входят политические деятели; выбранная кандидатура должна быть одобрена Советом Министров и утверждена Президентом страны |
Нидерланды |
Решение о назначении принимает Совет Министров на основе кандидатур центрального банка |
Примечание – Источник: [25, с. 20, таблица 1].
Независимость центрального банка связана с его подотчетностью. Большей самостоятельностью пользуются банки по закону, подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньше – подотчетные Министерству финансов. Таких банков большинство.
В большинстве развитых стран (Австрия, Великобритания, США, Дания, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония) руководство банка выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур.
Президент США утверждает кандидатов на пост председателя и вице-председателя Совета управляющих Федеральной резервной системы (ФРС) на четырехлетний срок с одобрения Сената. Несмотря на это, ФРС не несет никакой ответственности перед органами исполнительной власти, является по закону рабочим органом Конгресса и подчинена исключительно ему. Будучи назначенными, председатель и вице-председатель Совета управляющих, как и все остальные члены Совета, без серьезных оснований уже не могут быть смещены со своих постов, что обеспечивает исключительно высокую степень независимости ФРС от законодательной и исполнительной властей [25, с. 19].
Согласно статье
24 Банковского кодекса Председате
В большинстве развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение составляют страны, центральные банки которых более зависимы от государства: Италия, Франция, Российская Федерация [25, с. 19].
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Банковским кодексом Президент Республики Беларусь освобождает от должности Председателя и членов Правления Национального банка на основаниях, предусмотренных Банковским кодексом, с уведомлением Совета Республики Национального собрания. Следовательно, по данному фактору Национальный банк Республики Беларусь более зависим от государства.
Одним из важнейших факторов независимости центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на вмешательство в денежно-кредитную политику, то есть наличие установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка – обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования (таблица 2).
В настоящее время лишь развивающиеся страны делают ставку на центральные банки, подчиненные правительству. Такие страны, как США, ФРГ, Швейцария, предоставляют своим центральным банкам возможность самостоятельно выбирать основные направления и механизмы осуществления денежно-кредитной политики, оставив за собой определение принципов взаимодействия центрального банка с исполнительной властью.